Организация и процесс маркетинговых исследований на книжном рынке.

Классификация маркетинговых исследований

По месту проведения:

· кабинетные;

· полевые.

 

По степени охвата:

· сплошные;

· выборочные.

 

По цели:

· разведочные (поисковые) — проводятся для лучшего определения проблемы и выдвигаемых гипотез, в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности;

· описательные — направлены на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков;

· причинно–следственные — проводятся для проверки гипотез относительно причинно — следственных связей;

· тестовые — направлены на проверку правильности принятых маркетинговых решений;

· прогнозные — связаны с предсказанием будущего состояния объекта.

 

Маркетинговые исследования позволяют изучить: основные этапы маркетингового исследования, постановка проблемы; определение целей исследования; выбор методов проведения исследования; определение типа необходимой информации и источников ее получения; процесс получения данных; обработка и анализ данных; разработка выводов и рекомендаций;

оформление результатов исследования.

Стоимость и сроки

Стоимость маркетингового исследования складывается из трёх основных статей затрат:

стоимость рабочего времени занятых в проекте специалистов;

стоимость используемых материальных и информационных ресурсов;

стоимость справедливого вознаграждения респондентов.

Определить итоговую стоимость возможно только при наличии полноценного технического задания и разработанного плана реализации исследования, т. е. применяемых методик сбора информации, так как все они разные по трудоёмкости.

Сроки проведения полноценного исследования могут варьироваться от 3–х недель и дольше, всё зависит от целей и задач.

Данное исследование представляет собой подробное описание российского рынка книг. В исследовании были приведены количественные показатели рынка, проведена сегментация и описана структура рынка, представлено подробное описание выделенных сегментов рынка.

Проведён конкурентный анализ, а также анализ потребителей рынка. Описаны тенденции рынка, факторы, оказывающие влияние на рынок. Выделены риски, связанные с рынком, а также перспективы развития рынка с учётом влияния кризиса.

Наиболее распространенная литература по целевому назначению следующая:

Издания для широкого круга читателей - 14% от общего тиража

Литературно-художественные произведения - 15%

Научные издания - 20%

Учебные и методические издания - 30%.

 

Наибольшую наценку на стоимость книжной продукции в России позволяют себе розничные сети, и она равняется $3. Подобная структура стоимости российской книги не учитывает интересы всех участников цепи распространения книжной продукции, что приводит к отсутствию возможности у издателей повышения качества продукции, а книготорговым сетям - расширять каналы сбыта, качественно и количественно увеличивать ассортимент продукции.

По мнению экспертов рынка более 50% продаж книжной продукции приходится на торговые книжные сети. Таким образом, наиболее интересным для изучения является сегмент розничных книготорговых сетей

Несмотря на то, что в данный момент на рынке книг происходят негативные изменения, тем не менее, по прогнозам эксперта, данное снижение будет отмечено лишь в кризисный период. Кризисное влияние рынок книг сможет преодолеть без последствий и нормализоваться за достаточно короткий срок.

В пользу этого говорят следующие факторы:

· Рынок не сильно закредитован.

· Рынок ориентирован на внутренний продукт, слабо подвержен влиянию колебания курса мировых валют.

· Рынок ориентирован на конечного потребителя, который остается достаточно лояльным к книжным товарам.

· Рынок будет развиваться, объем рынка в денежном выражении будет расти за счет удорожания продукции. Но, как было указано выше, развитие рынка движет его к стадии насыщения и возможен риск затоваривания рынка, таким образом, издателям и торговым компаниям стоит обращать внимание на размер оборота книжной продукции во избежание данной ситуации.

Маркетинговые исследования классифицируются по назначению и типу в соответствии с областью предпринимательской активности, субъектом исполнения и плановостью проводимого исследования.

Маркетинговые исследования используются в следующих областях предпринимательской деятельности:

· Ассортиментная политика услуг: позволяет провести оценку спроса и предложения, характера изменения спроса при увеличении или снижении цены, характера изменения объема продаж при изменении влияющих на него факторов (цена, упаковка т.д.).

· Каналы распределения: позволяет оценить объемы продаж по регионам, времени покупательской насыщенности; различия структуры сбыта и каналов распределения фирмы и конкурентов; возможные формы совершенствования каналов сбыта и привлечения покупателей по каждому каналу.

· Ценовая политика: определяется структура себестоимости товаров, соотношение «качество-цена», оптимальный ценовой сегмент.

· Послепродажный сервис: выясняется, каков жизненный цикл услуги, характер кривой жизненного цикла, каково соотношение объема вложений в послепродажный сервис и покупательской отдачи.

Маркетинговые исследования разделяются по характеру выполнения исследования на «плановые» и «внеплановые» мероприятия. Плановые мероприятия – это комплекс маркетинговых исследований, ориентированных на получение стандартизированного объема (по количеству и составу) ряда параметров, необходимых для принятия тактических и стратегических решений на рынке. Плановые исследования являются повседневным базисом работы отдела маркетинга (маркетинговых исследований) предприятия и проводятся в соответствии с определенным графиком и четко поставленными методически определенными задачами, опирающимися на традиционные методы маркетинговых исследований. Внеплановые исследования проводятся чаще внешними сервисными фирмами для решения локальных (периодически возникающих) задач, обычно связанных с «неожиданно» возникающими проблемами в предпринимательской деятельности фирмы. Для решения проблемных внеплановых задач фирмы, обеспечивающие их решение, часто прибегают к использованию нетрадиционных методов маркетингового исследования, стандартизация которых практически невозможна.

В зависимости от характера целей маркетинговых исследований выделяют три соответствующих направления, типа маркетинговых исследований: разведочные, описательные и казуальные. Каждое такое направление включает в свой состав определенные методы сбора и анализа маркетинговой информации. Разведочное исследование – маркетинговое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез), в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности, а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований.

Описательное исследование – маркетинговое исследование, направленное на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, например, демографической ситуации, отношения потребителей к продукции компании. При проведении данного вида исследований обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: Кто, что, где, когда и как. Как правило, такая информация содержится во вторичных данных или собирается путем проведения наблюдений и опросов, постановки экспериментов.

Казуальное исследование – маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. В основе данного исследования лежит стремление понять какое-нибудь явление на основе использования логики типа: «Если X, то затем Y». Маркетолог всегда стремится определить, причины изменения отношений потребителей, изменения показателя рыночной доли и т.п.

Выделяют следующие объекты маркетинговых исследований: внешняя предпринимательская среда, рынок, потребитель и конкуренты. Однако очевидно, что, проводя опросы потребителей, изучается не только их покупательское поведение, но мнения и оценки, характеризующие состояние рынка, уровень конкурентоспособности продуктов, оцениваются те или иные факторы внешней среды, т.е. может одновременно проводится маркетинговое исследование по всем выделенным направлениям.

Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организаций в целом, так и ее маркетинговой деятельности.

Организация, которая заказала проведение маркетингового исследования или проводит его самостоятельно, должна получить информацию относительно того, что продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи. Это имеет решающее значение для достижения конкурентных преимуществ. Результаты исследования могут предопределить изменение целей и стратегий деятельности организации в целом.