Сферы рационального использования различных видов городского и пригородного транспорта
Классификация видов городского транспорта
Особенности транспортного обслуживания городов
Городской и пригородный транспорт представляет собой транспортную систему, которая объединяет различные виды транспорта, осуществляющие перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих ряд работ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей (например: уборка мусора, снега, полив улиц и др.).
К транспортной системе города относятся:
ü транспортные средства (подвижной состав);
ü путевые устройства (рельсовые пути, тоннели, эстакады, мосты, стоянки, путепроводы, станции);
ü устройства энергоснабжения (тяговые подстанции, кабельные и контактные сети, заправочные станции);
ü места хранения транспортных средств (депо, гаражи);
ü станции технического обслуживания, ремонтные мастерские и заводы;
ü устройства связи, сигнализации, блокировки, диспетчерского управления транспортом.
В транспортную систему города входит также велосипеды, для которых в европейских странах выделены специальные велосипедные дорожки.
Перед городским пассажирским транспортом стоит задача доставки пассажиров к месту назначения с максимальными удобствами при минимальных затратах времени, труда и средств. Городская транспортная система состоит из традиционных, нетрадиционных и специфических видов городского транспорта.
Современный городской транспорт по своему назначения подразделяется на следующие категории.
а) пассажирский - электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы, велосипеды, речной трамвай, вертолеты;
б) грузовой - грузовые автомобили, трамваи, троллейбусы, мотороллеры;
в) специальный - санитарные и пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т.п. В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимости от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделён на три группы:
1) общественный массовый общего пользования - электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт и вертолёты;
2) общественный индивидуального пользования - такси, легковые автомобили проката и ведомственный;
3) уличный индивидуального пользования - легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды.
Общественный и личный транспорт индивидуального пользования по условиям организации движения можно объединить под общим названием - легковой автомобильный транспорт. Массовый транспорт общего пользования отличается значительной по сравнению с индивидуальным транспортом вместимостью и большой провозной способностью. Характерной особенностью массового транспорта является то, что он работает на установленных маршрутах.
Городской пассажирский транспорт классифицируется по следующим признакам:
1. По характеру путевых устройств:
· рельсовый (монорельс, метрополитен, трамвай)
· безрельсовый (автобус, троллейбус)
2. По виду тяги:
ü электрический;
ü с двигателем внутреннего сгорания (автомобильный).
3. По отношению к территории города
ü уличный (наземный) пассажирский транспорт, к нему относится трамвай, троллейбус, автобус, такси, легковые автомобили);
ü на обособленном полотне;
ü внеуличный (городская железная дорога, метрополитен, монорельсовая дорога).
4. По скорости
ü обычный;
ü сверхскоростной;
ü скоростной.
5. По технологии организации маршрутов
ü обычный;
ü полуэкспресс;
ü экспресс.
6. По провозной способности
ü низкая;
ü малая;
ü средняя;
ü высокая.
Единая транспортная система любого города, как правило, состоит из нескольких видов транспорта. Основными показателями, характеризующими работу конкретного вида транспорта, следует считать провозную способность и скорость движения.
В России городские пассажирские перевозки выполняются всеми видами современного транспорта. В последние годы возросли перевозки частным автотранспортом. Распределение пассажирских перевозок между видами транспорта следующее:
Автобус ……………………………. 42 %
Троллейбус …………………………. .12,5 %
Трамвай……………………………… .10,2 %
Метрополитен………………………… 6 %
Такси, ведомственный и
частный автотранспорт …………….. 29 %
Объем работы пассажирского транспорта зависит от следующих основных факторов: численности населения, характера расселения жителей, планировки города, условий рельефа, взаиморасположения жилых и промышленных зон – и определяется по формуле:
Р=NbLср, (4.1)
где N – численность населения города;
b – транспортная подвижность населения;
Lср – средняя дальность поездки пассажира.
Транспортная подвижность – это число поездок, приходящееся в год на одного жителя. На транспортную подвижность населения влияют объемы работы пассажирского транспорта, благосостояние населения, степень развития транспортной сети города. Особенностью формирования городского пассажиропотока являются два пика – утренний и вечерний.
Главной характеристикой городского транспорта является провозная способность т.е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено в час в одном направлении по одной линии.
Важнейшей характеристикой городской транспортной сети является ее плотность. Большая плотность сети создает удобства подхода к остановкам транспорта. Плотность сети должна обеспечивать время подхода пассажира в пределах 5 мин.
Основными условиями выбора видов городского пассажирского транспорта является
· соответствие его провозной способности мощности пассажиропотоков;
· скорость
· формы и размеров территории города;
· соблюдение норм времени на передвижение пассажира.
При наличии конкурирующих видов транспорта выбирается наиболее экологичный и экономичный.
Планировочные структуры городов:
1. свободная схема, которая усложняет работу транспорта (в средневековых восточных и европейских городах);
2. радиальная схема, осуществляющую удобную связь центра с периферийными районами, но усложняющую связь между периферийными зонами (в старых городах с незначительными транспортными потоками);
3. радиально-кольцевая схема (в крупных старых городах);
4. прямоугольная схема с равномерной транспортной нагрузкой магистралей и дублирующих связей и отсутствие кратчайших связей в диагональном направлении;
5. прямоугольно-диагональная схема – устраняет недостаток прямоугольной схемы;
6. комбинированная схема.