История развития городского транспорта

Общая характеристика городского и пригородного транспорта

Т Р А Н С П О Р Т

Тема 4. Г О Р О Д С К О Й И П Р И Г О Р О Д Н Ы Й

 

Этот вид транспорта представляет собой комплекс транспортных систем и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность городов и пригородный зон. Современные города различаются между собой по численности населения, занимаемой ими территории, ее конфигурации, возрасту, экономико-географическому положению и т.д. Городом называется населенный пункт, достигший определенной населенности и выполняющий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные, административно-политические функции. Различают города районного , областного, краевого и республиканского подчинения.

В России более 1200 городов. По численности жителей города классифицируют:

1. малые (12-50 тыс. чел.);

2. средние (50-100 тыс. чел);

3. большие (100-250 тыс. чел.);

4. крупные (250-500 тыс. чел.);

5. крупнейшие (более 500 тыс.чел.).

В число крупнейших входят 13 городов – мегаполисов, численность которых превышает 1 млн.чел.

Особенность наших городов – высокая плотность их жилой застройки, а следовательно, и высокая плотность населения. По мере роста городов и концентрации населения в них обостряется транспортная проблема. Поток пассажиров в городах примерно в 15 раз превышает поток пассажиров на магистральных видах транспорта.

 

 

Идея создания общественного городского транспорта была высказана французским ученым-физиком Б.Паскалем в 1661 году.

Потребность в массовом обслуживании населения возникла в 18 веке, когда города достигали значительных размеров и дальнейшее их развитие стало сдерживаться отсутствием средств передвижения.

Главную транспортную работу в Москве осуществляли тысячи извозчиков. В 40х годах 19 века в Москве появились первые так называемые «линейки» - открытые повозки (в виде длинной телеги), запряженные лошадьми. Она вмещала до 11 пассажиров. Лишь в конце 70х годов 19 века были сооружены первые рельсовые дороги, на которых вагоны-трамваи передвигались с помощью лошадей.

Первый электрический трамвай (опытная эксплуатация) был пущен в Санкт-Петербурге инженером Ф.А.Пироцким в 1874 году. А вошел в эксплуатацию уже в 1903 году в Москве.

Автобус впервые в России появился в 1924 году.

Троллейбус в России стал эксплуатироваться с 1933 года.

В России первый метрополитен появился в 1935 году в Москве.

Движущийся тротуар впервые был продемонстрирован на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Началом его эксплуатации можно считать 1964 год в Париже.

Первая монорельсовая дорога России с конной тягой построена под Москвой механиком И.К. Эльмановым.