D). Мореходные качества судов.
С) Объемные характеристики
В) Весовые характеристики
1. Водоизмещение (D) – это масса вытесненной судном воды или масса судна в тоннах. Различают валовое и чистое водоизмещение.
а) Чистое (порожнее) водоизмещение (Dпор) – вес вытесненной судном воды в порожнем состоянии, т.е. при отсутствии на судне грузов, команды, топлива, воды, судовых запасов.
б) Валовое (полное) водоизмещение (Dm) - вес вытесненной судном воды при полной загрузке т.е. до максимально допустимой осадки. Это сумма водоизмещения порожнего судна и дедвейта
2. Грузоподъемность- это масса груза, который может перевести судно. Грузоподъемность судна зависит от времени года и района плавания.
Различают полную и чистую грузоподъемность
а) Полная грузоподъемность или дедвейт DWT мертвый вес – это максимальное количество груза (Q) в тоннах, а так же запасы топлива, (q т) воды, (q в ), грузов снабжения (q сн ).
DWT = Q + q т + q в + q сн , (2.17)
Или разность между валовым и чистым весовым водоизмещением.
DWT=Dm-Dпор, (2.18)
б) Чистая грузоподъемность или каргодедвейт Dr – это полная масса перевозимого полезного груза, которая может быть погружена на судно.
Dr= DWT – (qт + qв + q сн) (2.19)
Грузовместимость – объем всех грузовых помещений в куб.метрах.
Для оценки площадей судна используется показатель - регистровая вместимость (объем судна) исчисляемый в регистровых тоннах.
1 рег. тонна = 2.83 куб.м.
Мореходные качества судна - совокупность характеристик судна, определяющих его поведение в эксплуатационных условиях плавания.
Скорость– это эксплуатационное качество судна, определяющее быстроту транспортных операций. Скорость речных судов измеряется в км/ч, морских судов – в узлах. Узел равен морской миле (1852 м) в час.
Плавучесть – способность судна плавать на воде по определенную осадку при заданном количестве находящихся на нем грузов и пассажиров. Мерой плавучести судна является водоизмещение.
Остойчивость –способность судна противостоять внешним силам, и способность возвращаться к состоянию равновесия после прекращения воздействия этих сил. Наклонение судна в поперечной плоскости называют креном, в продольной плоскости – дифферентом.
Непотопляемость-способность судна плавать и сохранять остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков
. Непотопляемость обеспечивается:
- делением внутреннего объема корпуса судна на водонепроницаемые отсеки по вертикали (палубами) и горизонтали (переборками);
- соединением отсеков противоположных бортов;
- устройством двойного дна и др.
Степень непотопляемости судна зависит от его назначения.
Ходкость – способность судна перемещаться с заданной скоростью при затрате определенной мощности главных двигателей.
Управляемость- способность судна удерживать заданное направление движения или изменять его в соответствии с действиями рулевого. Управляемость судна характеризуется устойчивостью на курсе и поворотливостью.
Устойчивость судна - способность судна противостоять на ходу действию внешних сил, затрудняющих удержание заданного направления движения.
Поворотливость - способность судна изменять направление движения и двигаться по криволинейной траектории, т.е. поворотливостью.
Речные порты
Порт – этоприбрежный пункт, имеющий удобные водныеподходы и связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и автомобильным транспортом, оборудованный перегрузочными комплексами, складами, устройствами для обслуживания судов и пассажиров.
Основные функции порта:
1. перегрузочные работы – передача грузов с судов на другие виды транспорта или в обратном направлении;
2. обслуживание пассажиров – посадка-высадка пассажиров, продажа билетов, хранение багажа и др. виды обслуживания;
3. коммерческая и финансовая деятельность – привлечение грузов и пассажиров, заключение договоров на перевозку, расчеты за перевозку и др.;
4. комплексное обслуживание флота – снабжение судов, рейдово-маневровые работы, бытовое обслуживание экипажей и др;
5. ремонт портовых объектов и техники;
6. перевозки в местном сообщении – перевозки нерудных строительных материалов, добываемых со дна рек, перевозки пассажиров на пригородных и внутригородских линиях.
При относительно небольшом грузо-и-пассажообороте порт носит название пристань.К пристаням приписаныостановочные пункты. Пристани, как правило, выполняют перегрузочные работы и пассажирские операции, а остановочные пункты – в основном пассажирские операции.