Перспективы развития речного транспорта

Область применения

1. Перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния. Средняя дальность перевозки составляет 400 км. Основными грузами являются минерально-строительные материалы (песок, щебень, гравий), лесные, хлебные грузы, удобрения.

2. Доставка крупных негабаритных грузов.

1. Перевозки в районы, где нет других видов транспорта (Север, Дальний Восток, Якутия – 80%, Норильск – 70%).

2. Международные перевозки экспортно-импортных грузов.

3. Смешанные перевозки в судах «река-море». Используются в рыболовстве.

4. Пассажирские перевозки.

5. Туристические, экскурсионные поездки.

1. Строительство судов смешанного плавания «река-море».

2. Развитие и строительство судостроительных заводов.

3. Модернизация действующего флота и преобразование его на класс судов «река-море».

4. Реконструкция устьевых речных портов

5. Улучшение технического состояния причальных сооружений в портах, оборудование причальных и береговых сооружений в городах, местах «зеленых» стоянок на туристических маршрутах;

6. Модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств в портах;

7. Создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков;

8. Строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа;

9. Создание в речных портах обслуживающих международные транспортные коридоры и работающих с внешнеторговыми грузами, контейнерных терминалов и логистических центров.

10. Увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой;

11. Создание судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, прежде всего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам;

12. Развитие связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации.

 

Характеристика водных путей

Водный путьэто судоходная часть рек, озер, водохранилищ, каналов.

Речные пути характеризуются:

1. Питанием (грунтовое, снеготаяние, ледниковое);

2. Извилистостью речных путей;

3. Направленностью течения. Средняя скорость течения российских рек

5 км/ч.;

4. Мощностью течения. Российские реки имеют среднюю мощность 2-4 л.с.;

5. Замкнутостью бассейнов;

6. Периодом навигации, который колеблется от 140 до 240 суток. Ленский навигационный период 140 суток, Донской – 240 суток;

7. Пропускной способностью.

 

Рисунок 2. 10 - Классификация внутренних водных путей

 

Водные пути бывают судоходные и сплавные. Судоходные пути могут быть естественными (реки, озера) и искусственные (каналы, шлюзы, водохранилища). Сплавные пути предназначены главным образом для перемещения леса плотами или молевым способом.

Речные пути могут быть

- с освещаемой судовой обстановкой и без освещаемой судовой обстановкой,

- с гарантированными глубинами и без гарантированных глубин.

Каналы–устраиваются открытыми и шлюзовыми.

Открытые (свободные) каналы соединяют реки одного уровня.

Шлюзовые каналы устраиваются, когда реки расположены на разных уровнях. Каналы питаются водой самотеком из рек, озер или подачей воды насосом на высшую точку канала.

Шлюзыпредназначены для перехода судов с одного уровня воды на другой, в частности для пропуска судов через плотины.

Шлюзы бывают: однокамерные, когда разность вод не превышает 20 м;

многокамерные применяют, когда разница вод больше 20м.

В шлюзовом канале судно поднимается или опускается до тех пор, пока уровень воды в шлюзе не сравняется с уровнем того участка канала, куда направляется судно. Канал может состоять из нескольких участков с различными уровнями воды в них, и на каждом перепаде устраивают один или несколько шлюзов.

 


Рисунок 2.11. - Схема многоступенчатого шлюза.

 

Главнейшие судоходные каналы России: Волго-Донской (соединяет Волгу и Дон), Беломоро-Балтийский (Белое море и Онежское озеро), Волго-Балтийский (Волга-Рыбинское водохранилище - Онежское озеро), канал Волга - Москва. Система этих каналов образует сквозной водный путь между Белым и Балтийскими морями на северо-западе и Каспийским, Азовским и Черным на юге. Таким образом, создана Единая глубоководная транспортная система страны (ЕГС), связывающая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Протяженность ЕГС составляет 6,5 тыс.км, гарантированная глубина на всей протяженности составляет 4 м.

Судоходство осуществляется по судовому ходу – фарватеру.

Фарватер (от голл. varen – двигаться и water- вода) – это полоса водного пути, гарантирующая безопасное двустороннее движение судов.

Габаритные размеры судового хода:

1. ширина – обеспечивает пропуск 2 судов

2. глубина – больше осадки расчетного судна на 0,1-0,3 м

3. радиус закругления - R=6L (L-длина расчетного судна)

4. подмостовые габариты.

Для обеспечения нормальных судоходных условий требуется постоянное наблюдение за фарватером и проведение дноочистительных работ.

Направление и границу судового хода обозначают навигационными знаками, к которым относятся:

1. плавучие средства (плавучие маяки, буи, вехи);

2. береговые знаки (световые маяки, радиомаяки, пеленгаторы, створные знаки).

Речные пути подразделяются на 7 классов и 4 основные группы:

1. сверхмагистрали (1 класс) – гарантированная глубина 4 м,

2. магистрали (2 и 3 класс) гарантированная глубина 2,6 м.

3. пути местного значения (4 и 5 класс) – гарантированная глубина до 1,4 м.

4. малые реки (6 и 7 класс) – с гарантированными глубинами до 0,6м. и менее.

Водные пути характеризуются пропускной способностью– это максимальное количество судов, которое может быть пропущено через данный участок в единицу времени.

Для шлюзовых рек пропускная способность ограничивается пропускной способностью шлюза.

N=Tр / Тт, (2.15)

 

где Тр – расчетное время,

Тт – техническое время обработки одного судна.

Тт= tш / 2m, (2.16)

где tш – время шлюзования судов, следующих в разных направлениях;

m – количество судов в шлюзе.

 

Подвижной состав водного транспорта

Классификация речного флота.

I. По назначениют.е. роду выполняемой работы и виду перевозок:

1. Транспортные суда предназначены для перевозки грузов и пассажиров, которые подразделяются на пассажирские и грузопассажирские грузовые (сухогрузные и наливные), буксирные (толкачи, буксиры);

2. Технические суда предназначены для прокладки и содержания судоходного хода. К ним относятся, землечерпательные (дноочистительные) и земленасосные или дноуглубительные снаряды (земснаряды), выправительные суда, краны.

3. Вспомогательные – обслуживающие транспортные и технические суда (плавучие мастерские и доки, топливозаправочные станции, санитарные и очистительные станции, дебаркадеры, плавучие краны, спасательные и т д.).

4. Специального назначения (ледоколы, паромы, пожарные, плавучие магазины, рыболовецкие, экспедиционные и др.).

II. По районам плаванияРоссийский речной регистр подразделяет все суда на 5 категорий:

· «М-СП» - для смешанного «река-море» плавания при шторме не более 5 баллов, высоте волн до 3,5 м, удалении от портов-убежищ не более 50 миль;

· «М» - для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 3 м (в устьях больших рек, озерах, морских заливах);

· «О» - для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 2 м (на крупных водохранилищах, в низовьях крупных рек);

· «Р» - для плавания на средних и нижних плесах крупных рек, на каналах и спокойных озерах при высоте волн до 1,2 м;

· «Л» - для плавания по рекам при высоте волн до 0,6 м (на малых реках, в верховьях крупных рек).

III. По средствам движенияразличают суда:

· Самоходные суда с собственным механическим двигателем приводимые в движение источником энергии, находящимся на судне. К ним относятся буксиры, толкачи, суда.

· Несамоходные суда, приводимые в движение источником энергии, находящимся вне судна, толкачами-буксирами, энергией ветра. К ним относятся баржи, парусные суда.

IV. По принципу движения по воде суда делятся:

· Водоизмещающее судно, для которого все, или большая часть сил поддержания создаётся за счёт выталкивания воды (Архимедовых сил).

· Глиссирующее судно. Глиссер (фр. glisseur, от glisser — скользить) — лёгкое быстроходное судно. При движении глиссера, за счёт специально спроектированной формы корпуса, имеющего либо плоское днище, либо уступы на днище в виде ступеней - реданы, возникает гидродинамическая сила, компенсирующая часть силы тяжести и вызывающая общее значительное всплытие судна, которое «выходит на редан» (оно как бы скользит по поверхности воды — глиссирует).

· Суднo на воздушной подушке (СВП) — тип судна с динамическим принципом поддержания, которое может двигаться с большой скоростью и над водой, и над твёрдой поверхностью (амфибийные СВП) на небольшом расстоянии над ним, на так называемой воздушной подушке, образованной нагнетаемым под днище воздухом.

· Суда на подводных крыльях (СПК) — тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья.

· Экраноплан.

V. По типу главного двигателя:

· Гребное судно;

· Теплоход - самоходное судно, основным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, чаще всего — дизельный;

· Пароход — судно, в качестве двигателя которого используется паровая машина;

· Турбоход- судно, в качестве двигателя которого используется паровая машина или паровая турбина;

· Газотурбоход - тип судна, имеющего силовую установку на основе газотурбинного двигателя. Применение двигателя такого типа позволяет резко повысить мощность силовой установки при меньшей её массе;

· Электроход — судно, движитель которого приводится в действие электрическим двигателем. Основные преимущества электрического привода — возможность быстро и плавно менять скорость и направление вращения движителя, низкий уровень шума и вибрации. Одним из недостатков электроходов является сравнительная сложность силовой установки;

· Атомоход (атомное судно) — общее название судов с ядерной энергетической установкой. Первый в мире гражданский атомоход — ледокол «Ленин» (1959).

VI. По типу движителейсуда разделяют на

· винтовые (водяной или воздушный винт);

· колесные (гребное колесо);

· водометные (струя воды);

· крыльчатые движители (колесо-ротор с крылеобразными поворотными лопастями)

· парусные.

VII. По материалу корпусасуда бывают

· деревянные;

· стальные;

· пластмассовые;

· композитные;

· железобетонные.