Автомобильные дороги

Пассажирский автотранспорт

Пассажирские автотранспортные средства классифицируются по назначению и вместимости.
I. По назначениюавтобусы подразделяют на:
- пригородные,
- междугородние,
- местного сообщения,
- экскурсионные или туристические.
II. По вместимостиавтобусов:
-
особо малые - до 10 пассажиров;
- малые – до 30 пассажиров;
- средние – до 60 пассажиров;
- большие – до 100 пассажиров;
- особо большие – до 150 пассажиров.
В городах широко используют сочлененные автобусы, которые имеют постоянную сцепку между автобусом и автобусным прицепом или полуприцепом.
Классификация подвижного состава автомобильного транспорта представлена на рис.2.4.

 

Автомобильные дороги являются важнейшим звеном транспортной системы страны, без которого не может функционировать ни одна отрасль народного хозяйства. Как известно, одной из вечных проблем России являются дороги. Недостаток и низкое качество дорог существенно сдерживает не только развитие автомобильного транспорта, но и социально-экономический прогресс в стране. Общая длина автомобильных дорог в России составляет 945 тыс.км, из них с твердым покрытием 750 тыс.км. Дороги общего пользования составляют всего лишь 580 тыс.км., из них твердое покрытие имеют 525 тыс.км. (90%). Протяженность федеральных дорог составляет 46,4 тыс.км. (менее 10% от сети общего пользования).

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного, непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями в любое время года и в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.

Автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются:

а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:

1. относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);

2. относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);

3. относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера включая относящиеся к собственности:

 

 


Подвижной состав автомобильного транспорта

       
   
 
 

 

 


Рисунок 2.4 – Классификация подвижного состава автомобильного транспорта


 

- поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений);

-муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов); Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. км улично-дорожной сети городов.

- городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами).

- относящиеся к частной и иным формам собственности.

б) на автомобильные дороги необщего пользования - автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд. Значительная часть ведомственных и частных дорог в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии, около четверти из них брошены владельцами из-за отсутствия средств на ремонт и содержание. Наиболее явно эта проблема имеет место в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, где ведомственные дороги нередко являются единственным способом сообщения между удаленными населенными пунктами

Автодороги группируют по техническим параметрам, а также по народно-хозяйственному значению.

I. По народно-хозяйственному значению дороги делят на:

1. магистральные автодороги общегосударственного значения (1а,1б,2 класс);

2. автодороги общегосударственного и республиканского значения (2,3 класс);

3. автодороги республиканского и областного значения (3,4 класс);

4. местные автодороги (4,5 класс).

II. По техническим характеристикам. Автодороги по техническим и качественным характеристикам делят на 5 категорий или классов. Основными критериями для назначения параметров автодорог является среднесуточная интенсивность дороги в расчетный год, расчетная скорость, пропускная способность одной полосы движения и обеспечение безопасности движения. Классификация автодорог по категориям представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Классификация автодорог по категориям

Категория Расчетная, среднегодовая интенсивность авт/сут Расчетная скорость, км/ч Число полос движения Нагрузка на одну ось, кгс Тип дорожных покрытий  
60-150 4-6 Капитальные, цементно-железо-асфальтобетонные
3000-7000 60-120 2-4 Капитальные, цементно-железо-асфальтобетонные
    1000-3000   50-100     То же и облегченные из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими материалами
    200-1000   40-80     60-100 Щебеночные и гравийные из грунтов и местных материалов, обработанные вяжущими материалами
до 200 30-60 1(4,5м) То же и грунтовые, улучшенные добавками

 

Дорога самой низкой категории (5) - это однополосная, шириной 4,5 м, с фактической пропускной способностью менее 200 а/м в сутки, с расчетной скоростью движения 60 км/час.

III. По условиям движения и доступа к ним автомобильные дороги разделяются на следующие классы:

· автомагистраль;

· скоростная автомобильная дорога;

· обычная автомобильная дорога.

Для автомобильной дороги класса "автомагистраль" устанавливается IА категория. Для автомобильной дороги класса "скоростная автомобильная дорога" устанавливается IБ категория. Для автомобильной дороги класса "обычная автомобильная дорога» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.

К классу «автомагистраль» или «автобан», относятся автомобильные дороги:

- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой,

- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными путями;

- доступ на автобан возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км. друг от друга.
На автобанах отсутствуют перекрёстки и, соответственно, светофоры. Пересечения автобанов выполнены исключительно многоуровневыми развязками. Все съезды и выезды на автобаны оборудованы полосами замедления и ускорения. Выезд на автобаны для транспортных средств, максимальная разрешённая скорость которых ниже 60 км/ч (например, мопеды или трактора), а также для велосипедного и гужевого транспорта запрещён. Также на автобанах запрещёно пешеходное движение. К отличительным особенностям автобанов относятся запрещения движения задним ходом и остановки вне специально отведённых для этого мест. На автобанах запрещён и обгон (опережение) справа. Большая часть автобанов огорожена специальными заборами, предотвращающими появление диких животных на проезжей части.
В Австрии и Швейцарии на автобанах приняты ограничения скорости в 130 км/час и 120 км/час соответственно. В Германии общее ограничение скорости отсутствует, вместо него есть «рекомендуемая скорость», которая составляет 130 км/час. Проезд тяжёлого грузового автотранспорта (общая разрешённая масса более 12 т.) по автобанам Германии платный. Размер сбора за пользование автобанами высчитывается специальной системой Toll Collect, отслеживающей расстояние, которое конкретный автомобиль проехал по автобанам страны. Средняя стоимость постройки одного километра автобана в Германии составляет 26,8 миллиона евро.
К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными путями;
- доступ на автобан возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 3 км. друг от друга.
К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога": - имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой; - доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга. Классификация автодорог по условиям движения представлена в таблице 2.2.

 


Таблица 2.2 - Классификация автодорог по категориям

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Общее количество полос Ширина полосы движения м Центральная разделительная полоса Пересечения с автодорогами пешеходным дорожками
Автомагистраль IA 4 и более 3,75 обязательна В разных уровнях
Скоростная дорога 4 и более 3,75
Дорога обычного типа IB 4 и более 3,75 Допускается пересечение в одном уровне со светофорным регулированием
II 3,5 допускается отсутствие
  2 или 3 3,75 не требуется Допускается пересечение в одном уровне
III 3,5
IV
V 4,5

Параметры и состояние всех элементов дороги и дорожных сооружений определяют технический уровень и эксплуатационное состояние дороги.

Основными показателями автодорог являются:

- расчетная скорость – наибольшая безопасная скорость, т.е. при безаварийном движении. Устанавливается в зависимости от категории дороги и рельефа местности;

- расчетная нагрузка – нагрузка на ось, устанавливается для определения прочности дорожных одежд, инженерных сооружений;

- пропускная способность – наибольшее число автомобилей, которые могут пройти по дороге с определенной скоростью. При этом должно соблюдаться безопасное расстояние между автомобилями.

Пропускная способность многополосной дороги определяется по формуле:

, авт/час. (2.1)

где N – пропускная способность одной полосы;

n – количество полос;

kп – коэффициент плотности, зависящий от числа полос (kп < 1).

Пропускная способность одной полосы определяется по формуле:

, (2.2)

где 1000 – коэффициент приведение к одной размерности (км в м);

V – скорость, км/ч;

lа – длина автомобиля, м;

Sт – наименьшее расчетное расстояние между автомобилями, м.

Для эффективного использования автотранспорта в России необходимо значительное увеличение дорог 1-ой и 2-ой категории с соответствующим оборудованием: станциями заправки автомобилей и технического обслуживания, дорожными гостиницами, специальными стоянками, пересечениями в разных уровнях, освещением, дорожными знаками и т.п.

Несовершенное качество дорог увеличивает стоимость перевозок на 30-50%, расход топлива повышается в 1,5 раза, стоимость эксплуатации автомобиля возрастает в 2-3 раза, а срок службы уменьшается на 30 %.