Автомобили.
Подвижной состав автомобильного транспорта
Основные задачи развития автотранспорта
1. Совершенствование конструкции и технических характеристик автомобилей и двигателей в отношении экономичности, экологичности, лучшего дизайна и удобства управления.
2. Увеличение выпуска специализированных автомобилей, автомобилей различной грузоподъемности.
3. Совершенствование системы диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей.
4. Улучшение организации и безопасности движения.
5. Создание системы автомагистралей и скоростных дорог, в первую очередь по направлениям международных транспортных коридоров
6. Строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог для увеличения пропускной способности дорожной сети с учетом прогнозируемой интенсивности движения транспортных потоков
7. Развитие автомобильных дорог федерального значения на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации, к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам;
8. Развитие дорожной сети в крупных транспортных узлах;
9. Обустройство площадок для сервисного и ремонтного обслуживания автомобилей, стоянок и мест отдыха водителей
К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые автомобили различных модификаций, тягачи, их прицепы и полуприцепы; автобусы, легковые автомобили, Автомобили как активные самодвижущие единицы представляют собой главную и наиболее сложную часть подвижного состава. Прицепы и полуприцепы – это безмоторные повозки для грузов.
Классификация подвижного состава
I .По проходимости грузовые автотранспортные средства разделяются на:
· дорожные
· внедорожные, повышенной и высокой проходимости – они имеют увеличенное число ведущих колес, некоторые из них снабжены специальными широкопрофильными шинами или гусеницами.
II. По назначению автомобили разделяются на:
· транспортные автомобили, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров и подразделяются на пассажирские и грузовые;
· специальные автомобили, предназначенные для выполнения различных технических функций (автокраны, автовышки, пожарные, санитарные, прожекторы, электростанции, компрессоры, автолавки и т.п)
· спортивные автомобили, предназначенные преимущественно для достижения определенных рекордов скорости.
III. По типу кузова грузовые автомобили разделяются на:
· универсальные или общего назначения – к ним относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие стационарные бортовые кузова, предназначенные для перевозки всех грузов, кроме жидких без тары;
· специализированные с кузовами, приспособленными для транспортировки определенных видов грузов (рефрижераторы, панелевозы, лесовозы, автоцистерны, самосвалы и т.д.). В настоящее время в Российской Федерации специализированные машины занимают примерно 55% грузового автомобильного парка, хотя по расчетам, их парк должен составлять min 75%. Уровень специализированных автомобилей в США – 86%, Германии – 92%.
IV. По грузоподъемностиавтомобили относятся к категориям:
· Особо малая грузоподъемность – до 0,5т. Выпускаются на шасси легковых автомобилей или специальном шасси и предназначены для сбора и развозки почты, развозки товаров в торговой сети и т.д (Москвич с фургоном, ВАЗ, «Фермер»).
· Малой грузоподъемности - от 0,5–2 т. Предназначены для освоения незначительного по величине грузооборота с мелкопартионными отправками (хозяйственные, торговые и т. п.). Их используют как грузовые такси и автомобили скорой технической помощи
(Газель, Москвич, Соболь, Иж и др.).
· Средней грузоподъемности - от 2–8 т. служат для перевозки массовых грузов крупными партиями промышленных грузов, сырья, строительных материалов и т. д. (ЛуАЗ, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ и др.)
· Большой грузоподъемности - 8-16 т. (Урал, КамАЗ, КрАЗ и др.)
· Особо большой грузоподъемности - свыше 16 т. Используют при мощных, постоянных грузопотоках (разработка карьеров открытым способом, крупные стройки и п.д. (КамАЗ, Урал-ИВЕКО, БелАЗ, МАЗ,КрАЗ).
V. По типу двигателей:
1. карбюраторные;
2. инжекторные;
3. дизельные;
4. газобаллонные;
5. газотурбинные;
6. электрические.
Автомобили с карбюраторным двигателем имеют малую и среднюю грузоподъемность, а с дизельным двигателем – большую и особо большую. Дизельные, газобаллонные и газогенераторные двигатели автомобилей составляют в настоящее время очень небольшой процент по сравнению с бензиновыми и нет оснований ожидать, чтобы число их стало очень быстро увеличиваться.
VI. По конструктивной схемеподвижной состав делится на одиночные автомобили и автопоезда, которые состоят из тягача с прицепом или седельного тягача с полуприцепом.
Автопоезд— это автомобиль или автомобиль-тягач в сцепке с одним или несколькими прицепами либо автомобиль-тягач с полуприцепом. Тягачи могут быть седельные и бортовые.
Седельный тягач в перевозках может работать только с полуприцепом в составе автопоезда. На раме седельного тягача устанавливается седельно-сцепное устройство, соединяющее полуприцеп с тягачом, которое состоит из опорной плиты, принимающей на себя часть массы полуприцепа, и сцепного механизма, передающего тяговое усилие на полуприцеп (рис. 2.1).
Бортовые тягачи выполняются на базе грузовых автомобилей, для чего оборудуются тягово-сцепными устройствами. Для увеличения сцепной массы в кузов загружают груз или балласт.
Бортовые тягачи работают с прицепами.
Рисунок 2.1 - Подвижной состав грузового автомобильного транспорта:
а - одиночный автомобиль; б-з - автопоезда (б - автомобиль с одноосным прицепом; в - с двухосным прицепом; г - седельный тягач с полуприцепом; д - автомобиль с несколькими одноосными прицепами; е-с несколькими двухосными прицепами; ж - седельный тягач с полуприцепом и прицепом; з - тягач с полуприцепом-тяжеловозом).
Прицепной подвижной состав состоит из прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков. В зависимости от числа осей прицепы делятся на одноосные, двухосные или многоосные (рис. 2.2.).
Прицепы-роспуски применяются для перевозки негабаритных грузов и бывают одноосными и двухосными. При перевозке груза длиной более 20-25 м применяются управляемые прицепы-роспуски.
Рисунок 2.2. - Принципиальные схемы прицепов и полуприцепов:
а - полуприцепы; б – прицепы.
Седельный тягач Бортовой тягач
Рисунок 2.3 - Подвижной состав грузового автомобильного транспорта
В Европе полная масса автопоездов ограничена 44 т, но в некоторых странах, например, Швеции и Финляндии она увеличена до 60 т. В Австралии на внутриконтинентальных дорогах встречаются и более тяжёлые автопоезда полной массой до 105 т.