Автомобили.

Подвижной состав автомобильного транспорта

Основные задачи развития автотранспорта

1. Совершенствование конструкции и технических характеристик автомобилей и двигателей в отношении экономичности, экологичности, лучшего дизайна и удобства управления.

2. Увеличение выпуска специализированных автомобилей, автомобилей различной грузоподъемности.

3. Совершенствование системы диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

4. Улучшение организации и безопасности движения.

5. Создание системы автомагистралей и скоростных дорог, в первую очередь по направлениям международных транспортных коридоров

6. Строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог для увеличения пропускной способности дорожной сети с учетом прогнозируемой интенсивности движения транспортных потоков

7. Развитие автомобильных дорог федерального значения на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации, к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам;

8. Развитие дорожной сети в крупных транспортных узлах;

9. Обустройство площадок для сервисного и ремонтного обслуживания автомобилей, стоянок и мест отдыха водителей

 

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые автомобили различных модификаций, тягачи, их прицепы и полуприцепы; автобусы, легковые автомобили, Автомобили как активные самодвижущие единицы представляют собой главную и наиболее сложную часть подвижного состава. Прицепы и полуприцепы – это безмоторные повозки для грузов.

Классификация подвижного состава

I .По проходимости грузовые автотранспортные средства разделяются на:

· дорожные

· внедорожные, повышенной и высокой проходимости – они имеют увеличенное число ведущих колес, некоторые из них снабжены специальными широкопрофильными шинами или гусеницами.

II. По назначению автомобили разделяются на:

· транспортные автомобили, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров и подразделяются на пассажирские и грузовые;

· специальные автомобили, предназначенные для выполнения различных технических функций (автокраны, автовышки, пожарные, санитарные, прожекторы, электростанции, компрессоры, автолавки и т.п)

· спортивные автомобили, предназначенные преимущественно для достижения определенных рекордов скорости.

III. По типу кузова грузовые автомобили разделяются на:

· универсальные или общего назначения – к ним относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие стационарные бортовые кузова, предназначенные для перевозки всех грузов, кроме жидких без тары;

· специализированные с кузовами, приспособленными для транспортировки определенных видов грузов (рефрижераторы, панелевозы, лесовозы, автоцистерны, самосвалы и т.д.). В настоящее время в Российской Федерации специализированные машины занимают примерно 55% грузового автомобильного парка, хотя по расчетам, их парк должен составлять min 75%. Уровень специализированных автомобилей в США – 86%, Германии – 92%.

IV. По грузоподъемностиавтомобили относятся к категориям:

· Особо малая грузоподъемность – до 0,5т. Выпускаются на шас­си легковых автомобилей или специальном шасси и предназначены для сбора и развозки почты, развозки товаров в торговой сети и т.д (Москвич с фургоном, ВАЗ, «Фермер»).

· Малой грузоподъемности - от 0,5–2 т. Предназначены для освоения незначительного по величине грузооборота с мелкопартионными отправ­ками (хозяйственные, торговые и т. п.). Их используют как грузовые так­си и автомобили скорой технической помощи
(Газель, Москвич, Соболь, Иж и др.).

· Средней грузоподъемности - от 2–8 т. служат для пере­возки массовых грузов крупными партиями промышленных грузов, сырья, строительных материалов и т. д. (ЛуАЗ, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ и др.)

· Большой грузоподъемности - 8-16 т. (Урал, КамАЗ, КрАЗ и др.)

· Особо большой грузоподъемности - свыше 16 т. Используют при мощ­ных, постоянных грузопотоках (разработка карьеров открытым способом, крупные стройки и п.д. (КамАЗ, Урал-ИВЕКО, БелАЗ, МАЗ,КрАЗ).
V. По типу двигателей:

1. карбюраторные;

2. инжекторные;

3. дизельные;

4. газобаллонные;

5. газотурбинные;

6. электрические.

Автомобили с карбюраторным двигателем имеют малую и среднюю грузоподъемность, а с дизельным двигателем – большую и особо большую. Дизельные, газобаллонные и газогенераторные двигатели автомобилей составляют в настоящее время очень небольшой процент по сравнению с бензиновыми и нет оснований ожидать, чтобы число их стало очень быстро увеличиваться.
VI. По конструктивной схемеподвижной состав делится на одиночные автомобили и автопоезда, которые состоят из тягача с прице­пом или седельного тягача с полуприцепом.

Автопоезд— это автомобиль или автомобиль-тягач в сцепке с одним или несколькими прицепами либо автомобиль-тягач с полуприцепом. Тягачи могут быть седельные и бортовые.

Седельный тягач в перевозках может работать только с полуприце­пом в составе автопоезда. На раме седельного тягача устанавливается седельно-сцепное устройство, соединяющее полуприцеп с тягачом, которое состоит из опорной плиты, принимающей на себя часть массы полупри­цепа, и сцепного механизма, передающего тяговое усилие на полуприцеп (рис. 2.1).

Бортовые тягачи выполняются на базе грузовых автомобилей, для чего оборудуются тягово-сцепными устройствами. Для увели­чения сцепной массы в кузов загружают груз или балласт.
Бортовые тягачи работают с прицепами.

 

Рисунок 2.1 - Подвижной состав грузового автомобильного транспорта:

а - одиночный автомобиль; б-з - автопоезда (б - автомобиль с одноосным прицепом; в - с двухосным прицепом; г - седельный тягач с полуприцепом; д - автомобиль с несколькими од­ноосными прицепами; е-с несколькими двухосными прицепами; ж - седельный тягач с полу­прицепом и прицепом; з - тягач с полуприцепом-тяжеловозом).


Прицепной подвижной состав состоит из прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков. В зависимости от числа осей прице­пы делятся на одноосные, двухосные или многоосные (рис. 2.2.).
Прицепы-роспуски применяются для перевозки негабаритных грузов и бывают одноосными и двухосными. При перевозке груза длиной более 20-25 м применяются управляемые прицепы-роспуски.

Рисунок 2.2. - Принципиальные схемы прицепов и полуприцепов:

а - полуприцепы; б – прицепы.

 

Седельный тягач Бортовой тягач

Рисунок 2.3 - Подвижной состав грузового автомобильного транспорта

В Европе полная масса автопоездов ограничена 44 т, но в некоторых странах, например, Швеции и Финляндии она увеличена до 60 т. В Австралии на внутриконтинентальных дорогах встречаются и более тяжёлые автопоезда полной массой до 105 т.