ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Тема 2 ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАГИСТРАЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
Железнодорожный транспорт в общей транспортной системе занимает ведущее место.Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межобластном, междугородном и пригородных сообщениях.
Особая роль железных дорог Российской Федерации определяется большими расстояниями перевозки. Так, в европейских странах основным видом транспорта является автомобильный транспорт. В нашей же стране с ее огромными площадями (занимает первое место по площади) железнодорожный транспорт является основным.
Особая роль ж.д. транспорта обусловлена и отсутствием внутреннихводных путей в главных сообщениях Восток-Запад (наши реки в основном имеют меридиальное направление, а грузопотоки имеют широтное направление).
Следующая причина особого значения ж.д. транспорта - это удаленность размещения основных промышленных и аграрных центров от морскихпутей.
В связи с этим на долю железнодорожного транспорта приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.
Общая протяженность мировой железнодорожной сети составляет 1,2 млн. км. Эксплуатационная длина магистральных железных дорог России составляет 87,6 тыс.км. (7% протяженности железных дорог мира). Они выполняют 35% мирового грузооборота и почти 18% мирового пассажирооборота. Только США располагает более протяженной, чем Россия, сетью железных дорог - 188 тыс. км. Однако по показателю "густота транспортной сети" Россия находится далеко позади экономически развитых стран. В России этот показатель составляет 5,1 км/1000 км. кв., что в 5 раз меньше, чем в США, в 10 раз меньше, чем в, Германии, и в 5-7 раз меньше, чем например на Украине или в Белоруссии. Очевидно, что в России необходимо строительство новых железнодорожных линий, особенно для освоения месторождений топлива и сырья на востоке страны.
45% железных дорог России - электрифицированы (для сравнения - США, Канада - 1%, Швейцария - 90%).
42% российских железных дорог - 2-х путные и многопутные. Такой же показатель в Германии и Франции, в Канаде, Финляндии таких дорог всего 5%.
Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров, при этом преобладают грузовые перевозки.
В настоящее время обострилась конкурентная борьба на рынке транспортных услуг. Основными конкурентами железнодорожного транспорта в грузовых перевозках является автомобильный транспорт.Но автомобильный транспорт составляет конкуренцию железнодорожному транспорту лишь на небольшие расстояния (200км).
При перевозке пассажиров на большие расстояния конкуренцию составляет воздушный транспорт.Главным преимуществом воздушного транспорта является высокая скорость доставки пассажиров. Если средняя скорость пассажирского поезда 45-50 км./час, то средняя скорость самолета- 800 км/час.
Преимущества железнодорожного транспорта:
1.Независимости от климатических условий, времени года, времени суток (95% путей сообщения работает без сбоя при перепадах температур).
2.Высокая пропускная и провозная способность железнодорожных линий (2-х путная дорога с автоблокировкой пропускает 150-200 пар поездов в сутки; однопутная - 60 пар поездов в сутки).
3. Возможность сооружения на любой сухопутной территории;
4. Невысокая стоимость перевозок по сравнению с другими видами
транспорта, за исключением трубопроводного и водного.
5. Прямая связь с промышленными предприятиями. Отдельные отрасли производства имеют прямую связь с магистральным железнодорожным путем.
6. Массовость перевозок.
7. Высокая безопасность движения.
8. Широкая номенклатура грузов.
Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, Кроме того, следует услуг и некоторые недостатки железных дорог.
Недостатки железнодорожного транспорта:
1.Капиталоемкость сооружения железных дорог. Высокая первоначальная стоимость основных фондов.
2.Медленная отдача капитальных вложений (срок окупаемости железнодорожных объектов 8-10 лет и более).
2. Высокая металлоемкость. Железные дороги являются крупными потребителями металла (на 1 км. пути требуется почти 200 т металла)
3. Высокая трудоемкость. В среднем на 1 км. эксплуатационной длины железных дорог России приходится примерно 14 человек, занятых на перевозках, а в США - 1,5 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.
4 Производительность труда на железнодорожном транспорте ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном, но выше чем на автомобильном транспорте.
5.Невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.
Вместе с тем, хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог России позволяют оставаться вполне конкурентоспособным видом транспорта.