Экономическая основа местного самоуправления

 

Экономическая основа МСУ –это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью, средствами местных бюджетов, а также реализацией имущественных прав МО.

В соответствии с законодательством (см. главу 8 Закона № 131-ФЗ) экономическую основу МСУ составляют:

– находящееся в муниципальной собственности имущество;

– средства местных бюджетов;

– имущественные права МО.

1. Муниципальное имущество. В соответствии со статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Закон № 131-ФЗ выделяет несколько видов муниципальных имущественных объектов в зависимости от их целевого назначения. Это имущество, предназначенное:

– для решения ВМЗ;

– для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ;

– для обеспечения деятельности органов МСУ и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа МО;

– для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам МСУ федеральными законами и которые не отнесены к ВМЗ.

В собственности поселениймогут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством РФ;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

17) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

20) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

Закон № 131-ФЗ также дает подробный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных районов (ч. 3 ст. 50).

В собственности городских округовмогут находиться все виды имущества, перечисленные Законом для поселений и муниципальных районов.

Органы МСУ:

от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми согласно им нормативными правовыми актами органов МСУ;

– вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам МСУ иных МО, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов МСУ в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты (см. ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества»[14]);

осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, создаваемых муниципальными образованиями. Вместе с тем, МО вправе участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению ВМЗ (см., например, ФЗ от 14 ноября 2002 года № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[15]);

– определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом МО;

– от имени МО субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом;

– ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

2. Местные бюджеты. Каждое МО имеет собственный бюджет (местный бюджет), который состоит из доходов и расходов.

Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего МО.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района (о бюджетных полномочиях МО см. статью 9 Бюджетного кодекса РФ).

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами МСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, Законом № 131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Органы МСУ в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов МСУ, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы МСУ поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Доходы местных бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов МСУ.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан – разовые платежи граж-дан для решения конкретных ВМЗ (определяются на местном референдуме, сходе) (см. ст. 56 Закона № 131-ФЗ);

2) доходы от местных налогов и сборов (см. ст. 57 Закона № 131-ФЗ). Местными являются земельный налог и налог на имущество физических лиц);

3) доходы от региональных налогов и сборов (см. ст. 58 Закона № 131-ФЗ);

4) доходы от федеральных налогов и сборов (см. ст. 59 Закона № 131-ФЗ);

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО, субсидии и иные межбюджетные трансферты (см. ст. 62 Закона № 131-ФЗ), и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов МО, и часть доходов от оказания органами МСУ и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов МСУ;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов МСУ.

В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами МСУ отдельных государственных полномочий.

Муниципальные заимствования. Согласно статье 64 Закона № 131-ФЗ муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом МСУ в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Расходы местных бюджетов – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов МСУ.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Органы МСУ:

– ведут реестры расходных обязательств МО в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установленном местной администрацией;

– самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

– устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение ВМЗ.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности МО – совокупность мер такого пополнения средствами соответствующего бюджета, которое приводит к его соразмерности по соотношению доходов и планируемых расходов, а также с бюджетами других МО.

Для помощи поселениям образуются два основных вида фондов финансовой поддержки:

– региональные;

– районные.

Субъектами РФ могут быть образованы иные фонды финансовой помощи местным бюджетам. Например:

– фонды муниципального развития;

– фонды софинансирования социальных расходов и др.

Дотация – средства, которые передаются в нижестоящий бюджет и не возвращаются обратно в тот бюджет, из которого поступили.

Субсидии – средства, предоставляемые для долевого финансирования инвестиционных программ, проектов развития общественной инфраструктуры, приоритетных социально значимых расходов МО и т. п.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (например, на осуществление отдельных государственных полномочий органами МСУ).

Муниципальный заказ – заказ со стороны органов МСУ и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением ВМЗ и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и законами субъектов РФ.

Закон № 131-ФЗ содержит статью 54 «Муниципальный заказ», которая раскрывает содержание и возможности размещения муниципальных заказов.

Муниципальный заказ услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Порядок формирования, обеспечения, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом МО и нормативными правовыми актами органов МСУ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Подробного регулирования муниципального заказа Закон № 131-ФЗ не содержит. Позднее в статью 54 включили норму о том, что муниципальный заказ осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[16].

Согласно статье 3 этого Закона под муниципальными нуждамипонимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности МО, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения ВМЗ и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Муниципальными заказчиками могут выступать:

– органы МСУ;

– уполномоченные органами МСУ на размещение заказов бюджетные учреждения;

– иные получатели средств местных бюджетов.

Может быть создан уполномоченный орган для осуществления функций по размещению муниципальных заказов, а на основе контракта допустимо привлечение специализированной организации для этих целей.

Под муниципальные заказы объявляются различные виды конкурсов. По их итогам с победителями заключается муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд – в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона № 131-ФЗ.

Например, органы МСУ вправе выступать заказчиком на выполнение работ:

– по благоустройству территории МО;

– по коммунальному обслуживанию населения;

– по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры;

– по производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории;

– других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

3. Имущественные права муниципального образования. Имущественные права МО представляют собой в соответствии с гражданским законодательством следующие три основных правомочия:

1) право владения – право фактического обладания муниципальным имуществом, которое создает возможность непосредственного воздействия на него;

2) право пользования, которое заключается в праве потребления муниципального имущества – эксплуатации имущества, получении плодов и доходов, приносимых им, и др.;

3) право распоряжения муниципальным имуществом – право, позволяющее органам МСУ передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам МСУ иных МО, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.