Органы и должностные лица местного самоуправления

Межмуниципальное сотрудничество

Межмуниципальное сотрудничество своей основной целью имеет взаимодействие и сотрудничество МО с тем, чтобы повысить эффективность осуществления МСУ. Кроме того, межмуниципальное сотрудничество укрепляет связи между муниципальными образованиями различных уровней и регионов страны. Тем самым не только по Конституции РФ и законодательству, но и посредством межмуниципального сотрудничества МСУ из локальных параметров перерастает в общегосударственную систему организации публичной власти на местном уровне, реализации интересов населения, осуществления и содействия осуществлению политических, народнохозяйственных и социально-культурных задач.

В Закон № 131-ФЗ включена специальная глава 9 о межмуниципальном сотрудничестве. Закон предписывает обязательное создание совета МО в каждом субъекте РФ. Надо полагать, такой совет призван обобщать и распространять передовой опыт муниципальной деятельности, а также содействовать отдельным муниципальным образованиям в достижении их задач и решении ВМЗ. Однако совет муниципального образования субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность МО, ограничивать их деятельность.

Советы МО субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение МО (ст. 67 Закона № 131-ФЗ).

Представительные органы МО для совместного решения ВМЗ могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Указанные органы могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

Таким образом, Закон № 131-ФЗ предусмотрел широкую палитру возможностей для объединения усилий МО, их населения, органов МСУ в масштабах субъекта РФ, всей РФ. Нормы указанного Закона должны содействовать рождению общегосударственной системы МСУ, построенной на единстве конституционных и законодательных основ МСУ и богатстве региональных инициатив в его осуществлении.

 

Органы МСУ– избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 

Структура органов МСУ

                   
       
         
 
 
 
 

 

 


Представи- Глава МО Местная Контроль- Иные

тельный администрация ный орган органы и

орган МО (исполнительно- МО должност-

распорядительный ные лица

орган МО) МСУ

 

обязательное наличие в структуре органов МСУ

 

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не создается.

Органы МСУ не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции РФ (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

Вместе с тем, не являясь органами государственной власти, органы МСУ осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории МСУ для всех организаций, должностных лиц, граждан, общественных объединений. Будучи относительно самостоятельными, органы МСУ тесно связаны с государственными органами.

В соответствии со статьей 131 Конституции РФ структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Население может утвердить структуру органов МСУ на местном референдуме. Решение о структуре органов МСУ может быть принято представительным органом МО и закреплено в уставе МО.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов МСУ, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом МО.

Наименования представительного органа МО, главы МО, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа МО) устанавливаются законом субъекта Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов МСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ допускается только в случаях и порядке, установленных законом.

Изменение структуры органов МСУ осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав МО.

Решение представительного органа МО об изменении структуры органов МСУ вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа МО, принявшего указанное решение.

Финансирование расходов на содержание органов МСУ осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих МО.