Территориальное общественное самоуправление

Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

Закон № 131-ФЗ допускает и другие формы непосредственной демократии. В законодательстве субъектов РФ и в муниципальных правовых актах чаще всего закрепляются такие формы, как наказы, выражение недоверия.

Наказы избирателей выборным лицам МСУ представляют собой поручения избирателей по общественно значимым вопросам. Они даются депутатам, главе МО, членам других выборных органов МСУ при встречах с избирателями на предвыборных мероприятиях и затем в ходе информирования о своей работе, о состоянии местных дел.

Выражение недоверия выборным и иным должностным лицам МСУ может иметь место на собраниях (путем голосования) или в порядке опроса жителей с целью выявления их мнения по поводу качества работы руководителей МО или конкретных органов МСУ.

На муниципальном уровне для воздействия на поведение властей, а также для информирования их о состоянии жизни населения широко используются мирные массовые акции. На демонстрациях, митингах и шествиях жители высказывают свое отношение к руководителям МО в связи с работой жилищно-коммунального хозяйства, уровнем заработной платы работников муниципальных школ и больниц и т. п. Формой проявления недовольства по аналогичным поводам стали пикеты жителей перед зданиями местных администраций, органов государственной власти субъектов РФ, в других публичных местах.

Непосредственное осуществление населением МСУ и участие населения в осуществлении МСУ основываются на принципах законности, добровольности.

Государственные органы и их должностные лица, органы МСУ и должностные лица МСУ обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением МСУ и участии населения в осуществлении МСУ.

 

3. Особые формы местного самоуправления: территориальное общественное самоуправление и межмуниципальное сотрудничество

 

В главу 5 Закона № 131-ФЗ, закрепляющую формы непосредственного осуществления населением МСУ и участия населения в осуществлении МСУ, включена статья 27 «Территориальное общественное самоуправление» (ТОС). Это как будто бы дает формальное право относить ТОС к институтам непосредственной демократии в местном самоуправлении. Вместе с тем, надо учитывать, что, по сути, ТОС есть часть территориальной организации МСУ, оно определяется в части 1 статьи 27 как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения. Осуществляется ТОС согласно части 2 статьи 27 путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Таким образом, в организации ТОС используются институты непосредственной демократии в местном самоуправлении, равно как и органы, специально избираемые населением на собраниях, конференциях.

Сказанное означает, что ТОС – самостоятельный элемент системы территориальной организации МСУ.

ТОС осуществляется на части МО – подъезд жилого дома, дом, группа домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан. ТОС имеет свой устав, может являться юридическим лицом. В рамках территориального общественного самоуправления населением или органами ТОС может решать часть вопросов МО в соответствующем масштабе.

Элементом публичной власти считается МСУ в целом, т. е. его структура на уровне непосредственно МО. ТОС не составляет отдельного уровня публичной власти. Но, решая по поручению МО (это нашло отражение в его уставе) отдельные вопросы жизни соответствующего микрорайона в городе, сельского населенного пункта, ТОС действует в пределах возложенных на него полномочий. Иначе говоря, обязательность решений и действий ТОС обусловлена предоставлением ему права участвовать в реализации части задач соответствующего МО.

Закон № 131-ФЗ, понимая под ТОС самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по ВМЗ, сближает в целом ТОС с местным самоуправлением, подчеркивает творческое начало как условие создания и деятельности ТОС.

Однако помимо инициативы населения для создания ТОС требуется решение представительного органа МО. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом МСУ соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом МО и (или) нормативными правовыми актами представительного органа МО. Более того, ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ст. 27).

Таким образом, не следует строить иллюзий. Создание ТОС возможно в случае, если этого захотят не только граждане, но и представительный орган, а также глава МО.

ТОС может иметь свою смету доходов и расходов, получать часть средств из бюджета МО. Нельзя исключать передачу в ведение органов ТОС каких-то материальных объектов, относящихся к муниципальной собственности.

Таким образом, ТОС следует считать подвидом власти МСУ.

В уставе ТОС устанавливаются: 1) территория, на которой оно осуществляется; 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности; 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС; 4) порядок принятия решений; 5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; 6) порядок прекращения деятельности. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами МСУ устанавливаться не могут.

Как уже отмечалось, ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением через проведение собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Органы ТОС представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами МСУ с использованием средств местного бюджета; вправе вносить в органы МСУ проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами МСУ, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом МО и (или) нормативными правовыми актами представительного органа МО.