Понятие местного самоуправления

Тема 3. Понятие, принципы и гарантии местного самоуправления

1. Понятие местного самоуправления.

2. Принципы местного самоуправления.

3. Гарантии местного самоуправления.

МСУ можно рассматривать в качестве:

основы конституционного строя. МСУ, согласно Европейской хартии МСУ, составляет одну из основ любого демократического строя. Принцип МСУ, – гласит статья 2 Хартии, – должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в конституции государства.

Статьи 3, 12, глава 8 Конституции РФ, статья 1 Закона № 131-ФЗ содержат положения, характеризующие МСУ как основу конституционного строя.

МСУ как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране;

права населения на самостоятельное решение ВМЗ. Статья 3 Европейской хартии МСУ определяет местное самоуправление как право и реальную способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

По Хартии основной субъект – органы МСУ. Конституция РФ, в отличие от Хартии, признает основным субъектом МСУ население МО, а не органы МСУ (ст. 130).

Население не может отказаться от своего права на осуществление МСУ, так как это необходимый элемент конституционной организации власти народа.

Признавая право населения на МСУ, государство признает самостоятельность МСУ в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права;

формы народовластия. Народ осуществляет свою власть (ст. 3 Конституции РФ):

– непосредственно;

– через органы государственной власти;

– через органы МСУ.

Таким образом, МСУ – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Определение МСУ, характеризующее его как форму народовластия, содержится в статье 1 Закона № 131-ФЗ.

Основные черты (признаки) МСУ:

1. МСУ имеет свой субъект – население МО. Муниципальные образования – это городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения, в границах которых осуществляется МСУ и имеются муниципальная собственность, местный бюджет, выборные и иные предусмотренные законом органы МСУ, устав МО.

Население муниципального образования осуществляет МСУ непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы МСУ.

2. МСУ занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством:

– органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления, ибо они не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ);

– участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов МСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ допускается только в случаях и порядке, установленных законом (ч. 5 и 11 ст. 37 Закона № 131-ФЗ);

– органы МСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций (ст. 132 Конституции РФ).

Местное самоуправление – это, конечно, не «государство в государстве». Но, вместе с тем, оно не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо МСУ – не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа.

3. МСУ имеет свой объект управления – ВМЗ (их перечень дается в главе 3 Закона № 131-ФЗ и не является исчерпывающим).

Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других МО и органов государственной власти, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов. Также органы МСУ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, участвуя тем самым в реализации некоторых государственных функций на местном уровне.

4. Самостоятельность МСУ (ст. 12 Конституции РФ):

– организационная обособленность МСУ и его органов в системе управления обществом и государством;

– финансово-экономическая самостоятельность.

5. Ответственность МО.

Муниципальная деятельность должна осуществляться с учетом интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами МСУ и их ответственностью перед населением. Закон также предусматривает ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ перед государством и перед физическими и юридическими лицами.

6. МСУ осуществляется с учетом интересов населения.

7. В МСУ находят отражение исторические и иные местные традиции.

Это проявляется, прежде всего, в особенностях организации МСУ на территориях компактного проживания национальных групп и общностей, коренных малочисленныхнародов, отличающихся своеобразием своих исторических, культурных и иных местных традиций, обычаев. Эти особенности должны учитываться при правовом регулировании организации местного самоуправления.