Муниципальное право как отрасль права

НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА,

1. Муниципальное право как отрасль права.

1.1. Предмет и методы муниципального права.

1.2. Муниципально-правовые отношения.

1.3. Субъекты муниципально-правовых отношений.

2. Система и источники муниципального права.

3. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.

 

1.1. Предмет и методы муниципального права

Предмет муниципального права – это общественные отношения, возникающие в сфере местного самоуправления (далее – МСУ).

Согласно статье 130 Конституции РФ МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. МСУ осуществляется населением путем проведения референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ.

МСУ реализуется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях, создаваемых в порядке, установленном законодательством.

Публичная власть в РФ

 
 


Государственная власть Муниципальная власть

 

Федеральная Региональная

Часть 2 статьи 3 Конституции РФ уточняет сферу действия публичной власти народа через установление перечня конкретных ее форм: народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и МСУ. Таким образом, происходит не только разделение власти на осуществляемую в форме непосредственной и представительной демократии, но и разделение публичной власти на государственную и муниципальную, т. е. осуществляемую через органы МСУ.

Статья 12 Конституции РФ гласит: органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем, деятельность населения муниципальных образований, формируемых им органов МСУ по самостоятельному решению вопросов местного значения носит публично-властный характер, ибо МСУ – это форма осуществления народом своей власти.

Термин «самоуправление» означает «управление самим собой», т. е. принципиальным отличием местного самоуправления от системы организации государственной власти является совпадение субъекта и объекта управления.

Население само (принцип самостоятельности) определяет посильный круг решаемых им задач (принцип самодостаточности) и предпринимает необходимые усилия для их решения (принцип самообеспечения). Однако это не означает, что государство вообще не вмешивается в деятельность МСУ и перекладывает на него решение всех задач местного уровня.

Таким образом, МСУ (муниципальная власть) и государственная власть – формы единой публичной власти (власти народа) в государстве. При этом следует иметь в виду, что МСУ – это первичный уровень власти в государстве, наиболее приближенной к населению.

МСУ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1], далее – Закон № 131-ФЗ).

МСУ создается и осуществляется, прежде всего, в целях решения населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения.

Вопросы местного значения (ВМЗ) – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и вышеназванным Федеральным законом осуществляется муниципальным образованием самостоятельно.

Закон № 131-ФЗ допускает, что органы МСУ могут решать и иные вопросы (не отнесенные к ведению других органов публичной власти и не исключенные из их компетенции), но только при наличии в этом случае собственных (муниципальных) финансовых ресурсов.

Кроме того, Закон № 131-ФЗ устанавливает для каждого вида муниципального образования с учетом его статуса свой перечень ВМЗ (для городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов). Перечень ВМЗ для внутригородских муниципальных образований городов федерального значения устанавливается законом указанного субъекта Федерации.

Вместе с тем, органы государственной власти могут делегировать отдельные государственные полномочия органам МСУ.

Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права.

Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Различают два основных метода правового регулирования – императивный(властный) и диспозитивный.

►Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования.

МСУ – это форма реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений (предписаний) органов МСУ и должностных лиц МСУ. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами. Отношения субординации характерны для муниципальных служащих.

Таким образом, при регулировании властной деятельности органов МСУ, отношений в сфере муниципальной службы используется императивный метод.

Дозволение, предоставляющее субъектам отношений право на самостоятельный выбор своего поведения, признающее их равноправие, лежит в основе диапозитивного регулирования.

Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве в рамках регулирования отношений из сферы частного права, например, в ходе реализации органами МСУ права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования; передачи объектов муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам; сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, и т. п.

►Используются в муниципальном праве и запреты – способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Так, статья 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав МСУ; статья 17 Закона № 131-ФЗ не допускает подчиненность органа или должностного лица МСУ одного муниципального образования органу или должностному лицу МСУ другого образования.

В муниципальном праве используется также и метод гарантий, который широко применяется, прежде всего, на федеральном уровне правового регулирования МСУ. Это обусловлено конституционным принципом гарантированности государством МСУ как необходимого элемента конституционной системы публичной власти в РФ.

В муниципальном праве применяется и метод рекомендаций. Это обусловлено прежде всего тем, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти и Конституция РФ гарантирует самостоятельность МСУ в пределах его полномочий (ст. 12). Рекомендации в адрес органов МСУ обычно содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, а также в актах органов государственной власти субъектов Федерации.