ТЕМА 1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Менеджмент (от латинского) – управление, организация) - система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом. Менеджмент-это комплекс взаимосвязанных действий:

­ организация и управление (производством и коллективом);

­ постановка и корректировка задач;

­ разработка этапов работы;

­ принятие решений;

­ налаживание коммуникаций;

­ регулирование процессов;

­ сбор и обработка информации;

­ анализ информации;

­ подведение итогов работы.

 

Цели менеджмента:

Ø получение (увеличение) прибыли;

Ø повышение эффективности хозяйствования;

Ø удовлетворение потребностей рынка;

Ø решение социальных вопросов.

 

Задачи менеджмента:

Ø организация производства конкурентоспособных товаров;

Ø совершенствование производственного процесса;

Ø внедрение новейших наукоемких технологий;

Ø повышение качества продукции;

Ø снижение затрат на производство.

 

Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.

Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают неодинаковые.

В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера (рис.1).

Условно менеджеров подразделяют на 3 основные группы: высший уровень (top manager) – это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия; среднее звено (middle manager)- руководители управлений, отделов, цехов; низшее звено (entry manager)- руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Где бы не работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль организации. В свою очередь организация должна поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.

Современному менеджеру необходимы следующие качества: глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;

знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;

предприимчивость (способность добиваться)конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений); новаторство, изобретательность; напористость, смелость, целеустремленность. Ему надо быть лидером, уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтной ситуации; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников, уметь подчинятся и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.

Основные этапы истории менеджмента.

Выделяют пять основных этапов развития:

1. Промышленный переворот (с 20-30-х годов по 80-90-е гг. XIX в.).

2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.).

3. Эпоха массового сбыта (30-50-е гг XX в.).

4. Постиндустриальное общество (60-90-е гг. XX в.).

5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.).

 

В истории менеджмента принято различать четыре основные подхода: