Понятие о поведении.
Тема 2. Общее представление о поведении
Вопросы:
1. Понятие о поведении.
2. Виды поведения.
Поведение человека определяется его потребностями, которые и дают поведению энергию, асознание регулирует его поведение в той мере, в которой оно служит удовлетворению его потребностей. Подлинные основания поведения лежат не в свойствах сознания, а в особенностях потребностно-мотивационной сферы, которые определяют содержание сознания.
В эволюционном развитии поведения можно выявить три уровня (этапа): автоматическое, инстинктивное, произвольное, причем эволюционные границы между ними размыты. В жизнедеятельности конкретного существа элементы поведения низшего уровня включаются в более высокий уровень на правах элемента системы. Вектор этого развития соответствует увеличению активности, возрастанию способности гибко приспосабливаться ко все более разнообразным жизненным ситуациям.
Среди единиц произвольного поведения следует различать действия и навыки.
В действиях находит выражение не только присущая поведению животных целенаправленность, но еще и нечто характеризующее исключительно человека. Речь идет о так называемой рефлексивности действия. Рефлексивность означает, что действие сопровождается особого рода «обратной связью» — субъект осознает свое действие. До и во время него он может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих, а также сообщать все это другим людям.
Напротив, устоявшиеся способы действия (привычки, навыки), как, например, фиксированные в субкультуре процедуры приветствия или, скажем, навыки вождения автомобиля, есть активность, ставшая настолько заученной, что превратились в автоматизмы. Навыки лишены рефлексивности, которая, однако, восстанавливается при нарушении протекания деятельности. Действия, как правило, включают в себя отдельные сегменты в форме навыков.
В конечном счете, поведение складывается из отдельных движений, которые образуют более сложные совокупности и, соответственно жизненным задачам, поведенческие модули.
С точки зрения динамического подхода, поведение есть целостный процесс, включающий в себя исполнительную, динамическую и ситуационную фазы.
Особенности поведения индивида определяются:
1) уровнем его активности;
2) характером его потребностей (в том числе настоятельностью потребностей и развитостью всей их системы);
3) числом и качеством связей с окружающим;
4) природой наиболее значимых для него факторов, определяющих круг его интересов и характер его ценностных ориентации.