Сущность электрического торможения.

Вращающий момент прямопропорционален магнитному потоку полюсов, току нагрузки и зависит от конструкции машины.

13. Свойства двигателя постоянного тока:

1. Саморегулирование.

Под саморегулированием двигателей постоянного тока понимается автоматическоевыравнивание вращающего момента с моментом сопротивления. При изменении момента сопротивления изменяется частота вращения якоря, затем противо Э.Д.С., ток нагрузки, а за ним и вращающий момент, который по величине сравнивается с изменившимся моментом сопротивления.

2. Обратимость.

Под обратимостью электрических машин постоянного тока понимается их способность работать как в режиме двигателя, так и в режиме генератора.

Что необходимо сделать, чтобы электрическая машина работала в режиме двигателя, или в режиме генератора? На обмотки двигателя подать напряжение, а у генератора вращать якорь внешней механической силой.

При этом необходимо объяснить:

… как направлены между собой выталкивающая сила, действующая на проводники обмотки якоря, и направление вращения якоря (в электродвигателе совпадают по направлению, а в генераторе направлены встречно);

… как направлены между собой ток и индуктируемая в обмотке якоря Э.Д.С. (в электродвигателе направлены встречно, а в генераторе совпадают по направлению);

… что больше: индуктируемая Э.Д.С. в обмотке якоря или напряжение на зажимах обмотки якоря (в генераторе Э.Д.С. больше напряжения, а в электродвигателе напряжение больше Э.Д.С. и в обоих случаях на величину падения напряжения в обмотках электрической машины или в обмотке якоря в зависимости от способа возбуждения электрической машины).

При электрическом торможении тяговые электродвигатели переходят в генераторный режим. Их якоря получают вращение через зубчатую передачу от вращения колесных пар за счет запасенной кинетической энергии поезда или при движении под уклон. На проводники обмотки якоря каждого электродвигателя будет действовать выталкивающая сила, направленная против вращения якоря, затормаживающая вращение якоря, а через зубчатую передачу затормаживающая вращение колесной пары.

В случае подключения к обмотке якоря резистора электроэнергия, вырабатываемая электродвигателем, будет гаситься на резисторе – выделяется в виде тепла. За счет изменения величины сопротивления резистора можно регулировать величину тормозной силы. Такой способ электрического торможения называется реостатным.

В случае передачи электроэнергии от электродвигателя в контактную сеть электрическое торможение называется рекуперативным. Рекуперативное торможение возможно в случае превышения вырабатываемой электродвигателем Э.Д.С. напряжения контактной сети. Это невозможно при последовательном возбуждении тяговых двигателей, которые используются в режиме тяги. При переходе в режим рекуперативного торможения, тяговые двигатели переключают на независимое возбуждение.

На электровозах переменного тока с тяговыми двигателями постоянного тока применение рекуперативного торможения затруднено, т.к. тяговые двигатели вырабатывают постоянное напряжение, которое при передаче в контактную сеть необходимо преобразовать (инвертировать) в переменное напряжение. Это стало возможным с применением управляемых вентилей – тиристоров, которые при рекуперативном торможении переключаются с частотой переменного тока. На электровозах переменного тока сейчас устанавливают выпрямительные установки, собираемые на тиристорах. В режиме тяги установка выполняет роль выпрямителя, а в режиме рекуперативного торможения – роль инвертора.

Преимущества электрического торможения: экономия тормозных колодок, простота управления на спусках, а при рекуперативном торможении и экономия электроэнергии.