Двусторонность природы зодчества.

Введение.

Пространственной среды.

§ 1. Введение.

§ 2. Двусторонность природы зодчества. Взаимосвязь строительных конструкций и архитектурного образа.

§ 3. Исторический путь развития конструкций.

§ 4. Мировые шедевры архитектуры.

 

Задача архитектуры – организация пространственной среды для жизни и деятельности человека – осуществляется посредством материальных структур – строительных конструкций. В процессе исторического развития социальные и идеологические функции архитектуры по - разному выражались посредством конструкций, а сами технические средства многообразно осмысливались эстетически.

Архитектура – явление очень сложное, связанное многими нитями с обществом, экономикой и культурой. Она представляет собой двуединство материального и художественного. Архитектурные сооружения и комплексы интересуют нас как пространственная среда для жизненных процессов общества. Вместе с тем архитектурные сооружения и ансамбли обладают своеобразной художественной выразительностью, являются произведениями архитектурного искусства. Архитектура создается в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью, архитектура способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное влияние. Архитектурная организация жизненных процессов является одним из главных источников формообразования в архитектуре, необходимой базой её образного строя, наконец, условием, игнорируя которое, архитектура не может успешно выполнять свои идеологические и эстетические задачи. Таким образом, архитектура соединяет в себе три элемента: социально-функциональный, технический и эстетический.

Двусторонность природы зодчества, в котором от века переплеталось материальное и художественное, породила не только трудности познания архитектуры – этого сложного социально-эстетического явления, но и возможности односторонних подходов к ней.

Рассудите, восклицают некоторые строители, разве возможна архитектура без инженерных расчетов, без строительных механизмов, без прочных конструкций?! Трудно спорить, не может быть архитектуры без этой материальной подосновы.

Взаимосвязь конструкции и архитектурно-художественного образа – одна из важнейших проблем всего развития зодчества. Конструкции, как чисто техническая структура получает значение элемента архитектурного произведения, лишь когда она применяется в соответствии с конкретными функциональными и эстетическими задачами.

Взгляните на шедевры архитектуры, возражает кое-кто из искусников - зодчих: расчеты и конструкции, сами по себе, лишь технические условия возникновения архитектуры; смысл же зодчества не в «простом строительстве», а в венчающей все, преодолевающей инженерное однообразие, манящей нас красоте архитектурных решений. И опять трудно спорить – какая же это архитектура, если она не пленяет наших взоров?

Так и спорят доселе сторонники этих двух – чисто инженерной и чисто художественной (увы, в обоих случаях односторонних) концепций архитектуры. Как утверждали крупнейшие теоретики архитектуры всех времен и народов – Витрувий и Альберти, К. Перро и Ф. Коржавин, Ле Корбюзье и В. Гропиус, М. Гинсбург и братья Веснины, в зодчестве воедино переплетаются качественно разные, несводимые друг к другу материальные и духовные явления. Напомним, еще две тысячи лет назад великий римский теоретик зодчества Витрувий писал, что в архитектуре выступают в единстве «прочность, польза и красота». И переводя эту незыблемую истину на язык современной терминологии, мы говорим: в архитектуре должна быть создана органичная взаимосвязь инженерно-конструктивных, социально функциональных и идейно эстетических элементов.

При этом различные стороны архитектурной практики отнюдь не равнозначны по их социальной ценности, в результате чего архитектура являет собой «сложноподчиненную» систему. Материальная сторона архитектуры, как правило, имеет решающее для общества значение, и архитектурные сооружения – прежде всего материальные объекты, обладающие, кроме того, и художественными качествами.

Но ведь и материальные элементы архитектуры не однородны. В «естественные», материальные характеристики архитектуры входят как инженерно- конструктивная сторона, так и главное материальное назначение архитектурных сооружений – служить пространственной средой для общества, для процессов труда, быта, культуры и т.д.

Мы можем попытаться формализовать это в условной теоретической модели архитектуры:

 

Здесь прямоугольная фигура обозначает материальное в архитектуре, круг – ее духовное, художественное содержание, слитое с материальным в двуединстве. Направленные стрелки характеризуют основной и вспомогательные пути постижения содержания архитектурных объектов.

Путь создания архитектурных объектов своеобразен: он начинается с духовной, творческой, во многом интуитивной и эвристической (открывающей и созидающей новое) деятельности зодчего. Карл Маркс отмечал, что любой из архитекторов, в отличие от создающей ячейки сот пчелы, прежде чем соорудить здание, построит его в своей голове. Это сформулированная в его замысле и выраженная в проекте цель будет как закон определять пути строительства, характер сооружения, его образный строй.

Результатом их совокупной деятельности и являются поступающие в распоряжения данного общества жилые, промышленные и общественные сооружения.

В модели это выглядит так:

 

 

 

 

Современный этап создания архитектурных форм немыслим вне условий и методов их реализации. Архитектурный замысел становится реальностью только если он осуществлен средствами материала и строительной техники, которые являются элементами структуры здания, оказывая влияние на его форму и качества. Поэтому в поисках гармонии архитектурных форм должно активно использоваться все богатство формообразующих средств, которыми обладает современная строительная техника.

 

Двусторонность природы зодчества:

 

Взгляните на шедевры архитектуры, возражает кое-кто из искусников - зодчих: расчеты и конструкции, сами по себе, лишь технические условия возникновения архитектуры; смысл же зодчества не в «простом строительстве», а в венчающей все, преодолевающей инженерное однообразие, манящей нас красоте архитектурных решений. И опять трудно спорить – какая же это архитектура, если она не пленяет наших взоров?

Так и спорят теперь сторонники этих двух – чисто инженерной и чисто художественной (увы, в обоих случаях односторонних) концепций архитектуры. А «третья сторона» - миллионы граждан, повседневно сталкивающихся с архитектурными объектами, живущих и работающих в архитектурной среде, весьма заинтересована в том, чтобы зодчие поскорее разобрались в своем многосложном хозяйстве. Разобраться же можно только в результате анализа исходной проблемы: что такое зодчество, какова его структура?

Как утверждали крупнейшие теоретики архитектуры всех времен и народов – Витрувий и Альберти, К. Перро и Ф. Коржавин, Ле Корбюзье и В. Гропиус, М. Гинсбург и братья Веснины, в зодчестве воедино переплетаются качественно разные, несводимые друг к другу материальные и духовные явления. Вспомним, еще две тысячи лет назад великий римский теоретик зодчества Витрувий писал, что в архитектуре выступают в единстве «прочность, польза и красота». И переводя эту незыблемую истину на язык современной терминологии, мы говорим: в архитектуре должна быть создана органичная взаимосвязь инженерно-конструктивных, социально функциональных и идейно эстетических элементов. При этом различные стороны архитектурной практики отнюдь не равнозначны по их социальной ценности, в результате чего архитектура являет собой «сложноподчиненную» систему. Материальная сторона архитектуры, как правило, имеет решающее для общества значение, и архитектурные сооружения – прежде всего материальные объекты, обладающие, кроме того, и художественными качествами. Но и материальные элементы архитектуры не однородны. В “естественные”, материальные характеристики архитектуры входят как инженерно-конструктивная сторона, так и главное материальное назначение архитектурных сооружений – служить пространственной средой для общества, для процессов труда, быта, культуры и т.п. А кроме того, нас интересует еще и художественная сторона архитектуры, «архитектура как искусство»; она в большей мере выражает социальное назначение и тектонику разных типов сооружений.