Рейтинг-план.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате освоения курса студент должен знать:

на допороговом уровне (1, 2 семестры)

Части зданий и сооружений, их конструктивные особенности;

Взаимосвязь между конструктивными элементами зданий и воздействиями, условиями эксплуатации здания и его элементов, требованиями к этим элементам;

Проектную реализацию частей зданий в различных строительных материалах.

При этом вовсе не достаточно уметь технически применять те или иные методы решения, но очень важно применять их целесообразно, соответственно принятым объемно-планировочным и художественным решениям.

Курс «Архитектурные конструкции и теория конструирования» самым тесным образом связан со специальной дисциплиной «Архитектурное проектирование» на всех курсах обучения.

Цель курса - профессиональная системообразующая подготовка студентов по конструированию зданий при целесообразном единстве строительно-технических, архитектурно-художественных и экономических факторов.

Освоение содержания курса определяется следующими задачами:

• выпускник должен понимать: роль архитектора в организации пространственных форм средствами материальных структур - конструкций; тектоническую роль и эстетические возможности конструкций в архитектурном формообразовании; логику образования конструктивных форм, взаимосвязь материально-пространственной структуры здания с его архитектурной формой; закономерности силовой работы конструкций в различных материалах и общие принципы расчетов конструкций; целесообразность использования серийных сборных конструктивных элементов, конструкций местной строительной базы, индустриальных методов строительства;

• выпускник должен знать: основы модульной координации, унификации, стандартизации и типизации в строительстве; строительные изделия, конструктивные и объемно-планировочные элементы зданий, предъявляемые к ним требования; конструктивные и строительные системы зданий; принципы и приемы конструирования как отдельных несущих и ограждающих элементов, так и всего здания в целом; принципы, приемы и средства тектонической гармонизации, обеспечения прочности, жесткости и устойчивости конструкций и зданий;

· выпускник обязан уметь: обоснованно выбирать конструктивную и строительную системы здания, рационально сочетая конструктивное решение с художественной выразительностью формы; определять приблизительные габариты и сечения конструкций; конструировать несущие и ограждающие элементы; грамотно выполнять архитектурно-строительные чертежи.

Главная особенность предлагаемого курса и его отличие от аналогичных курсов заключается в объеди­нении разделов «Архитектурные конструкции» и «Инже­нерные конструкции», обусловленном целью обеспечения качества системных знаний студентов.

Материальная основа любого здания - конструктив­ная система той или иной степени сложности, и для ее изучения необходим системный подход, т. е., во-первых, рассмотрение вопросов «архитектурных» и «инженер­ных», а во-вторых, принятие системы как закономерной совокупности элементов.

Другой важной особенностью курса является вы­деление тектонического аспекта.

Рассматривать материальную форму в архитектуре (в контексте содержания дисциплины) необходимо в единстве ее конструктивных и композиционных аспек­тов, с позиций рациональной конструктивно-композици­онной организации. Своеобразным мостиком между по­нятиями «конструкция» и «композиция» является «текто­ника». Несущие конструкции, визуально воспринимаемые в интерьере здания и (или) на фасаде, являются «фоку­сом» отражения тектоники. Тектоника выражает искрен­ность формы в отношении конструкции и материала, ком­позиционные приемы формообразования, характер кон­структивных связей и действующих нагрузок, взаимо­связь несущего и несомого, «сборность» или «монолит­ность», «тяжесть» или «легкость», организованность фор­мы, а также прочность, жесткость и устойчивость. Учет этих понятий позволяет целенаправленно формировать у студентов культуру архитектурного конструирования, что требует комплексного, системного подхода к изучению конструкций, а не раздельно «архитектурных» и «инженер­ных» проблем. Аспект тектонического формообразования присутствует в содержании курса на всех уровнях - от оп­ределения общих принципов на начальной стадии (основы конструирования) до анализа конкретных решений при дальнейшем рассмотрении конструкций. В плане методо­логии - это стержень, соединяющий конструктивную фор­му с архитектурной, позволяющий понять будущему спе­циалисту логику архитектурного формообразования.

 

Тип рейтинга – «мягкий»: семестр – 70 баллов,

Зачет - 30 баллов

Максимально возможные 70 баллов в семестре распределяются следующим образом:

• Посещение лекций – 8 л. х 2 б = 16 балла

• Посещение занятий – 8 п.з. х 2 б = 16 баллов

• Сдача этапов курсовой работы в срок 6 этапов х 5 б = 30 баллов

• Защита курсовой работы в срок – 8 баллов

• Активность студента – от 0 до 8 * баллов. * Для отдельных студентов за выполнение дополнительных видов работ (задания повышенного уровня сложности; рефераты, доклады, подготовленные статьи, участие в конкурсах и т.п.) преподаватель может выставить студенту дополнительные баллы (максимально 8 баллов, но при условии сохранения общей суммы в 100 баллов).

Курсовая работа № 1 должна быть защищена студентом в целях подтверждения самостоятельности выполнения работ. Защиту работы осуществляет преподаватель, ведущий практические занятия.

При защите курсовой работы студенту задаются контрольные вопросы в соответствии с темами выполняемых этапов. Защита курсовой работы № 1 оценивается от 1 до 8 баллов и проводится во время, согласованное с преподавателем, осуществляющим прием курсовой работы.

При оценке выполнения курсовой работы № 1 учитываются сроки сдачи и защиты ее.

Защита правильно выполненной курсовой работы № 1 в установленный срок оценивается максимальным числом баллов. Сдача этапов курсовой работы на 1 неделю позже срока - 4 балла, на две недели позже срока – 3 балла, на три и больше недели позже срока – 2 балла.

Студент имеет право сдать задолженности по предыдущему этапу в течение изучения очередного этапа дисциплины при уважительных причинах пропуска занятий и контроля без уменьшения баллов.

 

Лекция № 1. Единство в архитектуре конструктивно-технической основы и