Рейтинг-план.
Требования к уровню освоения содержания курса.
В результате освоения курса студент должен знать:
на допороговом уровне (1, 2 семестры)
•Части зданий и сооружений, их конструктивные особенности;
•Взаимосвязь между конструктивными элементами зданий и воздействиями, условиями эксплуатации здания и его элементов, требованиями к этим элементам;
•Проектную реализацию частей зданий в различных строительных материалах.
При этом вовсе не достаточно уметь технически применять те или иные методы решения, но очень важно применять их целесообразно, соответственно принятым объемно-планировочным и художественным решениям.
Курс «Архитектурные конструкции и теория конструирования» самым тесным образом связан со специальной дисциплиной «Архитектурное проектирование» на всех курсах обучения.
Цель курса - профессиональная системообразующая подготовка студентов по конструированию зданий при целесообразном единстве строительно-технических, архитектурно-художественных и экономических факторов.
Освоение содержания курса определяется следующими задачами:
• выпускник должен понимать: роль архитектора в организации пространственных форм средствами материальных структур - конструкций; тектоническую роль и эстетические возможности конструкций в архитектурном формообразовании; логику образования конструктивных форм, взаимосвязь материально-пространственной структуры здания с его архитектурной формой; закономерности силовой работы конструкций в различных материалах и общие принципы расчетов конструкций; целесообразность использования серийных сборных конструктивных элементов, конструкций местной строительной базы, индустриальных методов строительства;
• выпускник должен знать: основы модульной координации, унификации, стандартизации и типизации в строительстве; строительные изделия, конструктивные и объемно-планировочные элементы зданий, предъявляемые к ним требования; конструктивные и строительные системы зданий; принципы и приемы конструирования как отдельных несущих и ограждающих элементов, так и всего здания в целом; принципы, приемы и средства тектонической гармонизации, обеспечения прочности, жесткости и устойчивости конструкций и зданий;
· выпускник обязан уметь: обоснованно выбирать конструктивную и строительную системы здания, рационально сочетая конструктивное решение с художественной выразительностью формы; определять приблизительные габариты и сечения конструкций; конструировать несущие и ограждающие элементы; грамотно выполнять архитектурно-строительные чертежи.
Главная особенность предлагаемого курса и его отличие от аналогичных курсов заключается в объединении разделов «Архитектурные конструкции» и «Инженерные конструкции», обусловленном целью обеспечения качества системных знаний студентов.
Материальная основа любого здания - конструктивная система той или иной степени сложности, и для ее изучения необходим системный подход, т. е., во-первых, рассмотрение вопросов «архитектурных» и «инженерных», а во-вторых, принятие системы как закономерной совокупности элементов.
Другой важной особенностью курса является выделение тектонического аспекта.
Рассматривать материальную форму в архитектуре (в контексте содержания дисциплины) необходимо в единстве ее конструктивных и композиционных аспектов, с позиций рациональной конструктивно-композиционной организации. Своеобразным мостиком между понятиями «конструкция» и «композиция» является «тектоника». Несущие конструкции, визуально воспринимаемые в интерьере здания и (или) на фасаде, являются «фокусом» отражения тектоники. Тектоника выражает искренность формы в отношении конструкции и материала, композиционные приемы формообразования, характер конструктивных связей и действующих нагрузок, взаимосвязь несущего и несомого, «сборность» или «монолитность», «тяжесть» или «легкость», организованность формы, а также прочность, жесткость и устойчивость. Учет этих понятий позволяет целенаправленно формировать у студентов культуру архитектурного конструирования, что требует комплексного, системного подхода к изучению конструкций, а не раздельно «архитектурных» и «инженерных» проблем. Аспект тектонического формообразования присутствует в содержании курса на всех уровнях - от определения общих принципов на начальной стадии (основы конструирования) до анализа конкретных решений при дальнейшем рассмотрении конструкций. В плане методологии - это стержень, соединяющий конструктивную форму с архитектурной, позволяющий понять будущему специалисту логику архитектурного формообразования.
Тип рейтинга – «мягкий»: семестр – 70 баллов,
Зачет - 30 баллов
Максимально возможные 70 баллов в семестре распределяются следующим образом:
• Посещение лекций – 8 л. х 2 б = 16 балла
• Посещение занятий – 8 п.з. х 2 б = 16 баллов
• Сдача этапов курсовой работы в срок 6 этапов х 5 б = 30 баллов
• Защита курсовой работы в срок – 8 баллов
• Активность студента – от 0 до 8 * баллов. * Для отдельных студентов за выполнение дополнительных видов работ (задания повышенного уровня сложности; рефераты, доклады, подготовленные статьи, участие в конкурсах и т.п.) преподаватель может выставить студенту дополнительные баллы (максимально 8 баллов, но при условии сохранения общей суммы в 100 баллов).
Курсовая работа № 1 должна быть защищена студентом в целях подтверждения самостоятельности выполнения работ. Защиту работы осуществляет преподаватель, ведущий практические занятия.
При защите курсовой работы студенту задаются контрольные вопросы в соответствии с темами выполняемых этапов. Защита курсовой работы № 1 оценивается от 1 до 8 баллов и проводится во время, согласованное с преподавателем, осуществляющим прием курсовой работы.
При оценке выполнения курсовой работы № 1 учитываются сроки сдачи и защиты ее.
Защита правильно выполненной курсовой работы № 1 в установленный срок оценивается максимальным числом баллов. Сдача этапов курсовой работы на 1 неделю позже срока - 4 балла, на две недели позже срока – 3 балла, на три и больше недели позже срока – 2 балла.
Студент имеет право сдать задолженности по предыдущему этапу в течение изучения очередного этапа дисциплины при уважительных причинах пропуска занятий и контроля без уменьшения баллов.
Лекция № 1. Единство в архитектуре конструктивно-технической основы и