Алгоритм расчета прогнозируемого объема поступлений НДС в бюджетную систему.
Прогнозирование налога на на добавленную стоимость (НДС).
Методика прогнозирования поступлений НДС в бюджетную систему может быть основана на трех подходах:
1. Прогнозирование налоговых поступлений, исходя из оценки доли налоговых доходов в ВРП;
2. Прогнозирование налоговых поступлений на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов;
3. Прямое прогнозирование налоговой базы.
Прогнозирование налоговых поступлений, исходя из оценки доли налоговых доходов в ВРПосновано на использовании следующих макроэкономических показателей:
- валовой внутренний продукт;
- валовой региональный продукт;
- доля НДС, начисленного по налогооблагаемым объектам по ставке 18% / 118% в ВРП (ВВП);
- доля НДС, начисленного по налогооблагаемым объектам по ставке 10% / 110% в ВРП (ВВП);
- доля налоговых вычетов в ВРП (ВВП);
- коэффициент собираемости налога;
- объем поступлений по начислениям прошлых лет (ожидаемое погашение недоимки прошлых лет и запланированные поступления по реструктурированной задолженности);
- прогнозируемый объем возмещения налога по операциям, облагаемым по ставке 0%.
Такой подход представляется наиболее обоснованным, так как налоговая база для НДС в наибольшей степени среди всех налогов приближена к ВРП (ВВП).
Прогнозирование поступлений НДС в бюджетную систему осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:
Сндс = (ВВП * Дн — ВВП * Дв) * Кс — Вэ + (Р + Н + К)
где: Сндс — прогнозируемая сумма НДС, подлежащая зачислению в бюджет;
ВВП — валовой внутренний продукт;
Дн — доля начисленного налога в ВВП;
Дв — доля налоговых вычетов в ВВП;
Кс — расчетный уровень собираемости, %;
Вэ — возмещение налога по налоговой ставке 0%;
Р — поступления от реструктурируемой задолженности;
Н — поступления от погашения недоимки прошлых лет;
К — поступления по контрольной работе.
При прогнозировании поступлений НДС на региональном уровне показатель ВВП необходимо заменить на ВРП.
Таблица 3
№ | Показатели | Обозначение согласно алгоритма расчета | Сумма |
Объем реализации товаров (работ, услуг), облагаемой по ставке 10% | |||
Объем реализации товаров (работ, услуг), облагаемой по ставке 18% | |||
Сумма НДС, начисленного по ставке 10% | |||
Сумма НДС, начисленного по ставке 18% | |||
Сумма начисленного налога (стр.3 + стр.4) | ВВП*Дн | ||
Сумма налоговых вычетов, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), без учета вычета НДС при осуществлении капитальных вложений и сумм налога, уплачиваемых таможенным органам | |||
Сумма НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ | |||
Сумма принимаемого к вычету НДС по капитальным вложениям | |||
Сумма налоговых вычетов (стр.6 + стр.7 + стр.8) | ВВП*Дв | ||
Прогноз налога, начисленного к уплате в бюджет (стр.5 — стр.9) | (ВВП*Дн - ВВП*Дв) | ||
Коэффициент собираемости | Кс | 70% | |
Прогноз поступлений НДС с учетом коэффициента собираемости | (ВВП*Дн - ВВП*Дв)*Кс | ||
Сумма возмещения НДС по ставке 0% | Вэ | ||
Дополнительные поступления | (Р + Н + К) | ||
Прогноз общей суммы поступлений НДС в бюджетную систему (стр.12 — стр.13 + стр.14) | Сндс |
Прогнозирование налоговых поступлений НДС на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов.Данный подход, как и аналогичный подход к прогнозированию поступлений в бюджетную систему налога на прибыль организаций, основан на экстраполяции фактических данных о налоговых поступлениях в предыдущем периоде на плановый период. Для получения прогнозных сумм индексированная сумма подвергается различным корректировкам.
Так же, как и по налогу на прибыль организаций, такой подход является упрощенным по сравнению с первым вариантом. Если прогнозирование с использованием макроэкономических показателей осуществляется с учетом некоторого прогноза структуры налоговой базы (с детализацией, соответствующей детализации используемого макроэкономического показателя), то данный вариант при прогнозировании макроэкономических условий исходит только из прогноза индекса потребительских цен и не учитывает структурные изменения.
Прогнозирование поступлений НДС в соответствии с данным подходом основано на следующих показателях:
- объем начислений налога в предыдущем периоде (либо средняя за несколько предыдущих периодов) по разным ставкам;
- сумма налога, принятого к вычету в предыдущем периоде (либо средняя за несколько предыдущих периодов);
- прогноз индекса потребительских цен;
- дополнительные поступления (от погашения недоимки прошлых лет и поступления от реструктурированной задолженности);
- прогнозируемый коэффициент собираемости;
- сумма возмещения входящего НДС по экспортным поставкам.
При применении подхода, основанного на индексации данных о поступлении НДС за предыдущие периоды, планирование налоговых поступлений возможно осуществлять с учетом отраслевой структуры налоговых доходов. Однако для этого необходимо располагать данными о прогнозе индекса цен в отраслевом разрезе, что представляет некоторую сложность.
Основной особенностью данного подхода является то, что при пргнозировании налоговых поступлений в региональном разрезе подход, основанный на индексации налоговых поступлений предыдущих периодов, имеет некоторые преимущества. Так же, как и по налогу на прибыль организаций, при условии, что прогнозирующий орган располагает данными о налоговых поступлениях, контролируемых различными управлениями ФНС России по субъектам РФ, за предыдущие периоды, задача прогнозирования сводится к индексации указанных сумм на прогнозное значение индекса потребительских цен (отраслевое или региональное, в зависимости от имеющихся данных).
Прямое прогнозирование налоговой базы НДС.В данном случае прогнозирование налоговой базы может осуществляться как в абсолютных показателях, так и в долях ВРП. Необходимо отметить, что такой подход представляется предпочтительным для применения на уровне регионов, так как именно на более нижнем уровне прогнозирование элементов налоговой базы является более качественным.
В частности, применительно к НДС, осуществляется прогнозирование объема реализации товаров (работ, услуг) по различным категориям. К прогнозному объему реализации применяется соответствующая налоговая ставка. В результате определяется прогнозный объем начисленного налога. Аналогично путем прогнозирования объема реализации товаров (работ, услуг) по различным категориям налогоплательщиков осуществляется прогнозирование суммы налоговых вычетов.
В дальнейшем уменьшение полученной разницы между начислением налогов и суммой налоговых вычетов с учетом коэффициента собираемости, а также увеличение данного показателя на объем дополнительных поступлений от погашения недоимки прошлых лет и поступления от реструктурированной задолженности позволят получить прогнозный объем поступлений НДС в бюджетную систему в плановом периоде.
Данная сумма впоследствии должна быть скорректирована на сумму прогнозного возмещения входящего НДС по экспортным операциям.
При наличии необходимых статистических данных применение прямого прогнозирования налоговой базы может привести к получению наиболее достоверных прогнозов. Однако, по ряду причин, таких, как несовершенство социально-экономической и налоговой статистики, прогнозирование с использованием данного подхода поступлений НДС в бюджетную систему в целом и в особенности поступлений с территории конкретных регионов представляется наиболее труднореализуемым из всех рассматриваемых подходов.
Необходимо отметить, что использованием единственного подхода для налогов, предполагающих различные подходы к прогнозированию их поступлений в бюджетную систему, может привести к ошибкам прогноза, связанным с изменениями тех факторов, которые при рассматриваемом подходе не учитывались. В связи с этим эффективнее применять несколько подходов. В случае значительных расхождений следует искать причину расхождения, проводя дополнительный анализ влияния различных факторов на налоговые поступления.