Алгоритм расчета прогнозируемого объема поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему.
Прогнозирование налога на прибыль организаций.
Существующая в настоящее время методика прогнозирования поступлений налога на прибыль в бюджетную систему может быть основана на трех подходах:
1. Прогнозирование налоговых поступлений, исходя из прогнозирования налоговой базы посредством индексирования ее составляющих.
2. Прогнозирование налоговых поступлений на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов.
3. Прогнозирование налоговых поступлений в течение года, исходя из прогнозных значений валового регионального продукта и изменений налогового законодательства, а также фактических значений налоговых поступлений в текущем году.
Прогнозирование налоговых поступлений, исходя из прогнозирования налоговой базы посредством индексирования ее составляющих. Для расчета прогноза налоговых поступлений, учитывающего заранее известные изменения в налоговом законодательстве или порядке уплаты налогов, одним из лучших подходов является применение покомпонентного прогнозирования декларируемой налоговой базы и получение суммы налога посредством умножения на соответствующие ставки составляющих налоговой базы с последующей корректировкой на коэффициент собираемости.
Алгоритм расчета налога на прибыль организаций, поступающего в различные уровни бюджетной системы РФ, выглядит следующим образом:
Нпр = [(Пк — С) * S + НД] * Кс + (Р + Н + П)
где: Нпр — прогнозируемая сумма налога на прибыль организаций;
Пк — прибыль с учетом корректировки для целей налогообложения;
С — суммы, исключаемые из прибыли в соответствии с законодательством,
S — ставка налога, %;
НД — сумма налога на прибыль в отношении отдельных видов доходов;
Кс — расчетный уровень собираемости, %;
Р — поступления от реструктурируемой задолженности;
Н — поступления от погашения недоимки прошлых лет;
П — перерасчеты.
Таблица 2
№ | Показатели | Обозначение согласно алгоритма расчета | Сумма |
Прибыль для расчета налога | Пк | ||
Суммы, на которые корректируется прибыль для исчисления налога (исключаемые доходы,льготы, сумма убытка прошлых лет, уменьшающая налоговую базу) | С | ||
Налоговая база для исчисления налога | Пк - С | ||
Ставка налога | S | 20% | |
Сумма начисленного налога (стр.3 х стр.4) | (Пк — С)*S | ||
Уменьшение налога на прибыль в связи с применением льгот на федеральном уровне | |||
Уменьшение налога на прибыль в связи с уменьшением ставки налога согласно ст.284 НК РФ (в части бюджета субъекта РФ) | |||
Уменьшение налога на прибыль в связи с предоставлением дополнительных инвестиционных льгот (в части бюджета субъекта РФ) | |||
Налог на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях и в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) | |||
Сумма налога на прибыль, ранее не учитываемая при формировании налоговой базы | |||
Сумма налога на прибыль в отношении отдельных видов доходов (стр.9 + стр.10 — стр.6 — стр.7 — стр.8) | НД | -20 | |
Итого сумма налога на прибыль (стр.5 + стр.11) | (Пк — С)*S + НД | ||
Коэффициент собираемости | Кс | 70% | |
Сумма налога с учетом коэффициента собираемости | [(Пк — С)*S + НД]* Кс | ||
Дополнительные поступления (за счет годовых перерасчетов, за счет погашения недоимки прошлых лет и прочие поступления, включая контрольную работу) | (Р + Н + П) | ||
Прогноз налога на прибыль с учетом дополнительных поступлений (стр.14 + стр.15) | Нпр |
Отдельно определяется сумма налога, полученного в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (стр.9 вышеприведенной таблицы). При прогнозировании данной суммы целесообразно применять следующий алгоритм:
Ндив = (СПДнр — СПДо + СПДнс) * S * Кс
где: Ндив — сумма налога на дивиденды, полученные в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;
СПДнр — сумма процентных доходов, начисляемых по государственным ценным бумагам РФ;
СПДо — сумма необлагаемых процентных доходов;
СПДнс — сумма процентных доходов, начисляемых по муниципальным ценным бумагам;
S — ставка налога, %;
Кс — расчетный уровень собираемости, %.
Достоинством данного подхода является то, что он позволяет учесть как изменение налоговой базы в результате изменения налогообложения, так и изменение ставок налога, применяемых к различным компонентам базы. При этом разные компоненты базы могут различным образом зависеть от некоторого набора макроэкономических переменных, прогноз которых возможен, и учет этих различий приводит к дополнительному уточнению прогнозного значения. Недостатком такого подхода является то, что он редко позволяет принять во внимание поведенческие реакции налогоплательщиков на произошедшие изменения, поэтому при значительных изменениях в правилах налогообложения может возникать существенное отклонение от фактических значений.
Однако при наличии необходимых статистических данных применение прямого прогнозирования налоговой базы может привести к получению наиболее достоверных прогнозов, особенно при прогнозировании в региональном разрезе.
Прогнозирование налоговых поступлений на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов. Данный подход к прогнозированию налоговых поступлений основан на экстраполяции на плановый период фактических данных о налоговых поступлениях в предыдущий период. В соответствии с этим подходом показатели налоговых доходв в абсолютном выражении за период, предшествующий прогнозному, индексируются на прогноз инфляции. Данный подход удовлетворителен, если темпы роста реального ВРП малы и имеются расхождения в их прогнозах.
Такой подход к прогнозированию представляется в значительной степени упрощенным по сравнению с первым вариантом. Прогнозирование поступлений налога на прибыль организаций в соответствии с данным подходом основано на следующих показателях:
- объем начислений налога в предыдущем периоде (либо средняя за несколько предыдущих периодов);
- прогноз индекса потребительских цен (инфляции);
- дополнительные поступления (от погашения недоимки прошлых лет и поступления от реструктурированной задолженности);
- прогнозируемое изменение коэффициента собираемости.
Основной особенностью данного подхода является то, что он легче реализуем по субъектам РФ. При условии, что прогнозирующий орган располагает данными о налоговых поступлениях, контролируемых различными управлениями ФНС России по субъектам РФ, за предыдущие периоды, задача прогнозирования сводится к индексации указанных сумм на прогнозное значение индекса потребительских цен (отраслевое или региональное, в зависимости от имеющихся данных). Погрешность данного подхода может быть не очень значительной, если не происходит масштабных изменений в законодательстве.
Прогнозирование налоговых поступлений в течение года, исходя из прогнозных значений валового регионального продукта и изменений налогового законодательства, а также фактических значений налоговых поступлений в текущем году.Данный подход основывается на следующих допущениях:
- сезонная динамика реальных налоговых поступлений предполагается неизменной;
- в отсутствие изменений в налоговом законодательстве реальные поступления налога меняются в сравнении с реальными поступлениями соответствующего периода прошлого года пропорционально изменению в реальном ВРП;
- изменения в величине налоговых поступлений в результате изменений в поведении налогоплательщиков возможно наблюдать только по истечении определенного времени, поэтому необходима ежемесячная корректировка прогноза.
Прогнозирование налоговых поступлений, основанное на таких допущениях, осуществляется поэтапно:
1. Расчет прогноза реальных налоговых поступлений:
а) выбирается базовый период, в ценах которого исчисляются реальные налоговые поступления;
б) определяется величина реальных налоговых поступлений каждого месяца предыдущего года и каждого из прошедших месяцев текущего года в ценах базового периода, для этого поступления каждого из рассматриваемых месяцев делятся на индекс цен, накопленный от базового периода до рассматриваемого месяца:
ki = (t1 + t2 + . . . + ti) : (l1 + l2 + . . . + li)
где: ki — коэффициент, характеризующий тенденцию изменения реальных налоговых поступлений в сравнении с предыдущим годом;
ti — реальные налоговые поступления i-того месяца текущего года;
li — реальные налоговые поступления i-того месяца предыдущего года.
г) рассчитывается средняя ставка налогообложения предыдущего года и выбирается прогнозная средняя ставка налогообложения текущего года. Для прогноза применяется коэффициент изменения средней ставки, равный отношению средней ставки текущего года к средней ставке предыдущего года;
д) на основании прогноза реального ВРП определяется коэффициент изменения реального ВРП, равный отношению прогнозируемого реального ВРП текущего года (года, для которого рассчитывается прогноз налоговых поступлений) к реальному ВРП предыдущего года;
е) для того, чтобы рассчитать налоговые поступления в некотором месяце с номером i при условии, что информация о поступлениях за месяц i-1 известна, на основании значения реальных поступлений в i-том месяце предыдущего года строятся прогноз, исходя из коэффициента изменения реального ВРП и коэффициента изменения средней ставки и отдельно — прогноз, исходя из тенденции изменения реальных налоговых поступлений в сравнении с предыдущим годом, а затем берется взвешенная сумма этих прогнозов, причем веса меняются в течение года: в начале года больший вес присваивается первому прогнозу и меньший — второму, а в конце года — наоборот.
В результате прогноз налоговых поступлений для i-того месяца будет равен:
Ni = (12 — i + 1) : 12 * v * h * li + (i -1) : 12 * ki * li
где: (12 - i + 1) : 12 — отношение числа еще не прошедших месяцев к 12;
(i -1) : 12 — отношение числа прошедших месяцев к 12;
v — коэффициент изменения реального ВРП;
h — коэффициент изменения средней ставки налогообложения;
ki — коэффициент, характеризующий тенденцию изменения реальных налоговых поступлений в сравнении с предыдущим годом;
li — реальные налоговые поступления i-того месяца предыдущего года.
2. Для получения пргноза номинальных налоговых поступлений прогноз реальных поступлений умножается на прогноз индекса цен, накопленный с базового периода.
Изменение задолженности по налогу при данном подходе прогнозируется отдельно. Для этого может быть использована аналогичная методика.