Советское государство в первые послевоенные годы

(1945 – 1953 гг.)

В первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.) развитие советского государства было противоречивым.

С одной стороны, советский тоталитарный режим несколько смягчился. Были ликвидированы чрезвычайные органы власти, созданные в годы войны (ГКО и др.). Началось восстановление советской и партийной «демократии». Чаще стали собираться сессии Верховного Совета СССР, заседания Политбюро и Секретариата ЦК ВКП(б) и т.д. Откровенно классовый характер советского государства сменился нейтральными государственными формами. Рабоче – крестьянская Красная армия была переименована в Вооруженные Силы СССР, СНК СССР и союзные республики - в Советы министров, ВКП(б)- в КПСС. В 1948 г. заметно смягчился режим в ГУЛАГе.

С другой стороны, первые послевоенные годы были апогеем сталинизма и советского тоталитаризма в целом. Достигла пика важнейшая черта тоталитаризма - вождизм (в связи с 70-летием Сталина в декабре 1949 г.) Восстановление советской «демократии» было далеко не полным. Сессии Верховного Совета СССР собирались не два раза в год, а один. Первый послевоенный Пленум ЦК ВКП(б) был созван только в феврале 1944 г., съезд партии - в октябре 1952 г, Политбюро в полном составе по-прежнему не созывалось.

Продолжались массовые репрессии. Шла начатая в годы войны «ссылка народов». Из Прибалтики было депортировано 200 тыс. чел. и 75 тыс. отправлены в лагеря (10% взрослого населения прибалтийских республик), из Украины – 2 млн чел., из Молдавии -120 тыс. (7% населения Молдавской ССР). 3 млн чел. были арестованы за сотрудничество с оккупантами.

Через «проверочно-фильтрационные пункты» прошли 6 млн чел., 0,5 млн из них были отправлены в ГУЛАГ. Из 2 млн 270 тыс. советских военнопленных только 20% получили разрешение вернуться домой или продолжили службу в Красной Армии. Остальные были отправлены в лагеря, ссылку (минимум на 5 лет) или на принудительные работы. Особенно тяжелым было положение тех военнослужащих Красной Армии, которые во время войны сотрудничали с немцами (служили во власовской армии, полиции и т.п.), даже если они после этого искупили свою вину (воевали в Красной Армии, партизанских отрядах, имели награды, ранения и т.д.). С 1946 г начались их аресты, в 1952 г. вместо 5-10 лет лишения свободы им стали давать по 25 лет лагерей.

Вместе с советскими военнопленными жертвами сталинского режима были немецкие военнопленные. В 1945 г. их было около
4 млн. В 1950 г. советское правительство заявило, что все они репатриированы, но в СССР оставались еще 300 тыс. пленных немцев, а 1 млн умерли в советских лагерях. Так, из 100 тыс. немецких солдат, взятых в плен в Сталинграде, в живых остались только 6 тыс.

Шла массовая фабрикация «дел» о молодежных «подпольных организациях». Они были «обнаружены» во всех крупных городах СССР. Арестованных по этим делам юношей и девушек ждала жестокая расправа. Трех руководителей московских организаций «Союз борьбы за дело революции» расстреляли, остальным дали по 10-25 лет лагеря. Среди них была болезненно застенчивая и робкая Нина Уфлянд, которая нигде и никогда не бывала, кроме школы и дома, но, тем не менее, получила 10 лет срока.

В результате число заключенных в лагерях и «спецпоселенцев» достигло рекордного за все годы советской власти уровня, по официальным советским данным - более 5 млн чел.: 2 млн 357 тыс. заключенных в лагерях и 2 млн 753 тыс. в «спецпоселениях»), по подсчетам западных ученых- 8 – 15 млн (по мнению английского правительства, в 1950 г. в СССР было 10 млн заключенных).

Продолжалось физическое уничтожение тысяч людей. В 1950 г. во всех лагерях прошли массовые расстрелы заключенных, когда было уничтожено 5% населения ГУЛАГа. Десятки тысяч людей погибли в результате карательных операций в западных районах СССР. Только в Литве в 1948 г. было убито 21 тыс. чел. В 1950-1953 гг. за политические преступления было расстреляно около 4 тыс. чел.

Продолжались чистки партийного и государственного аппарата. По «ленинградскому делу» 1949 – 1950 гг. были расстреляны член Политбюро, председатель Госплана Н.А.Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А.А.Кузнецов, председатель Совмина РСФСР Н.Н.Родионов и около 200 других видных чиновников. Около 2 тыс. ленинградских коммунистов были исключены из партии и уволены с работы, многие из них арестованы. В начале 50-х гг. были арестованы министр государственной безопасности В.С.Абакумов, министр авиационной промышленности А.И. Шахурин, маршал авиации А.А.Новиков, маршал артиллерии Н.Д.Яковлев и многие другие представители советской элиты. Готовилась расправа над ближайшими соратниками Сталина - Берией, Ворошиловым, Молотовым, Маленковым и др. В то же время чистки послевоенных лет имели некоторые особенности по сравнению с Большим террором 1933 – 1938 гг. Они не носили тотального характера и проводились более мягко. Не репрессировались члены семей осужденных «врагов народа» (были арестованы жены Молотова и Калинина, но сами они не лишились свободы и даже своих постов).

Послевоенные годы были апогеем политики великодержавного шовинизма советской эпохи. В 1948 г. началась разнузданная антисемитская кампания, которая продолжалась до смерти Сталина. В январе 1948 г. был убит руководитель Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) Соломон Михоэлс. В ноябре 1948 г. ЕАК был ликвидирован, а все его члены арестованы. В июле 1952 г. суд приговорил 13 из них к расстрелу. В августе 1952 г. по делу ЕАК было вынесено еще 12 смертных приговоров, а 100 чел. были приговорены к заключению в лагерях на срок от 10 до 25 лет. Одновременно было сфабриковано «дело врачей-убийц» 1950-1953 гг. Восемь врачей кремлевской больницы, в том числе шесть евреев, были обвинены в организации «еврейского заговора» и убийстве ряда советских сановников. Готовился грандиозный политический спектакль (публичная казнь «врачей-убийц» на Красной площади, еврейские погромы по всей стране и массовая депортация евреев «по их собственной просьбе» в Сибирь), но его сорвала смерть Сталина. Одновременно шло широкое наступление на другие нерусские народы. В ноябре 1948 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны», по которому жертвы «ссылки народов» получили статус «спецпоселенцев» навечно (во время депортации им было объявлено, что это – временная мера), а за побег из ссылки предусматривалось 20 лет каторжных работ.

После ареста высшего духовенства греко - католической церкви Западной Украины (1945 г) и убийства Закарпатского епископа (1951 г.) греко - католики Западной Украины и Закарпатья были насильно подчинены РПЦ. В 1951 г. был запрещен национальный эпос четырех мусульманских народов - азербайджанцев, казахов, киргизов и узбеков. Началось безудержное восхваление «великого русского народа» и его «огромного» вклада в историю мировой культуры (паровой двигатель изобрел не Уайт, а Ползунов, электролампу – не Эдисон, а Ладыгин, паровоз – не Стефенсон, а братья Черепановы и т.п.) При этом прославлялись самые реакционные деятели русской истории (Иван Калита, Иван Грозный, Скобелев и т.п.) и объявлялись реакционерами национальные герои других народов России (Шамиль, Кенесары и др.).

Противоречивый характер развития советского государства в эти годы наложил отпечаток на его отношения с церковью. С одной стороны, шло расширение прав РПЦ. В августе 1945 г. московская патриархия, епархиальные управления и приходские общины получили статус юридических лиц, потерянный ими по декрету 1918 г. об отделении церкви от государства, и могли теперь открывать банковские счета, заключать сделки с другими юридическими лицами, открывать предприятия и т.д. Приобретенная ими недвижимость становилась их собственностью (недвижимость, купленная духовенством других конфессий, передавалась ему в пользование).
В 1946 г. были прекращены закрытия монастырей на освобожденной территории СССР и конфискация их имущества. Церкви была передана часть храмов Троице-Сергиевской Лавры и мощи некоторых святых, в т.ч. Сергия Радонежского. В 1948 г. Сталин отказался дать согласие на издание подготовленного М.А. Сусловым специального постановления ЦК ВКП(б) о задачах атеистической пропаганды, которое было выдержано в худших традициях 30-х гг. С другой стороны, уже в 1947 г. началось ухудшение церковно-государственных отношений. В два раза по сравнению с 1946 г. сократилось число открытых храмов. Усилилось налогообложение РПЦ, началась принудительная подписка духовенства на государственные займы. Были предприняты попытки оживления свернутой в середине 40-х гг. атеистической пропаганды. В августе 1948 г. были запрещены крестные ходы из села в село. В октябре 1948 г. Совмин СССР отменил свое решение об открытии 28 православных храмов (август 1948 г.). Это стало сигналом для местных властей, которые в 1948 – 1953 гг. не позволили открыть ни одной церкви. В начале
50-х гг. сталинская церковная политика оставалась такой же противоречивой. Антирелигиозная компания, начата в конце 40-х гг., была свернута, но началось преследование духовенства и верующих (аресты духовенства, исключение из партии коммунистов, совершающих религиозные обряды, и т.д.)

Столь же противоречивым было и послевоенное советское право, что проявлялось во всех его отраслях.

В уголовном праве началось его некоторое смягчение. В июле 1945 г. был принят Указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией», по которому осужденные на срок до 3 лет освобождались, осужденным на срок от 3 до 10 лет он сокращался. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь. В то же время результаты ее отмены были противоречивыми. С одной стороны, тысячи людей были спасены от смерти, с другой – эта мера дала ряд негативных результатов (резкое увеличение числа заключенных, воровской беспредел в лагерях и т.д.) В связи с этим власти были вынуждены восстановить смертную казнь: в январе 1950 г. - для «изменников Родины, шпионов и подрывников-диверсантов» (де-факто - для вынесения смертных приговоров по «ленинградскому делу»); в январе 1953 г. – для лиц, уличенных в бандитизме в лагерях (в 1953 г. за бандитизм в ИТЛ были расстреляны 52 заключенных), в апреле 1954 г. – для лиц, совершивших умышленное убийство. Одновременно в первые послевоенные годы был принят ряд законов об усилении уголовной ответственности за многие составы преступлений. В октябре 1946 г. вышло постановление Совмина СССР «О сохранности государственного зерна», требовавшее от Минюста строже применять «Закон о пяти колосках» 1932 г. В результате уже в ноябре - декабре 1946 г. более
53 тыс. человек за хищение колосков и хлеба получили по 10-25 лет лагерей. В июне 1947 г. были приняты два Указа об усилении уголовной ответственности за «посягательство на государство или колхозную собственность», предусматривающие за это лишение свободы на 5-25 лет (за воровство) или на 2-3 года (за недоносительство о готовящейся или совершившейся краже). При этом отменялась старая мера наказания за хищение по месту работы, предусматривавшая лишение свободы на 1 год, и лица, совершившие такое преступление, осуждались по указам 1947 г. В результате по этим указам к 1953 г. были осуждены 1 млн 300 чел., 75% которых получили срок более 5 лет. Так, в г. Суздале Владимирской области в октябре
1947 г. два подростка 15 и 16 лет за кражу трех огурцов с колхозного огорода получили по 8 лет лагерей. В феврале 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о высылке с Украины «всех, отказывающихся от выполнения минимальной нормы трудодней в колхозах и ведущих паразитический образ жизни». В июне 1948 г. эта мера была распространена на всю территорию СССР, и в 1948 г. было выслано более 38 тыс. чел.

Заметно ужесточилось уголовно-процессуальное право.
В феврале 1948 г. был принят указ «О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР», по которому заключенные, осужденные по ст.58 УК РСФСР 1926 г. после освобождения из лагерей и тюрем ссылались под надзор органов МГБ на Колыму, в Сибирь и отдаленные области Казахстана. Политические заключенные получили разрешение на возвращение домой. При этом в первые послевоенные годы значительная часть заключенных, осужденных в 1937 – 1938 гг., вновь попала в лагеря, т.к. с осени 1948 г. начались их повторные аресты. Следствие проводилось по упрощенной процедуре, а обвинение выносилось по тем же статьям и за те «преступления», за которые они уже отбыли наказание. Все это было грубейшим нарушением действовавших в те годы норм уголовно - процессуального права, которые запрещали повторное наказание за одно и то же преступление, пожизненное заключение и бессрочную ссылку, но подобная практика сохранялась до 1956 г.
В октябре 1948 г. было принято секретное разъяснение Генеральной прокуратуры СССР, по которому военные трибуналы должны были выдавать осужденным не копии приговоров, как этого требовал УПК, а краткие выписки из них, не имевшие юридической силы (их нельзя было использовать для обжалования приговора). В то же время отменены некоторые чрезвычайные процедуры, действовавшие в условиях военного времени.

В трудовом праве, с одной стороны, шла его либерализация (восстановление коллективных договоров, 8 - часового рабочего дня, отпусков и т.д.), с другой - сохранялись антирабочие законы 1939-1940 гг.

В семейном праве многие социальные проблемы решались административным путем. По - прежнему были запрещены аборты. В феврале 1947 г. был принят указ о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами, а за «связь с иностранцами» отправляли в лагеря.

9.4.Советское государство и право в годы «оттепели»

(1953-1954 гг.)

 

После смерти Сталина (1953 г.) начался второй этап развития советского тоталитаризма – «мягкий тоталитаризм» 1953-1985 гг. Его черты:

1. Исчезновение некоторых важных признаков тоталитаризма- веры в единую общенациональную цель и связанного с ней массового энтузиазма, вождизма и массовых репрессий.

2. Трансформация ряда других признаков тоталитаризма (смена внутреннего страха внешним, репрессий - психологическим давлением и подкупом).

3. Формирование социально – экономических структур, не- зависимых от тоталитарного режима – теневой экономики, «предгражданского общества», «городских микромиров» (спортивные фанаты, андеграунд, увлечение авторской песней и т.п.).

4. Рост пассивного и активного сопротивления тоталитаризму (экологические кампании, молодежные протестанты, нонконформизм в литературе и искусстве, усиление влияния технократов, инакомыслие и антикоммунистическое сопротивление).

5. Социальное и идейное размежевание внутри господствующего класса, связанное с подчинением партийного и государственного аппарата хозяйственникам и формированием мощных мафиозных структур.

Эти новые особенности советского общества проявились не сразу. Первым периодом их формирования были годы «оттепели» (1953-1964 гг.). Она началась сразу же после смерти Сталина
(5 марта 1953 г.), и ее руководителем был Л.П.Берия. 27 марта
1953 г. была объявлена подготовленная им амнистия. Были освобождены все, осужденные на срок менее 5 лет, все, осужденные за злоупотребление властью, должностные и экономические преступления (в основном партийные и хозяйственные работники, арестованные в 1951-1952гг), беременные женщины и женщины с детьми младше 10 лет, несовершеннолетние и старики (мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет). Остальным заключенным, кроме лиц, осужденных за политические преступления, бандитизм, убийство и хищения в особо крупных размерах, срок сокращался в два раза. В результате было освобождено около 50% всех заключенных
(1 млн 200 тыс. чел.). Причинами амнистии 1953г. были нерентабельность труда заключенных и стремление Берии завоевать популярность в советском обществе. В то же время амнистия имела некоторые негативные моменты. Она совершенно не коснулась главных жертв сталинского режима, политзаключенных, и обострила криминогенную обстановку в СССР (в связи с освобождением огромного числа уголовников, в т.ч. опасных рецидивистов).

Одновременно с амнистией в первые месяцы после смерти Сталина были проведены другие акции, призванные смягчить советский политический режим. ГУЛАГ в середине марта был реорганизован и передан Министерству юстиции. В ходе предварительного следствия были запрещены пытки. 4 апреля «врачи-убийцы» были объявлены жертвами провокации МГБ, а их признания -полученными «с помощью незаконных методов ведения следствия». Берия начал знакомить членов ЦК с документами, показывающими роль Сталина в организации массовых репрессий. Таким образом, в СССР началась десталинизация. Ее причины:

1. Желание номенклатуры навсегда покончить с чистками партийного и государственного аппарата и обеспечить свою безопасность.

2. Невозможность сохранить созданную Сталиным социально – экономическую модель.

3. Борьба за влияние между наследниками Сталина. После ареста Берии (июнь 1953г) вождем «оттепели» стал первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев (он занял этот пост в сентябре 1953г, но фактически был руководителем партии с 14 марта 1953г.), который, отстранив от власти лидеров - сталинистов Молотова и Маленкова (июнь 1957 г), получил практически неограниченную власть. Де-юре это было оформлено назначением Хрущева председателем Совета Министров СССР (в марте 1953 г. - феврале 1955 г. этот пост занимал Маленков, в феврале 1955 г. – марте 1958 г. - Булганин). Главная заслуга Хрущева - прекращение массовых репрессий. По политическим статьям после 1953 г. осуждали не миллионы, и даже не тысячи людей, а сотни. Так, в 1970г. было осуждено 106 чел.,
в 1971 г. - 84, в 1979 - 1981 гг. арестовано около 500чел.

Началось массовое освобождение политических заключенных. В 1953 г. были освобождены 4 тыс. чел., в 1954 - 1955 гг.- 12 тыс.
В сентябре 1955 г. были освобождены заключенные, осужденные «за сотрудничество с оккупантами». Одновременно шла ликвидация «спецпоселений». В марте - апреле 1956 г. «спецпоселенцы» из числа «репрессированных народов» были освобождены от административного надзора органов МВД, но не получили права вернуться на родину. В 1957 г. началось их самовольное возвращение в родные места (власти ему не препятствовали, но и не разрешали официально). В январе 1960 г. категория «спецпоселенцев» была ликвидирована де-юре. В результате сформировалась следующая структура контингента советских заключенных, с небольшими изменениями сохранявшаяся до конца 80 – х гг.: всего 900 тыс. заключенных, в т.ч. 300 тыс. уголовников - рецидивистов, приговоренных к длительным срокам лишения свободы, 600 тыс. заключенных, осужденных за мелкие правонарушения, и несколько сот политических заключенных.

Одновременно шла реабилитация жертв политических репрессий сталинской эпохи, но она была весьма непоследовательной и неполной. В 1956 – 1957 гг. было реабилитировано всего 60 тыс. чел, и реабилитация не коснулась большинства жертв сталинизма (членов антисталинистских группировок в большевистской партии, участников антикоммунистических движений, жертв коллективизации и т.д.).

Была проведена радикальная реорганизация советской политической полиции. Были ликвидированы Особое совещание и «тройки». Из состава МВД (создано в 1953 г. путем объединения МГБ и МВД) в марте 1954 г. выделился Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР. Из него было уволено около 20% личного состава. Многие руководители государственной безопасности были расстреляны (Л.П. Берия, нарком внутренних дел в 1938 – 1946 гг. и министр внутренних дел в 1953 г., В.С. Абакумов, министр государственной безопасности в 1946 - 1951гг., генералы В.Г.Деканозов, В.Н. Меркулов и др.). Другие были уволены, лишены генеральных званий и т.д. (министр внутренних дел Армянской ССР Григорьян, министр внутренних дел Азербайджанской ССР Атакшиев и др.).
В 1954 г. были ликвидированы 39 лагерных управлений и 16 тюрем, штат МВД сократился на 16300 чел., расходы на его административно - управленческий аппарат - на 250 млн руб. В 1959 г. был окончательно ликвидирован ГУЛАГ. На места сталинских кадров стали назначать новые, хрущевские кадры - армейских офицеров, партийных и комсомольских работников и т.д. При этом кардинально изменилось само положение политической полиции в советском государстве. Она была поставлена под партийный контроль (секретариата КПСС в центре и обкомов партии - на местах), и теперь ни один член партии не мог быть арестован без санкции партийных органов.

Другая заслуга Хрущева - общее смягчение советского политического режима.

Более демократичным стало национальное государственное устройство СССР. Были несколько расширены права союзных республик. В 1954 – 1955 гг. из союзного в республиканское подчинение были переданы более 11 тыс. промышленных предприятий, автотранспорт и речной флот. В результате удельный вес предприятий республиканского подчинения в 1953 – 1955 гг. повысился с 31 до 47%. Расширились права республик в области законодательства и юстиции. К их ведению было отнесено законодательство о судопроизводстве, принятие гражданского, уголовного процессуальных кодексов. За союзными органами власти осталось право установления основ уголовного, гражданского процессуального законодательства и законодательства в области правосудия. Расширились права союзных республик в области решения вопросов областного, краевого и районо - административного территориального деления. В 1957 – 1958 гг. была восстановлена автономия калмыцкого, чеченского, ингушского, карачаевского и балкарского народов.

Были восстановлены нарушенные в сталинскую эпоху нормы партийной и советской «демократии», шло их дальнейшее расширение. Регулярными стали съезды КПСС и пленумы ее ЦК. Полномочия народных судов были увеличены с 3 до 5 лет, появились товарищеские суды и добровольные народные дружины. По новому Уставу партии, принятому на XXII съезде КПСС (октябрь 1961 г.), предусматривалось постоянное обновление кадров во всех партийных органах (на 25 - 50%) на каждом отчетно-выборном собрании, конференции и съезде. На 50% должны были обновляться выборные органы местных партийных организаций (до райкома включительно), на 33% - областное и республиканское партийное руководство, на 25% - ЦК КПСС и его президиум.

В то же время демократизация советского государства в годы «оттепели» была непоследовательной и неполной.

Большинство жертв сталинского террора не были реабилитированы (жертвы коллективизации, депортаций из западных районов СССР и т.д.), а о реабилитации всех жертв советского коммунистического режима за полвека его существования даже не говорилось.

Реабилитация репрессированных народов также была неполной. Не была восстановлена автономия крымских татар и немцев Поволжья, а другие народы (чеченцы, ингуши и т.д.) добились восстановления своей государственности лишь путем тяжелой борьбы за свои права.

Началась насильственная русификация национальных окраин. В 1957 г. в 7 союзных республиках из 15 некоренное население (в основном русские) составляло 33 - 47%, а коренное население превратилось в национальное меньшинство (в Казахстане казахи составляли 30% населения, в Киргизии киргизы - 40%). Шла массовая смена национальных школ русскими (в связи с принятием в 1958 г. закона о добровольном изучении национального языка). В результате к началу 60-х гг. исчезли все белорусские школы, украинские школы в Крыму и Донбассе и т.д. Ускорилась русификация языков нерусских народов. В азербайджанском словаре 1958 г. русских слов в два раза больше, чем в словаре 1929 г., в узбекском словаре около 20% лексики было русского происхождения. В большинстве вузов союзных республик обучение шло на русском языке.

Началось новое наступление на РПЦ. Её отношения с советскими государствами в годы «оттепели» были довольно сложными. С одной стороны, в июле 1954 г. было принято Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистской пропаганде и мерах ее улучшения», в котором прежняя политика по отношению к церкви осуждалась как «примиренческая», и началось возвращение к антирелигиозной политике 30-х гг. С другой – в 1955 – 1956 гг. отношения РПЦ с советским государством оставались нормальными. Резко выросли валютные ассигнования церкви, росло число православных храмов, впервые за всю советскую эпоху в России были напечатаны Библия и Евангелие (1956 г.). Началось освобождение духовенства из лагерей и тюрем (46% архиереев РПЦ эпохи «оттепели» при Сталине были в заключении).

Однако уже в 1956 – 1957 гг. началось охлаждение церковно-государственных отношений, которое в 1958г. превратилось в новое широкое наступление советского государства на РПЦ. Причин изменения государственной политики по отношению к ней было несколько: убеждение советской элиты в скорой победе коммунизма (Хрущёв даже обещал лично показать по телевидению «последнего советского попа»); поражение в 1957 г. сталинистов, защищавших старый курс в отношениях с церковью ; усилений позиций идеологического аппарата (М.А.Суслова, Е.А.Фурцевой, Л.Ф. Ильичева и др.) и комсомольских руководителей, возглавивших КГБ (В.Е. Семичастного, А.Н. Шелепина и др.); смена сталинского национально- патриотического курса (борьба с «космополитизмом», создание национальной империи и т.д.) новой редакцией интернационализма («братская помощь» странам Африки, Азии и Латинской Америки и т.п.); страх перед ростом национального самосознания русского народа; экономические мотивы (стремление пополнить казну за счет церкви) и внешнеполитические соображения (сближение советского руководства с Ватиканом и мусульманским духовенством).

Началом наступления на РПЦ стало секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» (октябрь 1958 г.), предписывавшее всем партийным организациям и государственным органам начать наступление на «религиозные пережитки». Монастырям было запрещено применять наемный труд, на 1959-1969 гг. планировалось значительное сокращение их числа (в 2 раза), вводились новые налоги на церковь (налог со строений, земельная рента и др.). Началась массовая чистка монастырских библиотек, борьба с паломничеством к российским святым местам и закрытие храмов (в 1958 г закрыли 91 церковь). Новый удар по РПЦ был нанесен постановлением ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства по культам» (январь 1960 г.), дополненным «Инструкцией по применению законодательства о культах» (март 1961 г). Эти правовые акты резко ограничили деятельность РПУ. Ей запрещалось проводить женские и детские собрания, организовывать кружки, паломничество, медицинскую помощь и экскурсии, заниматься филантропией и т.д.

Другой важный результат нового наступления на церковь – начало «церковной реформы» 1961 г., в ходе которой духовенство было де-факто отстранено от руководства церковными приходами, что противоречило догматам и обрядам христианства, и православия в особенности. Руководителями приходской жизни стали церковные старосты, назначаемые райисполкомами. Без их согласия священники не могли принимать на работу и увольнять церковную обслугу (даже уборщиц), более того, сами они считались «нанятыми приходской общиной (де-факто - старостами и местными властями) для исполнения религиозных обязанностей». Юридический статус высшего духовенства вообще не определялся. Де – юре архиереи теперь стояли вне церковных приходов, а не руководили ими. Таким образом государство явно пыталось юридически оторвать духовенство от верующих. Попытки сопротивления этой реформе подавлялись чисто тоталитарными методами. Началось массовое закрытие церквей и монастырей. Из 13414 храмов в 1958 – 1966 гг. было закрыто 5891, из 63 монастырей – 44. Численность духовенства за это время сократилась с 12 тыс. до 7,4 тыс. чел. В декабре 1961 г. КГБ организовал убийство противника хрущевской «церковной реформы» митрополита Коломенского и Крутицкого Николая. По официальной версии, он умер в больнице от «перемены климата», но родственники митрополита требовали медицинской экспертизы его тела, а верующие кричали представителям властей, забиравшим покойного из морга, - «убийцы!» Ряд других архиереев были арестованы. При закрытии монастырей, как и в первые годы советской власти, широко использовалось насилие над духовенством и верующими. В июне 1963 г. в Почаевской лавре (Тернопольской область) милиция арестовала монахов и избивала паломников, один из них был забит насмерть. У церкви отбирали ее имущество - автомобили, жилые дома, хозяйственные постройки. Священников выселяли из их квартир. Родителям, дети которых ходили в церковь, грозили лишением родительских прав и отправкой детей в интернат. Коммунистов и комсомольцев за участие в церковных обрядах исключали из КПСС и ВЛКСМ. В 1961-1964 гг. по религиозным мотивам было осуждено 1234 чел. В июле 1964 г. ЦК ВЛКСМ предложил партийному руководству установить уголовную ответственность за любые попытки духовенства привлечь к религии несовершеннолетних. В вузах началось преподавание «Основ научного атеизма».

Советский коммунистический режим жестоко расправлялся с любой оппозицией в СССР и за его пределами. В мае 1954 г. после подавления восстания политических заключенных в одном из самых крупных советских лагерей Кенгире (около Караганды) 6 его руководителей были расстреляны, а около 400 заключенных получили новые сроки. В августе 1959 г. при подавлении рабочих волнений в г. Темиртау Карагандинской области было убито 16 чел.,
в июне 1962 г. в Новочеркасске Ростовской области, было убито 26 рабочих, еще 9 были расстреляны по приговору суда. Еще более жестоко подавлялось национальное движение на Украине.
К 1956 г. были уничтожены последние отряды УПА, а в конце 50-х КГБ организовал убийство живших в ФРГ лидеров ОУН Льва Ребета (1957 г.) и Степана Бандеры (1958 г.). В 1958 – 1964 гг. на Украине были раскрыты две подпольных организации, члены которых были приговорены к длительным срокам лишения свободы
(5-15 лет). В Литве последние отряды «лесных братьев» были ликвидированы в 1956 г., а многие арестованные в первые послевоенные годы националисты отбывали наказания до начала 80-х гг. Например, доктор философии Паулайтис впервые был осужден на
25 лет в 1946 г. (за редактирование националистической газеты
«К свободе»), но, освободившись по амнистии в 1956 г., в 1957 г. получил новый срок - 25 лет - и вышел на свободу только в 1983 г. В результате из 79 лет своей жизни 35 лет он провел в заключении. В Грузии в марте 1956 г. антихрущевская демонстрация молодежи (ее участники расценили решения XX съезда как КПСС как «антигрузинские») была подавлена с помощью танков, что привело к гибели тысяч людей. При подавлении советскими войсками антикоммунистического восстания в ГДР (июнь 1953 г.) было убито более 50 чел., во время советской интервенции в Венгрии (октябрь-ноябрь 1956 г.) - около 3 тысяч.

Таким образом, советское государство в годы «оттепели» сохранило свой тоталитарный характер. Это наложило заметный отпечаток на реформы Хрущева.

В 1957 г. он провел промышленную реформу. Были ликвидированы 25 промышленных министерств из 31 (сохранились только министерства, имевшие стратегическое значение, - министерство оборонной промышленности, министерство энергетики и др.), и руководство промышленными предприятиями на местах перешло к совнархозам, которым подчинялись все предприятия в их регионах. При этом вскоре выявились многочисленные недостатки новой системы управления промышленностью – разрыв экономических связей между регионами, натурализация экономики, усложнение бюрократического аппарата (распущенные министерства появились в Москве в виде технических комитетов, отделов Госплана и т.п., которые дублировали деятельность совнархозов).

В 1958 г. была проведена сельскохозяйственная реформа. Машинно-тракторные станции (МТС) были ликвидированы, а их техника продана колхозам. Это дало и положительные результаты (концентрация сельскохозяйственной техники в одних руках, что позволяло более рационально ее использовать; расширение сферы рыночных отношений), и отрицательные (ухудшение финансового положения колхозов, долги которых государству в 1961 г. составили 2 млрд. руб.; потеря сельским хозяйством половины механизаторов, которые, не желая вступать в колхозы, уехали в город; сокращение производства сельскохозяйственного машиностроения).

В 1962 г. была проведена самая радикальная хрущевская реформа – разделение всей советской управленческой структуры по производственному принципу. На всех уровнях управления, кроме союзного (в республиках, краях, областях и районах), партийные и комсомольские организации, а затем и исполкомы советов были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. В результате де-факто исчезли главные звенья советской системы управления, обкомы и райкомы партии, что вызвало недовольство местной номенклатуры и стало одной из причин смещения Хрущева. Другая причина падения его режима – новые реформы, которые он готовил в 1964 г., - подготовка новой конституции СССР, предусматривавшей значительное расширение советской «демократии» (альтернативные выборы, введение поста Президента СССР и т.п.), новая реорганизация управления сельским хозяйством и др.

Таким образом, хрущевские реформы, призванные улучшить социально-экономическое положение СССР, провалились и привели к острому социально-экономическому и политическому кризису советского общества в начале 60-х годов.

Такими же противоречивыми были результаты развития советского права эпохи «оттепели».

Началась либерализация уголовного и уголовно-процессуального права. В «Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» и «Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» (декабрь 1958 г.), УК и УПК РСФСР (октябрь 1960 г.) уже не употреблялись понятия сталинской эпохи «враг народа», «контрреволюционное преступление» и т.п., возраст привлечения к уголовной ответственности был повышен с 14 до 16 лет (за тяжкие преступления – с 12 до 14 лет), обязательным условием уголовного процесса стали личное участие обвиняемого в судебном следствии и адвокатская помощь, уголовный процесс стал открытым, запрещены пытки и т.д. В то же время и в новых уголовно-правовых нормах хрущевской эпохи сохранялись многочисленные тоталитарные черты: статьи, допускающие наказание за идеологическое и политическое инакомыслие (по ст. 70 и 190 УК РСФСР 1960 г. за него предусматривалось лишение свободы на срок до 7 лет и ссылка на срок до 5 лет), и жестокие наказания за предпринимательство (в 1963 г. за «экономические преступления» в СССР было расстреляно 3 тыс. чел.). Еще больше произвола было при применении норм уголовного права на практике (массовая фальсификация дел об изнасилованиях, нарушение принципа «закон не имеет обратной силы» и т.д.).

В трудовом праве были отменены практически все антирабочие законы 1939-1940 гг. (за исключением закона о трудовых книжках и зависимости социальных пособий от трудового стажа). В апреле 1956 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР уголовная ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия была заменена дисциплинарной ответственностью. В июле 1956 г. был принят «Закон о государственных пенсиях», установивший единые критерии для назначения пенсий – возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 для женщин) и среднемесячная зарплата, а также минимальные и максимальные размеры пенсий. В то же время и в трудовом праве сохранились некоторые тоталитарные элементы (трехлетняя работа по распределению для «молодых специалистов», право администрации не увольнять работника в течение месяца после подачи им заявления об уходе и т.д.). В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял «Положение о правах комитетов профессиональных союзов», по которому увольнение работников по инициативе администрации допускалось только с согласия профкома.

В других отраслях советского права серьезных изменений в эпоху «оттепели» не было.

 

9.5. Советское государство и право в годы «застоя»

(1964-1985 гг.)

Смещение Хрущева во многом было результатом стремления номенклатуры к стабильности своего положения, которому прежде угрожали сталинские чистки аппарата и хрущевской перетряски кадров. Поэтому сразу же после его отстранения от власти в СССР был проведен ряд контрреформ, призванных обеспечить практически пожизненное обладание советскими чиновниками их постами. Так министр рыбной промышленности А.А. Ишков занимал свой пост 39 лет, министр судостроительной промышленности Б.Е Бутома – 28 лет, первый секретарь Тульского обкома КПСС И.Х. Юнак – 24 года.

Уже в первые месяцы эпохи «застоя» были свернуты все хрущевские реформы, угрожавшие стабильности советского общества и всевластию номенклатуры. Был отменен принцип ротации (постоянной смены) партийных кадров, восстановлена старая система управления (в связи с этим были ликвидированы совнархозы и деление государственных и партийных органов на «промышленные» и «сельские»). Прекратилось наступление на церковь, колхозникам было разрешено свободное пользование приусадебными участками и т.д.

Сильно изменилась общая структура управления, сформировавшаяся в условиях однопартийной системы. Диктатура коммунистической партии, де-факто установленная уже в первые годы советской власти, была окончательно оформлена де-юре (ст. 6 Конституции СССР 1977 г.) и приняла свой окончательный вид, в каком она существовала до конца 80-х – начала 90-х гг.

Внешне механизм власти Партии - Государства был стройным и отлаженным. Главой государства был тоталитарный вождь (генеральный секретарь ЦК КПСС), обладавший неограниченной властью. Главным органом центрального управления являлось Политбюро ЦК, решавшее все вопросы внутренней и внешней политики СССР. На местах волю генсека и Политбюро выполняли секретари республиканских ЦК, краевых и областных комитетов партии. При этом партийные органы, сосредоточив в своих руках законодательную, исполнительную и контрольно-судебную власть, не занимались непосредственным управлением. Они осуществляли общее руководство, практически никогда не отвечая за конкретные результаты своей деятельности. Непосредственным управлением в СССР занимались те же органы, что и в других государствах (министерства, ведомства и подчиненные им учреждения), но они были полностью подчинены партийному аппарату. Организационно это подчинение еще в начале 20-х г. было оформлено системой «учетно-распределительной работы» (распределения и контроля чиновников во всех звеньях государственного аппарата партийным аппаратом) и «подбора и назначения работников номенклатуры» (решения партийным аппаратом всех кадровых вопросов).

Однако на практике механизм господства номенклатуры не раз менялся. При Сталине и Хрущеве партийный и государственный аппарат были полностью подчинены вождю и не раз подвергались чисткам и репрессиям. После смещения Хрущева номенклатуре удалось установить свою классовую диктатуру, сменившую диктатуру вождя. Политбюро перестало быть послушным орудием генсека и превратилось из декоративного в реальный орган власти.
В высшем эшелоне советского руководства стиралась грань между партийным и государственным аппаратом. В Политбюро по должности были включены руководители важнейших государственных ведомств – КГБ, министерств обороны и иностранных дел. Обязательным условием «избрания» членом ЦК КПСС стала работа депутатом Верховного Совета СССР (как правило, нескольких созывов). Абсолютное большинство партийных работников получали не только партийное, но и специальное образование (техническое, сельскохозяйственное и т.п.). Секретари республиканских ЦК, обкомов и райкомов партии стали гораздо более самостоятельными, чем до 1964 г.

При этом окончательное оформление диктатуры класса номенклатуры не означало отсутствия в СССР внутриклассовых конфликтов и внутриклассовой борьбы, которые расшатывали советскую систему и в конечном итоге привели к ее гибели. Хозяйственники подчиняли себе партийный и репрессивный аппарат. Партийный аппарат в ответ пытался использовать репрессии против хозяйственников. Секретари районных и областных комитетов партии все чаще противопоставляли свои интересы интересам центрального управления. Секретари обкомов именовали работников ЦК «аппаратчиками», саботировали решения Политбюро и ЦК и т.д.

Таким образом, «застой» в социально-экономической сфере сопровождался «застоем» в развитии государственного аппарата, что не исключало конфликтов в отношениях государственного и партийного аппарата.

Самым ярким проявлением этой противоречивости в развитии государственного строя СССР стала Конституция СССР 1977 г. Она подчеркивала преемственность с советскими конституциями 1918, 1924 и 1936 гг. Констатировалось построение в СССР «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»; указывалась цель развития советского общества – построение «бесклассового коммунистического общества», основанного на общественном самоуправлении. Основой экономической системы СССР объявлялась социалистическая собственность, основой политической системы – советы народных депутатов (в 1936-1977 гг. – советы депутатов трудящихся). В отдельной ст. 6 закреплялась «руководящая роль» КПСС. Впервые положение о «руководящей роли» партии появилось еще в ст. 126 Конституции СССР 1936 г., где после декларации права граждан СССР на объединение в общественные организации говорилось, что «наиболее активные и сознательные граждане…объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся». Однако в новой Конституции этот важнейший политический вывод был сделан более тщательно и юридически точно.
В Конституции впервые появились преамбула и ряд новых разделов (о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата). Закреплялись новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум, новые гражданские права – право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены новые социальные права советских граждан – на охрану здоровья, жилище, пользования достижениями культуры, свободу творчества.

Принятие Конституции СССР 1977 г. имело большое положительное значение:

1. Была дана расширенная трактовка социальной базы СССР, в которую впервые была включена интеллигенция (ст. 19).

2. Несколько расширилась советская «демократия» (в связи с включением в Конституцию ст. 5 о всенародном обсуждении и всенародном голосовании).

3. Была расширена статья о личной собственности (ст.13).

4. В главу о внешней политики были включены 10 хельсинкских принципов (ст.29).

5. Расширена декларация социальных прав граждан СССР (всеобщее среднее образование, право на жилище, расширенная формулировка права на труд, свобода научного, технического и художественного творчества).

6. Декларирован ряд новых политических прав: право на судебную защиту (ст.57), право обжалования действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций (ст.58).

7. Более точно и четко определены полномочия ССР, АССР, автономных областей и округов.

8. Появилась статья о наказах избирателей (ст. 102).

9. Снижен на два года возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР.

10. Обсуждение новой Конституции (шло в апреле-сентябре 1977 г.) повысило политическую активность советского общества.

В то же время принятие «брежневской» Конституции имело ряд отрицательных последствий:

1. Была усилена политизация и идеологизация Конституции (за счет преамбулы).

2. Был юридически закреплен антинаучный вывод о «развитом социализме».

3. Более жестко по сравнению со «сталинской» Конституцией закреплялась «руководящая роль» коммунистической партии.

4. Новая Конституция не затронула власти и собственности номенклатуры.

5. Политические права советских граждан и право выхода союзных республик из СССР остались фикцией.

6. Для значительной части населения осталось фикцией право на жилище.

7. Закрепленная этой Конституцией политическая система СССР отвергала основные принципы демократии – многопартийность, альтернативные выборы, разделение властей, профессиональный парламент и др.

8. Сохранялось неравенство народов СССР.

9. Исключение формулировки Конституций 1924 и 1936гг. об избрании в Совет Национальностей только представителей титульной национальности (от УССР – украинцев, от Грузинской ССР – грузин и т.д.) ущемляло право нерусских народов.

10. Советы остались ширмой для господства партийной и хозяйственной номенклатуры.

11. «Непосредственная демократия» образца 1977 г. не работала. «Всенародное обсуждение» создавало широкие возможности для фабрикации советской элитой любого нужного ей результата. «Всенародное голосование» за 14 лет действия Конституции было проведено только один раз (17 марта 1991 г.).

12. Ряд демократических предложений, внесенных при обсуждение Конституции (об альтернативных выборах, ликвидации привилегий номенклатуры, борьбе с коррупцией и др.), был отвергнут.

В годы «застоя» продолжалась начатая в 1958 г. новая кодификация советского права. В 1960 г. были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье и Основы земельного законодательства, в 1970 г. – Основы законодательства о труде и основы водного законодательства, в 1973 г. – Основы законодательства о народном образовании, в 1975 г. – Основы законодательства о недрах, в 1980 г. – Основы законодательства об административных правонарушениях. На базе этих общесоюзных кодификаций принимались республиканские, семейные, трудовые, административные и другие кодексы. Появился ряд новых законов СССР – Закон об охране и использовании памятников истории и культуры (1976 г.), Законы об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира (1980 г.), Закон о трудовых коллективах (1983 г.) и др. Во второй половине 70-х годов началась подготовка свода законов СССР. Шла инкорпорация советского законодательства (отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам).


Лекция 10

Советское государство и право в годы «перестройки»

(1985-1991 гг.)