Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция. Конкурентное поведение

Экономическая природа конкуренции

Типы конкуренции. «Невидимая рука» и совершенная конкуренция

Структура рынка

Основные критерии: 1) по объектам, 2)по субъектам, 3)по географическому положению, 4)по степени ограниченности конкуренции.

1.Объектная структура рынка. 1)потребительский рынок, 2)рынок недвижимости, 3)рынок рабочей силы, 4)рынок земли, 5)рынок инвестиционных товаров, 6)финансовые рынки(кредитный, валютный, фондовый), 7)рынок интеллектуальных продуктов.

2.По субъектам. 1)домохозяйства, 2)фирмы, 3)рынок ресурсов, 4)рынок продуктов, 5)гос-во.

По географическому положению. 1)местный, 2)национальный, 3)мировой.

4.По степени конкуренции. 1)совершенная конкуренция, 2)монополистическая конкуренция, 3)олигополия 4)монополия.

 

В условиях стремления каждого субъекта рынка к максимизации прибылей и, следовательно, к расширению масштабов хозяйствен­ной деятельности фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается сорев­нование экономических агентов на рынке потребителей. Условия, в которых протекает экономическая конкуренция, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, сте­пенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, достоверностью информации.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделя­ют следующие модели рынка: совершенная и несовершенная конку­ренция, в свою очередь включающая монополистическую конкурен­цию, олигополию и монополию. Каждая из названных структур от­личается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рыночную структуру. Чем меньше это влияние со стороны отделений фирмы, тем более конкурентным считает­ся рынок. Характеристика типов рыночных структур (табл. 1) при сопос­тавлении с реальной действительностью показывает, что такие моде­ли рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая кон­куренция и олигополия реально присутствуют на всех существую­щих рынках мира. При совершенной конкуренции на рынке действует большое числе продавцов, конкурирующих между собой. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не мо­жет оказывать заметного влияния на рыночные цены. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к инфор­мации, то есть все продавцы имеют представление о цене и возмож­ной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах. Су­ществует свобода входа и выхода на рынок. На практике совершенная конкуренция в чистом виде — явле­ние редкое. Но существует ряд отраслевых рынков, которые име­ют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйствен­ных продуктов, рынки ряда услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизирован­ный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продук­ции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпора­ции, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной сре­дой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции, во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных по­рошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие то­вары этого назначения, как правило, действуют в условиях монопо­листической конкуренции.

Товары одного назначения являются близкими заменителями, один от другого может отличаться качеством исполнения, упаков­кой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каж­дая фирма является единственным производителем и в этом смысле монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относи­тельно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется главным образом размерами капитала каж­дого участника. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией затруднен.

 

 

Таблица 11 Четыре основных типа моделей рынка

  Совершенная конкуренция Редкая модель рынка Несовершенная конкуренция
        Реальные модели рынка Редкая модель рынка
    Чистая конкуренция Монополисти ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Множество Небольшое Одна фирма
  мелких фирм фирм количество фирм, есть крупные  
Характер Однородная, Разнородная, Однородная Уникальный
продукции стандартная дифференци­рованная или диффе­ренцирован ная  
Контроль Отсутствует, Некоторый, Ограничен- Значительный
над ценой действуют в довольно ный взаим-  
  цены спроса и предложе­ния узких рамках ной зависи­мостью: зна­чительный при тайном сговоре  
Неценовая Отсутствует Значительный упор на рек- Очень типич на, особенно В основном
конкуренция       реклама связи
    ламу, торго- при диффе- фирмы с об-
    вые знаки, ренциации щественными
    торговые марки и т.п. продукта организация­ми (с пот реб­ностями об­щества)
Доступность информации Равный дос туп ко всем видам инфор­мации Некоторые затруднения Некоторые ограничения Некоторые ограничения
Условия Очень легкие, Сравнительно Существен- Блокированы
вступления препятствия легкие ные препят-  
в отрасль отсутствуют   ствия  
Примеры Сельское хо- Розничная Чистая оли- Предприятия
  зяйство, мел- торговля, гополия: общественно-
  кий сервис производство пр-во стали, го пользова-
    одежды, обу- меди, алюми- ния, комму-
    ви, компью- ния и т. п. нальных ус-
    терный Дифференци- луг,
    и другие ви- рованная: телефонные
    ды венчурно- пр-во автомо- компании,
    го бизнеса билей, с/х инвентаря, бытовой электроники и т.п. издание учеб­ников, ка­бельное ТУ

Исторически сложилось несколько различных стратегий конку­рентного поведения:

а) виолентная стратегия, когда крупная фирма решает свои отно­шения с конкурентами с позиции силы. На ее стороне — значитель­ный объем производства, более высокая, чем у конкурентов, произ­водительность труда, низкие издержки производства, доступные только гигантам научные исследования и широкое применение мар­кетинга. Все это обеспечивает крупной фирме монопольное положе­ние на рынке;

опираясь на свою мощь, она вытесняет конкурентов с занимае­мого сегмента рынка. Такая стратегия бесспорного лидерства одной

фирмы, иногда в окружении небольшого числа значительно усту­пающих ей по размерам конкурентов, характерна для отраслей мас­сового производства товаров народного потребления;

б) патиентная (нишевая) стратегия конкурентного поведения ха­рактерна для фирм, вставших на путь узкой специализации. Сегмент рынка патиента не требует большого объема производства. Издерж­ки производства, как правило, выше, а выпускаемая продукция до­роже. Сила этих фирм в удовлетворении особых запросов потребите­лей;

в) коммутантная (соединительная) стратегия характерна для про­изводственных предприятий средних размеров. Эти довольно мел­кие неспециализированные предприятия лучше всего могут приспо­сабливаться к удовлетворению часто изменяющихся потребностей.

Совпадение запросов потребителей и наличие возможности ор­ганизовать производство необходимых товаров в значительных объ­емах создают основу для массового (виоленты) или специализиро­ванного (патиенты) производства. Но эти условия бывают не всегда, и тогда применяется коммутантная стратегия.

Создаваемые каждый раз для конкретного случая многочислен­ные мелкие предприятия выполняют роль «соединительной ткани» экономики. Они появляются там, где более крупные предприятия неэффективны или физически нет условий для индивидуального подхода к клиенту.

г) эксплерентная (пионерная) стратегия связана с крайне риско­ванным, но баснословно выгодным в случае удачи революционным решением. Как правило, она формируется при создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка.

В чистом виде наблюдать пионерную стратегию приходится не так часто из-за ее кратковременной природы. Дело в том, что до того момента, когда удастся достичь решающих успехов, такая фирма больше походит на группу фанатиков-энтузиастов нового направ­ления, чем на коммерческое предприятие. Если изобретатель пре­одолевает все трудности и закрепляется в созданной им же самим рыночной нише, он вынужден внутренне переродиться и стать пред­принимателем. Роль эксплерентов заключается в разработке и вне­дрении достижений научно-технического прогресса.

А. Смит: рыночный обмен и принцип «невидимой руки»

Получить многообразные продукты узкоспециализированного труда можно лишь путем рыночного обмена. Обменивая одни про­дукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнооб­разные потребности. В этом смысле рынок не является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. Выполняя только одну, частичную трудовую операцию, работник через обмен получает возможность потреблять многооб­разные продукты труда других людей.

Самые несхожие между собой виды труда и их результаты оказы­ваются взаимополезны. Различные продукты посредством обмена составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого обмена каждому человеку прихо­дилось бы выполнять множество работ для удовлетворения мини­мальных и лишь самых насущных индивидуальных потребностей. Нетрудно представить, насколько замедлился бы в этом случае эко­номический прогресс и развитие цивилизации. Рыночный обмен — это процесс заинтересованного сопоставле­ния затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными, взаимовы­годными и эквивалентными. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт сво­его труда другим людям. По выражению А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».