Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция. Конкурентное поведение
Экономическая природа конкуренции
Типы конкуренции. «Невидимая рука» и совершенная конкуренция
Структура рынка
Основные критерии: 1) по объектам, 2)по субъектам, 3)по географическому положению, 4)по степени ограниченности конкуренции.
1.Объектная структура рынка. 1)потребительский рынок, 2)рынок недвижимости, 3)рынок рабочей силы, 4)рынок земли, 5)рынок инвестиционных товаров, 6)финансовые рынки(кредитный, валютный, фондовый), 7)рынок интеллектуальных продуктов.
2.По субъектам. 1)домохозяйства, 2)фирмы, 3)рынок ресурсов, 4)рынок продуктов, 5)гос-во.
По географическому положению. 1)местный, 2)национальный, 3)мировой.
4.По степени конкуренции. 1)совершенная конкуренция, 2)монополистическая конкуренция, 3)олигополия 4)монополия.
В условиях стремления каждого субъекта рынка к максимизации прибылей и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке потребителей. Условия, в которых протекает экономическая конкуренция, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, достоверностью информации.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие модели рынка: совершенная и несовершенная конкуренция, в свою очередь включающая монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рыночную структуру. Чем меньше это влияние со стороны отделений фирмы, тем более конкурентным считается рынок. Характеристика типов рыночных структур (табл. 1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия реально присутствуют на всех существующих рынках мира. При совершенной конкуренции на рынке действует большое числе продавцов, конкурирующих между собой. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночные цены. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене и возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах. Существует свобода входа и выхода на рынок. На практике совершенная конкуренция в чистом виде — явление редкое. Но существует ряд отраслевых рынков, которые имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки ряда услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции, во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие товары этого назначения, как правило, действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товары одного назначения являются близкими заменителями, один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и в этом смысле монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется главным образом размерами капитала каждого участника. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией затруднен.
Таблица 11 Четыре основных типа моделей рынка
Совершенная конкуренция Редкая модель рынка | Несовершенная конкуренция | |||
Реальные модели рынка | Редкая модель рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополисти ческая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Число фирм | Очень много | Множество | Небольшое | Одна фирма |
мелких фирм | фирм | количество фирм, есть крупные | ||
Характер | Однородная, | Разнородная, | Однородная | Уникальный |
продукции | стандартная | дифференцированная | или дифференцирован ная | |
Контроль | Отсутствует, | Некоторый, | Ограничен- | Значительный |
над ценой | действуют | в довольно | ный взаим- | |
цены спроса и предложения | узких рамках | ной зависимостью: значительный при тайном сговоре | ||
Неценовая | Отсутствует | Значительный упор на рек- | Очень типич на, особенно | В основном |
конкуренция | реклама связи | |||
ламу, торго- | при диффе- | фирмы с об- | ||
вые знаки, | ренциации | щественными | ||
торговые марки и т.п. | продукта | организациями (с пот ребностями общества) | ||
Доступность информации | Равный дос туп ко всем видам информации | Некоторые затруднения | Некоторые ограничения | Некоторые ограничения |
Условия | Очень легкие, | Сравнительно | Существен- | Блокированы |
вступления | препятствия | легкие | ные препят- | |
в отрасль | отсутствуют | ствия | ||
Примеры | Сельское хо- | Розничная | Чистая оли- | Предприятия |
зяйство, мел- | торговля, | гополия: | общественно- | |
кий сервис | производство | пр-во стали, | го пользова- | |
одежды, обу- | меди, алюми- | ния, комму- | ||
ви, компью- | ния и т. п. | нальных ус- | ||
терный | Дифференци- | луг, | ||
и другие ви- | рованная: | телефонные | ||
ды венчурно- | пр-во автомо- | компании, | ||
го бизнеса | билей, с/х инвентаря, бытовой электроники и т.п. | издание учебников, кабельное ТУ |
Исторически сложилось несколько различных стратегий конкурентного поведения:
а) виолентная стратегия, когда крупная фирма решает свои отношения с конкурентами с позиции силы. На ее стороне — значительный объем производства, более высокая, чем у конкурентов, производительность труда, низкие издержки производства, доступные только гигантам научные исследования и широкое применение маркетинга. Все это обеспечивает крупной фирме монопольное положение на рынке;
опираясь на свою мощь, она вытесняет конкурентов с занимаемого сегмента рынка. Такая стратегия бесспорного лидерства одной
фирмы, иногда в окружении небольшого числа значительно уступающих ей по размерам конкурентов, характерна для отраслей массового производства товаров народного потребления;
б) патиентная (нишевая) стратегия конкурентного поведения характерна для фирм, вставших на путь узкой специализации. Сегмент рынка патиента не требует большого объема производства. Издержки производства, как правило, выше, а выпускаемая продукция дороже. Сила этих фирм в удовлетворении особых запросов потребителей;
в) коммутантная (соединительная) стратегия характерна для производственных предприятий средних размеров. Эти довольно мелкие неспециализированные предприятия лучше всего могут приспосабливаться к удовлетворению часто изменяющихся потребностей.
Совпадение запросов потребителей и наличие возможности организовать производство необходимых товаров в значительных объемах создают основу для массового (виоленты) или специализированного (патиенты) производства. Но эти условия бывают не всегда, и тогда применяется коммутантная стратегия.
Создаваемые каждый раз для конкретного случая многочисленные мелкие предприятия выполняют роль «соединительной ткани» экономики. Они появляются там, где более крупные предприятия неэффективны или физически нет условий для индивидуального подхода к клиенту.
г) эксплерентная (пионерная) стратегия связана с крайне рискованным, но баснословно выгодным в случае удачи революционным решением. Как правило, она формируется при создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка.
В чистом виде наблюдать пионерную стратегию приходится не так часто из-за ее кратковременной природы. Дело в том, что до того момента, когда удастся достичь решающих успехов, такая фирма больше походит на группу фанатиков-энтузиастов нового направления, чем на коммерческое предприятие. Если изобретатель преодолевает все трудности и закрепляется в созданной им же самим рыночной нише, он вынужден внутренне переродиться и стать предпринимателем. Роль эксплерентов заключается в разработке и внедрении достижений научно-технического прогресса.
А. Смит: рыночный обмен и принцип «невидимой руки»
Получить многообразные продукты узкоспециализированного труда можно лишь путем рыночного обмена. Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. Выполняя только одну, частичную трудовую операцию, работник через обмен получает возможность потреблять многообразные продукты труда других людей.
Самые несхожие между собой виды труда и их результаты оказываются взаимополезны. Различные продукты посредством обмена составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого обмена каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных и лишь самых насущных индивидуальных потребностей. Нетрудно представить, насколько замедлился бы в этом случае экономический прогресс и развитие цивилизации. Рыночный обмен — это процесс заинтересованного сопоставления затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными, взаимовыгодными и эквивалентными. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям. По выражению А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».