Основные логистические стратегии и их характеристики
Рис. 28. Схема разработки логистической стратегии
Рис. 27. Колесо Деминга
- Планируйте – сбор и анализ информации о существующей логистике, обсуждение альтернатив и разработка плана совершенствования.
- Делайте – реализация плана и сбор данных по показателям деятельности.
- Проверяйте – анализ важнейших показателей деятельности, полученых в результате изменений: затрат, качества, уровня обслуживания, скорости реагирования.
- Действуйте – если улучшения привели к хорошим результатам, новые подходы становятся постоянными, в противном случае - команда возвращается в начало цикла и рассматривает другие варианты.
В процессе управления логистической системой любая организация принимает важные решения, которые можно разделить на четыре основных класса:
1. Стратегические решения высшего уровня являются наиболее важными, определяющими общее направление хозяйственной деятельности предприятия; они имеют долгосрочный характер, требуют больших затрат ресурсов и считаются наиболее рискованными. К решениям высшего уровня относятся:
- миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации, как правило, связанные с совершенствованием работы с партнерами и потребителями в интегрированной цепи поставок. Например, в миссии германской транспортной группы «Шенкер» утверждается, что «наше будущее – наши заказчики», а миссия английской сети супермаркетов Теско - «создание ценности для потребителей, чтобы добиться их пожизненной лояльности»;
- корпоративная стратегия – это план реализации миссии, например, осуществление долгосрочных инвестиций в производство и логистику; постоянное внедрение новых подходов и инновационных идей на стратегических направлениях качества, издержек, дифференциации и фокуса, а также прогнозирование потребительского спроса;
- бизнес стратегия - комплекс мероприятий по развитию вида деятельности конкретного подразделения предприятия (бизнес-единицы).
2. Стратегические логистические решения определяют основные цели и направления деятельности цепи поставок в долгосрочной перспективе и касаются взаимодействия логистики с другими сферами бизнеса; в качестве примера можно привести следующие основные цели организации: стремление быть высокоэффективным производителем с низкими производственными затратами и качеством продукции мирового уровня; развитие новых проектов по выпуску новой продукции; использование современных производственных и информационных технологий; применение современных методов планирования и управления.
К стратегическим логистическим решениям относятся:
- функциональная стратегия - план реализации каждой функции организации: логистической, маркетинговой, инвестиционной и производственной;
- логистическая стратегия - задает общую структуру логистической системы, или цепи поставок и направление логистической деятельности; она состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением эффективной логистикой в цепи поставок: «закупки-производство-распределение». Логистическая стратегия занимается фактическим перемещением материальных и сопутствующих потоков, способствующим реализации корпоративной и бизнес-стратегий, а также оптимизации спроса и предложения продукции, снижению общих логистических издержек, минимизации инвестиций в логистику и улучшению логистического сервиса. Общая цель стратегии логистики заключается в том, чтобы предоставить покупателям требуемый ими объем и качество обслуживания при минимальных затратах в цепи поставок. Не случайно девиз совершенной логистической стратегии ЕСR (немедленного реагирования на потребности рынка): «Обязательно, своевременно и точно».
3. Тактические логистические решения связаны с реализацией стратегии на более детальном уровне в среднесрочной перспективе. К ним относятся:
- планы использования мощностей организации, гарантирующие удовлетворение долгосрочного потребительского спроса;
- обобщенные календарные планы - в которые сводятся все виды работ по всем видам деятельности цепи поставок, как правило, ежемесячно;
-основной график – подробное описание всех видов деятельности на неделю;
4. Операционные логистические решения касаются конкретных видов деятельности в краткосрочном плане; их выполнение требует небольших затрат ресурсов с минимальным уровнем риска. К ним относятся краткосрочные графики, представляющие собой детальное выполнение работ и требуемые для этого ресурсы, как правило, на каждый день. Это позволяет избежать многих проблем логистической деятельности.
В реальной жизни границы между данными решениями порой сильно размыты. Например, при выборе системы распределения готовой продукции запасы – это стратегический аспект, но он переходит на тактический уровень, когда следует решить сколько денежных средств необходимо инвестировать в запасы, и на операционный уровень, когда следует решить вопрос об изменении объема запасов.
Универсальной стандартной процедуры разработки логистической стратегии, применимой к любой организации не существует. Концепция же формирования логистической стратегии предполагает прежде всего поиск ответов на следующие ключевые вопросы:
1. Какой тип организации мы представляем сегодня, а какой хотим – в будущем?
2. Каковы особенности нашей деятельности и возможности для ее развития?
3. Кто наши потребители (покупатели) и конкуренты?
4. Каковы наши сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами?
5. Какая маркетинговая (продуктовая) стратегия является наиболее подходящей для нас?
6. Каковы основные цели и задачи логистической стратегии?
8. Какой бюджет необходим для реализации логистического плана и где взять новые инвестиции?
9. Как организовать мониторинг выполнения стратегического плана?
10. Каковы должны быть наиболее актуальные программы для достижения целей логистической стратегии?
11. Каковы риски, связанные с выполнением логистической стратегии?
12. Как количественно оценить реализацию логистической стратегии?
Результаты ответов служат основой для проектирования логистической стратегии (рис. 28).
Согласно приведенной выше схеме проектирование логистической стратегии включает следующие стадии:
1. Анализ стратегий более высокого уровня, таких как миссия, корпоративная и бизнес-стратегии. Логистическая стратегия должна работать на их поддержку и показывать какими средствами будут достигнуты поставленные цели.
2. Обобщение полученных результатов в виде логистической миссии – заявления о целях управления цепями поставок.
3. Исследование внешней и внутренней среды бизнеса с целью определения тенденций их изменения на период 5-10 лет.
4. Выбор фокуса и типа логистической стратегии, а также оценка ее взаимосвязи с маркетинговой и производственной стратегиями.
5. Определение целей, задач и рисков логистической деятельности.
Одним из ключевых решений, принимаемых менеджерами логистической службы является выбор фокуса, то есть направленности логистической стратегии. Специалисты выделяют следующие стратегические фокусы деятельности организации с учетом важнейших критериев обеспечения логистических преимуществ:
1. «Затраты» - минимизация общих логистических издержек, способствующих снижению цены продукции (выгода потребителя) и росту прибыли (выгода продавца).
2. «Качество» - высокое качество предлагаемых товаров и услуг.
3. «Обслуживание потребителей» - высокая скорость реагирования на запросы потребителей и надежность поставок в отношении количества заказанной продукции.
4. «Временные параметры» - своевременная доставка продукции заказчику и передача информации обо всех стадиях продвижения продукции.
5. «Технология» - разработка и использование современных технологий производства продукции, ее идентификации, отслеживания доставки, управления запасами и электронной продажи.
6. «Гибкость» - выпуск продукции по требованию заказчика или предоставление ему специализированных услуг, а также оперативная реакция на изменение потребительского спроса.
7. «Место расположения» - предоставление товаров и услуг в наиболее выгодном для потребителя месте.
8. «Инвестиции» - минимизация инвестиций в логистическую систему путем использования складов общего пользования и логистических посредников.
На практике невозможно реализовать все представленные направления одновременно. Поэтому организации приходится идти на компромиссы путем сбалансированности уровня услуг с затратами на их предоставление. Это условие легло в основу классификации основных логистических стратегий, представленной в табл. 17. Таблица 17
Название | Цели | Принципы формирования |
ОБЩИЕ | ||
«Тощая» стратегия | Эффективные операции с позиции минимума: затрат ресурсов, отходов производства, времени выполнения заказов и объема запасов | 1. Ценность – проектирование продукции, имеющей ценность для потребителя. 2. Передача ценности – проектирование наилучшего процесса для производства продукции. 3. Поток ценности – эффективное управление интегрированной цепью поставок. 4. «Вытягивание» - выпуск продукции только на основе запроса потребителей. 5. Стремление к совершенству – поиск возможностей устранения непроизводительных затрат всех видов ресурсов, например, отказ от неэффективных операций, упрощение перемещений, устранение лишних звеньев логистической цепи, размещение мощностей ближе к потребителям. |
Динамичная стратегия | Оперативность и гибкость, обеспечивающие высокое качество обслуживания потребителей | 1.Стремление к полному удовлетворению запросов потребителей на основе анализа изменения рыночного спроса. 2.Удобный доступ потребителей к своей организации. 3. Обязательный послепродажный сервис, важность наличия удовлетворенных потребителей. 4.Поддерживать репутацию организации, обеспечивающей высокое качество и ценность как условия для повторных сделок. 5.Не забывать о подготовке будущих сделок, сохраняя контакты со своими настоящими и потенциальными клиентами, партнерами и конкурентами. |
Стратегия на основе партнерства организации с поставщиками и заказчиками | Увеличение эффективности интегрированной цепи поставок |
|
ДРУГИЕ | ||
Стратегии на основе временных параметров | Обеспечение быстрой доставки продукции за счет сокращения ненужных затрат времени в цепи поставок |
|
Стратегии повышенной производительности | Максимальное использование имеющихся ресурсов | Поиск альтернативных вариантов наиболее эффективного применения незадействованных производственных мощностей, площадей, транспортных средств. |
Стратегии роста | Экономия на масштабе при сохранении высокого качества продукции | Стремление к увеличению рыночной доли, расширение зоны обслуживания потребителей, освоение новых видов логистической деятельности |
Стратегии на основе защиты окружающей среды | Учет экологических особенностей логистической деятельности | Многократное использование тары и упаковки, переработка и уничтожение отходов производства и упаковочных материалов, снижение уровня шума и вредных выбросов, экономия топливных ресурсов, теплоизоляция |
Стратегии диверсификации | Предложение максимального ассортимента услуг | Удовлетворение широкого класса потребителей. |
Стратегии специализации | Предоставление редких услуг | Гарантии надежности и безопасности услуг. |
Одни стратегии носят оборонительный, другие – наступательный характер. Оборонительный в том смысле, что логистика – источник сокращения общих логистических издержек при одинаковом качестве продукции. Наступательный – поскольку логистика определяет различия в стратегии организаций, особенно в вопросах качества потребительского сервиса. Наиболее важным фактором для любого вида стратегии является тип спроса. Например, «тощая» стратегия лучше всего работает в условиях стабильного, предсказуемого спроса и когда основным фактором конкурентоспособности продукции является цена. К такой продукции, как правило, относятся продукты питания. Динамичная же стратегия работает лучше всего в условиях резко меняющегося спроса, уровень которого сложно спрогнозировать. Поэтому организация может оценить спрос только тогда, когда потребители разместят у них заказы. Менеджеры должны учитывать все эти факторы при выборе наиболее оптимальной логистической стратегии. Она оформляется в виде логистического плана, который включает следующие основные разделы:
1. Резюме, в котором изложена суть логистической стратегии и ее связь с другими стратегиями организации.
2. Цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы их измерения.
3. Описание способа, при помощи которого логистика может добиться поставленных целей, необходимых изменений и методы управления ими.
4. Описание того, как отдельные функции логистики будут вносить свой вклад в выполнение плана, связанные с этим изменения и процесс интегрирования всех операций.
5. Планы, демонстрирующие ресурсы, необходимые для выполнения стратегии.
6. Планы по затратам и выбранные финансовые показатели.
7. Описание того, как стратегия повлияет на целевые показатели бизнеса в целом, вклада стратегии и получение ценности для потребителей и удовлетворение их запросов.
Разработка стратегического логистического плана завершается выбором системы оценки выполнения стратегических решений.
Стратегия становится эффективной, когда она реализована. Это означает, что долгосрочные цели преобразуются в решения более низких уровней и выполняются конкретные действия, направленные на их достижение. Логистическую стратегию разрабатывают топ-менеджеры, после этого менеджеры нижних уровней анализируют, как эта стратегия повлияет на их работу. При этом им необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- как выбранная стратегия повлияет на конфигурацию цепи поставок?
- следует ли изменить складские и транспортные операции?
- изменится ли подход к планированию и составлению графиков работы?
имеются ли необходимые ресурсы, если нет – можно ли их получить?
- имеется ли подготовленный персонал и системы электронной обработки данных?
- как выбранная стратегия повлияет на нынешних и потенциальных потребителей, поставщиков, персонал, технологию, организацию деятельности?
Ответы на поставленные вопросы формируются в соответствующих областях принятия решений при реализации стратегии. Традиционный подход предлагает сконцентрировать усилия на таких областях принятия решений, как обслуживание потребителей, размещение элементов инфраструктуры, политика запасов и транспорт. Это достаточно упрощенная точка зрения, поскольку учитывает не все функции логистики. Современная концепция принятия решений при реализации стратегии предполагает, что решения следует принимать в пяти областях: конфигурация цепи поставок; координация и организация деятельности; управление запасами в цепи поставок; потребительский сервис; информационное обеспечение деятельности цепи поставок (табл.19). Таблица 19