Центров затрат, ответственности и бюджетирования

Порядок проверки смет (бюджетов),

Бюджетирование применяется для повышения эффективно­сти координации хозяйственной деятельности, управляемости экономических процессов на предприятии, лучшей адаптации организации к изменяющимся внешним и внутренним усло­виям, снижает риск нарушений. Это определенная система пла­нирования, учета, контроля потоков ресурсов по центрам затрат на предприятии и результатам деятельности по центрам ответ­ственности. Суть формирования бюджетов (смет) состоит в за­ключении бюджетов низшего уровня в бюджет высших уровней с получением бюджета (сметы) затрат по элементам, по потребите­лям и предприятию вообще, в целях контроля средств и ресурсов, их поступления, расходования в соответствии с выработанной фи­нансовой стратегией. Бюджет (смета) может охватывать 1 год, 5 лет, квартал, любой период времени, т. е. может быть как долго­временной, так и разовой, смета составляется на вид затрат, ком­плекс идет в виде программы.

Центр возникновения затрат— это структурное обособленное подразделение, например участок, по которому организуется планирование, учет затрат на производство в целях управления и контролирования издержек.


Центр ответственности— это структурное обособленное под­разделение предприятия, возглавляемое руководителем, который отвечает за результаты работы. Центры ответственности совме­щают в учетном процессе и центр возникновения затрат и ответ­ственность руководителей. Центры затрат и ответственности в системе бюджетирования составляют отчеты об исполнении бюджетов и полученных результатах.

Проверка смет, центров затрат и ответственности позволяя оценить синхронность поступления и расходования, выявить от­клонения, проанализировать причины этих отклонений, тенден­ции показателей во временном отрезке, а также эффективность оперативного и стратегического управления сметами и центрами.

Проверка смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и в целом процесса бюджетирования состоит из:

1) анализа потребности в товарно-материальных ценностях (ТМЦ), запасах готовой продукции, изменений уровня по­требности и запасов в рамках бюджетного периода в бюджете производства и запасов;

2) анализа влияния на процессы реализации рекламной дея­тельности, условий политики, конъюнктуры рынка и т. д.;

3) анализа динамики цен и роста или снижения затрат, при­чины изменений (в бюджете продаж);

4) анализа норм расходов по видам прямых затрат в течение периода бюджета, оценки доли материальных затрат в стоимо­сти производимой продукции;

5) анализа уровня рентабельности, объемов производства, изменений в уровне получаемой прибыли в зависимости от изменений факторов, анализа сбалансированности производ­ства и реализации в бюджетном периоде;

6) анализа планируемых издержек в связи с изменениями объемов производства;

7) анализа планируемого уровня затрат на вспомогательные цехи и участки в бюджете вспомогательных цехов;

8) оценки изменения ставок переменных расходов;

9) анализа необходимого уровня затрат на продвижение това­ра на рынок, расходов по его транспортировке, упаковке, рек­ламе, маркетингу, расходов посредника в результате процесса реализации, заложенных в бюджете коммерческих издержек; 10)анализа постоянных затрат, заложенных в бюджете управ­ленческих затрат, анализа их распределения по видам произ­водственной деятельности;


11)анализа ожидаемой выручки, прибыли, рентабельности, изменений в соответствии с прошлыми периодами, резервов, фондов, оптимизации учетных процессов; 12)анализа источников поступлений и целей расходования денежных средств в разрезах деятельности предприятия; 13)анализа активов и пассивов организации.