Предпринимательская идея и её выбор

Тема 2 Выбор предпринимательской идеи и ее реализация

 

1. Предпринимательская идея и её выбор.

2. Принятие предпринимательского решения.

 

Цель: рассмотреть технологию разработки предпринимательской идеи и предпринимательского решения.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бусыгин, А.В. Предпринимательство: учебник / А.В. Бусыгин. –3-е изд.. – М.: Бусыгин, 2003. – 614 с.

2. Воробьев С.Н. Управленческие решения : учебник для вузов / С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин, К.В. Балдин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 317 с.

3. Предпринимательство: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфиинкеля, Г.Б. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 581 с.

4. Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума : Алгоритмы без программистов — это очень просто! / В.Д. Паронджанов. — М.: Дело, 2001. — 360 с.

5. Экономика предприятия : Учебник / В. М. Семенова. – М. : Центр экономики и маркетинга, 2005. – 312 с.

Предпринимательская идея – это потенциальная возможность и необходимость собственной самореализации индивидуума для решения собственных целей путем удовлетворения других.

В основе предпринимательской деятельности лежит способность интегрировать отдельные элементы знаний в абсолютно новые комбинации. Чтобы сконструировать принципиально новую идею, а затем с помощью особых способностей разрубить стереотипы общественного мышления и претворить эту идею в жизнь необходимо мыслить определенным образом, иметь мышление инициативного человека, быстро мобилизующего имеющиеся ресурсы на организацию производства в какой-либо сверхприбыльной сфере или отрасли.

Предпринимательские идеи - отражение в сознании предпринимателя существующих у потребителя потребностей, или предугадывание таких потребностей в будущем, или программирование возможных потребностей, а также представление о том, каким образом эти потребности можно удовлетворить. В практическом аспекте предпринимательские идеи имеют две особенности:

· без наличия конкретной идеи невозможна предпринимательская деятельность,

· ни один предприниматель не может обойти процесс накопления, отбора и анализа предпринимательских идей.

Предпринимательскую идею можно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов (модификаций), а также новых марок. Важно, чтобы предприниматель первым предложил рынку товар и сформировал определенное отношение к нему, информируя о товаре и убеждать в его покупке. Необходимо представить все достоинства товара. Кроме этого, очень важно предлагать не только товар, но и услуги специалистов, сопровождающие поставку товара (например, по монтажу оборудования и его обслуживанию). Необходимо также выбрать наиболее эффективный способ поставки товара пользователю (может быть, не продавать товар, а сдавать в аренду). При разработке предпринимательской идеи также важно определить объем расходов на разработку нового товара.

Факторами, провоцирующими активный поиск предпринимательской идеи, считаются следующие:

· неожиданное событие - успех, неудача, неожиданное внешнее событие;

· несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней (такая, какой она должна быть)

· нововведения, основанные на потребности производственного процесса (под потребностью производственного процесса следует иметь в виду те его недостатки, которые должны быть устранены);

· демографические изменения;

· изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках людей;

· появление новых знаний (в таком случае идеи базируются на достижении науки и техники.

Процесс накопления идей осуществляется за счет следующих источников:

· товарный рынок: от товарного рынка, от торговых агентов поступает информация о дефиците продукции, новых технологиях, которые могут стать источником предпринимательской деятельности;

· анализ структурного или географического разрыва в процессе общественного производства: анализ структурного разрыва показывает, какие виды продукции производятся, какие не производятся; что же касается географических разрывов, то это возможность выявить, что производится в данном регионе, стране, за рубежом;

· достижения науки и техники: каждый предприниматель должен следить за всеми инновациями и общими тенденциями научно-технического прогресса (появление новых технологий, материалов, способов производства); это можно осуществить посредством посещения семинаров, презентаций, встреч, научных симпозиумов, отслеживания патентов на изобретения, а также чтения деловой, экономической, специальной литературы и периодики;

· рождение предпринимательской идеи на основе анализа уже производимого продукта: это либо модификации продукта, либо перенос его из одной сферы в другую;

· Прогнозирование на основе знания закономерностей спроса, возникновения в будущем тех или иных потребностей.

Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:

· потребители - с точки зрения потребительского спроса;

· ученые - в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию новой продукции или услуг;

· конкуренты - в части своей стратегии и деятельности, связанной с изучением потребительского рынка;

· торговые агенты, дилеры, и прочие посредники;

· непосредственные работники предприятия: при этом в процесс зарождения идей вовлекается как можно большее число сотрудников.

Рассмотрим технологию выбора предпринимательской идеи.

Этап первый – предприниматель накапливает идеи, которые могли бы составить предмет его деятельности (изучает рынок, рыночную ситуацию, поведение потребителей, уровень развития науки, техники и технологии). Предприниматель создает список возможных идей. Идей на данном этапе много, они характеризуются оригинальностью. Выбор бизнес-идеи лучше всего проводить методом мозгового штурма. Составление списка лучше вести вместе с будущими компаньонами. Необходимо стимулировать наиболее оригинальные предложения.
Особенно важно записать все то, чем будущий предприниматель любит заниматься или в чем имеет опыт деятельности, учесть свою специальность. Предпринимательство имеет свойство затягивать человека, вытесняя развлечения и личную жизнь, поэтому очень важно найти такую деятельность, которой будет интересно заниматься. Лучшим вариантом является создание собственной ниши на рынке, иначе предприниматель окажетесь одним из многочисленных бизнесменов на рынке с высочайшей конкуренцией. Созданный же предпринимателем рынок хотя бы первое время будет достаточно свободным. Лучше выбирать вид бизнеса, который недавно зародился, потребители о нем узнали и в данный момент можно прогнозировать рост рынка. На растущем рынке конкуренция не высока. Все сильные стороны должны применяться в выбранном бизнесе, а слабые стороны не влиять на результат. Выбор бизнеса по сильным сторонам имеет экономический подтекст. Если в бизнесе будут активно использоваться сильные стороны, то это станет важным преимуществом перед конкурентами, которые этими качествами обладают в меньшей мере.

Этап второй – предприниматель отбирает конкретные идеи из накопленного материала, производя первичную оценку и рейтингование. Критериями работы на данном этапе являются - персональная предрасположенность, перспективы развития бизнеса, обеспечение стартовыми ресурсами. В результате проделанной работы остаются - 5-7 идей.

Первичная оценка производится по следующим параметрам:

· эффективность идеи (по массе прибыли);

· перспективы усиления позиций на рынке (с товаром А можно завоевать 10% рыночного сегмента, а с товаром Б – 25%);

· длительность периода внедрения идеи – период от ее возникновения до момента передачи потребителю товара, составляющего предмет идеи (для реализации идеи А потребуется 6 мес., идеи Б – 1,5 мес.);

· необходимый капитал и возможности его получения (идея А требует 100 т.р., которыми предприниматель обладает; идея Б – 1 млн.р., 900 т.р. из которых будет составлять заемный капитал);

· степень доступности оборудования, необходимого для организации производства (для реализации идеи А надо закупить оборудование за рубежом, для идеи Б оно может быть приобретено в том же регионе, где действует предприниматель);

· доступность необходимого сырья в достаточном объеме;

· наличие рабочей силы нужного профиля и достаточного уровня квалификации;

· личная предрасположенность.

Проведя процедуру первичного оценивания, предприниматель получает, условно говоря, три рейтинга - идей индивидуально ему близких, перспективных и начально ресурсо-обеспеченных. После чего нужно составить сводный рейтинг. Идеи, которые занимают первые пять-семь мест, и есть тот набор наиболее вероятностных идей, которые надо более тщательно проработать. Вероятностные означает - те идеи, которые в современных условиях могут быть практически воплощены. Это, конечно, не означает, что предприниматель, останавливая свой выбор на какой-то одной идее, отбрасывает все остальные. Нередко неиспользованные в данный момент идеи переходят в банк предпринимательских идей. Банк идей – это перечень того, что могло бы составить (в случае необходимости) основной или дополнительный профиль предпринимательской деятельности.

Этап третий– предприниматель проводит сравнительный анализ отобранных идей. Решение о выборе лучшей идеи с точки зрения предпринимателя осуществляется в соответствии с теми целями, которые он ставит перед собой. Таким образом, на данном этапе проводится вторичное оценивание и выбор бизнес-идей. Критериями выбора являются - объективные возможности рынка (ограничения и перспективы реализации), ресурсообеспеченность (финансовая, кадровая, интеллектуальная, технологическая и др.) Результат - 2-4 идеи, готовых к аппробации. На этом этапе проводится более тщательный анализ уже выбранной группы идей. Потенциально успешной может считаться бизнес-идея, которая основана на объективных возможностях экономической ситуации, на объективных возможностях отдельного рынка. Особенности состояния рынка делают более прибыльным и растущим отдельные виды бизнеса, например, большой спрос на новые квартиры и высокие темпы строительства нового жилья объективно расширяют рынок бытовой техники (холодильников, стиральных машин и пр.) и мебели, т.к. переезд в новую квартиру обычно сопровождается покупкой новой мебели и бытовой техники. В то же время сокращение рождаемости уменьшает спрос на образовательные услуги для детей и увеличивает конкуренцию на этом рынке. Предпринимателю не стоит считать, что ему удастся сделать что-либо лучше конкурентов без особых на то предпосылок. Он не сможет сделать цены ниже, если не владеете какой-нибудь уникальной технологией, снижающей затраты.
Большинство бизнес-идей можно немного модифицировать, чтобы значительно улучшить их перспективность. Например, продажа канцтоваров может показаться не особенно успешным бизнесом. Однако, если удастся разместить торговые точки в вузах или в зданиях с большим количеством офисов, то оценка перспектив существенно улучшится.
Необходимо провести исследование выбранного рынка для оценки объемов продаж и предпочтений покупателей. Провести его можно в виде анкетирования, свободных бесед или наблюдения за потенциальными клиентами и конкурентами. Также используются беседы с людьми, уже занимающимися бизнесом, который предпринимателю кажется привлекательным, или занимающимися сходным, близким по роду деятельности бизнесом. Также полезным будет изучить в деловой прессе или Интернет-изданиях обзорные и аналитические материалы по интересующей теме.

Процесс накопления, отбора и анализа идей у разных людей имеет свои персональные особенности. Однако, существуют общие принципы и закономерности.

1) предпринимательские идеи накапливаются в определенном направлении, связанном с предпринимательской деятельностью данного субъекта;

2) предприниматель из накопленных идей осуществляет отбор наиболее перспективных и адекватных его конкретным производственным условиям. Критериями отбора являются следующие:

· эффективность идеи;

· перспектива завоевания рынка;

· длительность рабочего периода, то есть, времени, необходимого для реализации идеи;

· размер капитала, необходимого для реализации идеи;

· доступность и цена ресурсов;

· наличие необходимой рабочей силы.

3) после отбора необходимой идеи производится ее анализ на основе конкретных экономических показателей. Идея подвергается предпринимательской экспертизе, осуществляемой или экспертной службой фирмы, или же специально приглашаемыми независимыми экспертами. Обычно экспертиза состоит из следующих этапов:

а) выявление конъюнктуры рынка: сопоставляется спрос и предложение;

б) выяснение того, на что можно рассчитывать при реализации данного товара, работ или услуг;

в) проведение оценки предпринимательского риска и выбор методов управления риском.

Как раз из-за рискованности новые фирмы и начинающие предприниматели исходят не из средних цен, сложившихся на рынке, а из предельно низких, то есть, считают, что такую цену предприниматель уж точно получит.

Предложенная схема формирования идеи предполагает наличие хотя бы небольшого предпринимательского или экономического опыта – опыта бизнеса или профессиональной специализации (маркетинговой, экономической и т.д.).

Работа по формулированию, накоплению, отбору и анализу предпринимательских идей обусловлена стремлением предпринимателя к постоянному обновлению производства, росту производства и капитала, опасением уступить эффективную идею, желанием повышать прибыльность путем расширения производства или сокращения издержек.

Когда идея выбрана, предприниматель составляет общую схему ее реализации. Схема составляется в таком виде, чтобы была возможность ее осмыслить, время от времени возращаясь к ней.

Схема может быть примерно такой:

1) какую технологию выбрать и как организовать обеспечение производства технической документацией;

2) как будут размещаться производственные мощности (где будет располагаться производства, в каких помещениях и на каких условиях эти помещения могут быть использованы предпринимателем – покупка, аренда);

3) какое сырье потребуется для организации производства, где и у кого оно может быть приобретено;

4) какие вспомогательные материалы будут необходимы и где они могут быть приобретены;

5) какие специалисты будут нужны для организации производственного процесса, и на каких условиях специалисты и работники могут быть привлечены;

6) кто конкретно будет возглавлять работу, связанную с реализацией идеи (проекта);

7) где и на каких условиях могут быть получены средства для вложения в основной и оборотный капитал;

8) рассматривается система управления производством

9) кто конкретно будет отвечать за подготовку детального плана реализации проекта

10) как будет организовано складирование готовой продукции;

11) кто будет ее потребителем, на каких условиях будет осуществляться передача продукции потребителю (организация собственной торговой сети, оптовые поставки в кредит или за наличные)

12) кто конкретно будет отвечать за реализацию готовой продукции.

Когда общая схема реализации идеи продумана, предприниматель еще раз должен проверить цепочку необходимых действий – все ли в нее включено. Редко у предпринимателя сразу находятся решения по всем позициям схемы. В таком случае он обозначает на схеме ту позицию, которая требует дополнительного решения, и в дальнейшем неоднократно возвращается к ней, уточняя ее.

 

2. Принятие предпринимательского решения

Под сферой принятия предпринимательских решений следует понимать совокупность факторов, влияющих на их принятие. Они имеют пространственные, организационные, юридические и временные границы. Данную сферу целесообразно структурировать, разделив на внутреннюю и внешнюю среды.

Внутренняя среда - это пространственная сфера распространения прямого воздействия предпринимателя. Она сегментирована. Составляющие ее сегменты носят название внутренних переменных. Если предприниматель представляет фирму, то все факторы, непосредственно определяющие ее, и будут внутренней средой. Фирма воспринимается предпринимателем как системная структура. Если меняется один элемент системы, то изменению будут подвержены и другие ее элементы.

Такое понимание фирмы дает возможность определить управление ею (с точки зрения внутренней среды) как деятельность по воздействию на одну или несколько переменных и подстройку под это других переменных.

Четкое представление о внутренних переменных - важный элемент деятельности предпринимателя. Важнейшая внутренняя переменная - это цель фирмы. Она должна иметь количественные характеристики. Например, цель фирмы - производство одежды определенного назначения или определенных моделей в конкретном объеме.

Вторая внутренняя переменная - технология производства. Ее выбор определяется внутренней целью фирмы.

Третья внутренняя переменная есть организационная структура фирмы. Зная цель и технологию производства, можно определить структурные подразделения, необходимые для создания оптимальных условий в достижении наибольшего экономического эффекта и повышения управляемости процесса производства. За каждым фрагментом полученной структуры закрепляются соответствующие обязанности.

Четвертая переменная - штатное расписание. Это определение в каждом элементе структуры рабочих мест и должностей в их количественном и качественном аспектах.

Пятая внутренняя переменная - это персонал (работники, которые займут рабочие места).

Следует отметить еще два элемента, которые не являются "чисто" внутренними. Они выполняют связующую роль между внутренней и внешней средами. Этими элементами является результат производства и рыночный сигнал.

Результат производства - конкретная форма материализации целей предпринимательской структуры. Он характеризует качество внутренней среды, указывая на возможность сохранения ее в прежнем виде, или диктует необходимость внесения в нее изменений.

Рыночный сигнал - практически внешний фактор, но "врощенный" во внутреннюю среду фирмы, он обеспечивает обратную связь (реакция потребителя на товар).

Таким образом, внутреннюю среду можно справедливо определять как механизм жизнедеятельности фирмы. Эта среда в теории получила название социотехническая система.

Следует отметить, что сам предприниматель является бязательным элементом этой системы. Он, по существу, представляет ее центр, воздействуя на все ее элементы.

Внешняя среда - структурно-пространственное окружение фирмы. Фирма представляет открытую систему. Ее внутренняя среда подвержена изменениям под влиянием внешней.

Внешняя среда - совокупность факторов, оказывающих влияние на функционирование предпринимательской структуры. Данные факторы неоднородны. Одни оказывают прямое воздействие, другие - косвенное. В связи с этим их группируют как факторы прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на функционирование фирмы. К ним относят:

1) государственные органы и их предписания и законы. К ним в обязательном порядке нужно "подстраиваться";

2) партнеры и партнерские связи. Этот фактор меньшей силы, поскольку его можно менять по своему усмотрению;
3) источники силового давления (рэкетиры, вымогатели, взяточники). Предпринимателю приходится "подстраиваться" и под этот фактор;

4) конкуренты. Их поведение обязательно учитывается в деятельности предпринимателя;

5) имидж фирмы. Это представление о ней во внешней среде. Может облегчать или усложнять деятельность в зависимости от положительного или негативного восприятия фирмы;
6) профсоюзы. В российской действительности они пока не на шли своего места, но в целом их роль в других странах очень важна.

Факторы косвенного воздействия - те, которые оказывают влияние на фирму через другие факторы или при определенных условиях. К ним относятся: 1) политические факторы; 2) научно-технические достижения; 3) состояние экономики; 4) социально-культурные факторы; 5) изменения на мировом рынке.

Предпринимателю необходимо постоянно анализировать динамику внешней среды. Это сложная и трудоемкая работа. Трудности такого анализа заключаются в том, что высока сложность структуры анализируемых факторов; уровень их воздействия различен; одни факторы характеризуются постоянством, а другие эпизодичностью воздействия; изменения во внешней среде динамичны, зачастую хаотичны, бывают очень быстрыми. Все перечисленное обусловливает сложность предпринимательской деятельности и указывает на необходимость специальной подготовки в этой области.

Технология принятия предпринимательских решений представляет последовательность действий, объединенных в логичную систему, обеспечивающую анализ альтернативных вариантов и выявление наиболее эффективного, с точки зрения поставленной цели, с учетом потенциальных возможностей фирмы.

Каждый предприниматель имеет свою индивидуальную технологию принятия решений. Решение может приниматься на основе интуиции. Под интуицией понимается в этом случае неосознанное знание, полученное в результате опыта. Такой метод принято называть интуитивным. Для его использования необходимо иметь большой опыт предпринимательской деятельности.

Однако в основе технологии принятия решений все же лежит реальный метод принятия решений. Данный метод базируется на логически взаимосвязанных и расчетно-обоснованных заключениях.

Практически предпринимателем используются оба метода одновременно. По существу комбинированный метод - реально-интуитивный. У начинающего предпринимателя в технологии принятия решений преобладает реальный метод. У опытного предпринимателя значительную составляющую в технологии принятия решений представляет интуитивная составляющая.

Первым технологическим этапом принятия решения является принятие к рассмотрению возможных альтернатив (проектов).

На втором этапе предприниматель проводит осмысление альтернатив. Иными словами, выявляет их сущностные черты и логику.

На третьем этапе по каждому проекту выявляются требования, которые необходимо соблюсти для его реализации (необходимость конкретных ресурсов, технологий, финансирования и т.п.).

На четвертом этапе определяются конкретные действия, необходимые для реализации проекта (форма привлечения средств, порядок реализации средств, порядок реализации производства и т.п.). Здесь производится и экономический расчет по стоимостной оценке этих действий.

Пятый этап предполагает расчет вероятного экономического эффекта с учетом обоснованной худшей возможности развития событий.

На шестом этапе сравниваются варианты пессимистического и оптимистического расчетов экономического эффекта. Это сравнение показывает вероятный диапазон возможного эффекта.

На седьмом этапе производится сравнение принятых к рассмотрению проектов. Это сравнение производится по всей совокупности выявленных на ранних этапах качественных и количественных характеристик. Данный этап технически наиболее сложен.

Например, один проект сулит наибольший экономический эффект, но требует значительно больших ресурсов и более рискован. В этом случае возможна экспертная оценка целесообразности выбора. Но возможны и другие, более формализованные варианты.

Завершающий восьмой этап направлен на выбор одной из альтернатив. Он подразумевает принятие решения о реализации выбранной альтернативы.

Следует обратить внимание на то, что с увеличением количества исходных альтернатив процесс принятия по ним решения сильно усложняется. Поэтому на этапе принятия к рассмотрению возможных альтернатив следует стремиться свести к минимуму их количество. Для этого следует максимально использовать априорную информацию и интуицию.

Обычно опытный предприниматель оставляет на этом этапе для дальнейшего рассмотрения 2-3 альтернативы. Последние два этапа всегда требуют определенной доли интуитивного подхода. Отсюда становится понятным, что только постоянная практика в сочетании с теоретической подготовкой обеспечивают успех предпринимательской деятельности.

Основой экономических методов принятия предпринимательских решений является анализ таких категорий, как цена, издержки производства, финансы, и умение оперировать ими в практической деятельности.

Формирование цены товара - в данном случае имеется в виду рыночная цена. Минимальный уровень этой цены может быть определен по следующей зависимости:

Цтпфмд,

где Цт - цена товара; Ипф - фактические издержки производства; Пмд - минимально допустимая прибыль.

Иногда определяемая таким образом цена выступает в качестве оптовой. Поскольку эта цена является расчетной для самого неблагоприятного варианта рыночной ситуации, то она становится коммерческой тайной.

Целеобразность выступления предпринимателя на рынке определяется тем, что ему удается сформировать минимально допустимую цену на уровне ниже рыночной цены.

Рыночная цена - это фактическая цена, по которой товар реально приобретается. Разница между рыночной ценой и минимально допустимой выступает в качестве сверхприбыли

СП=Црмд,

где СП - сверхприбыль; Цр - рыночная цена; Цмд - минимально допустимая цена.

Предприниматель имеет возможность управлять процессом ценообразования, если речь идет о ее минимально допустимом уровне. В этом случае управление ценообразованием связано с поиском путей минимизации издержек производства.

Второй метод воздействия на процесс ценообразования сопряжен с анализом рыночной цены. В этом случае предприниматель выявляет, какие товарные характеристики лежат в основе ценообразования, и как может измениться цена при каком-либо изменении товарных характеристик. В результате товару придаются, по возможности, характеристики, увеличивающие рыночную цену в большей степени, чем издержки.

Управление издержками производства - следует различать экономические и бухгалтерские издержки. Предприниматель в основном имеет дело с экономическими издержками. Они связаны с возможной реализацией того или иного проекта. Под бухгалтерскими понимаются фактически понесенные фирмой издержки.

Между планированием затрат и моментом их осуществления существует временной разрыв. В связи с этим предприниматель при планировании издержек использует принцип "максимально возможных затрат". Это принцип, обратный принципу минимально допустимой цены.

При рассмотрении экономических издержек обычно оперируют понятием "валовые издержки".

Валовые издержки представляют собой совокупность постоянных и переменных издержек: Ивалпостпер.

Постоянные издержки - те, которые практически не зависят от объектов производства. Сюда входят затраты на амортизацию, арендная плата, плата за кредиты, оплата труда управленческого персонала и т.п.

Переменные издержки - те затраты, которые практически напрямую зависят от объемов производства. К ним относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие; затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых выпуском товара, энергия на технологические нужды и т.п.

Из данных определений следует важный вывод: с увеличением объемов производства валовые издержки на единицу товара уменьшаются, и наоборот.

Следовательно, увеличение объемов производства, при прочих равных условиях, влечет увеличение прибыльности производства. Этот эффект может быть использован как средство увеличения прибыли или в качестве резерва снижения цены на дополнительный товар.

В условиях рисковой поставки товара на рынок, когда уровень спроса точно неизвестен (например, на сезонный товар), предприниматель принимает за расчетный объем 75% фактического объема производства. Остальные 25% планируются в качестве дополнительно производимого товара. В случае нереализации их в сезон они могут быть проданы в ходе сезонной распродажи по более низкой цене, вплоть до уровня переменных издержек.

Разница между ценой товара и размером издержек называется величиной покрытия товара. Она составляет сумму средств, часть которых идет на покрытие постоянных издержек, а оставшаяся часть - на прибыль.

Определение границ объема производства - минимально допустимый объем производства есть уровень безубыточного производства. Это такая программа производства, при которой издержки покрываются доходами.

Предпринимателю всегда важно определить для себя приемлемые границы производства - минимально допустимую и максимально возможную. Это связано с уровнем рыночного спроса.

Максимально возможный объем производства определяется с помощью производственной функции

 

Км=f(Т, К), (1)

 

где Км - максимально возможный объем производства продукции; Т - используемые в производстве ресурсы; К - используемый в производстве капитал.

Эта функция всегда ориентирована на определенную технологию. Если технология изменяется, то изменяется и функция f.

Но предпринимателю важно определить не только возможные пределы производства, но и его оптимальный объем.

Под оптимальным понимается такой объем производства, при котором разница между получаемым доходом и суммарными издержками минимальна.

Поиск оптимального варианта на практике осуществляется в двух вариантах - при заданной величине капитала и при нелимитированном капитале.

В первом случае, если подразумевать под основным капиталом оборудование, необходимое для нормального осуществления производственного процесса, то оптимальный объем производства связан с мощностью. Следовательно, исходя из стремления к уменьшению удельных постоянных издержек оптимальный объем производства будет равен производной мощности.

Такой подход характерен для начинающего предпринимателя.

Наивысший уровень эффективности производства будет достигаться при определенном сочетании объема производства и издержек. Если рассматривать для упрощения два фактора производства - капитал и труд, то на долю каждого фактора будет приходиться определенная доля другого.

Например, для обслуживания 5 станков нужно 10 рабочих, а для 10 станков - 20. Это можно отобразить в виде графической зависимости. Причем эту зависимость целесообразно представлять в стоимостной форме.

Если учесть, что возможны варианты приобретения дорогого производимого оборудования и дешевого производительного, то это приведет к различным затратам на труд. Рассматривая несколько вариантов, останавливаются на лучшем.

В случае определения объема производства при нелимитированном объеме капитала рассуждения аналогичны. Однако следует учитывать не два, а три фактора: 1) возможный объем производства; 2)требуемый размер капитальных затрат; 3) требуемый размер трудовых затрат.

Произведенные расчеты сводятся в таблицу и выбирается вариант с минимальными издержками.

Оптимальный с экономической точки зрения объем производства определяется исходя из предельных издержек.

Увеличение объема производства вызывает и рост издержек. Этот рост не всегда пропорционален объему производства. В этом случае применяют следующие правила выбора:

1) определяют средние валовые издержки на единицу продукции;

2) решение в сторону увеличения объема выбирается в случае, если предельные издержки дополнительно производимых товаров меньше или равны средним валовым;

3) следует отказаться от увеличения объема производства, если имеет место обратная 2) картина;

4) рассчитывают средние валовые издержки к новому объему производства.