Понятие аутсорсинга в использовании КИС
Причины неудачных внедрений КИС
Сопровождение промышленной эксплуатации.
Ввод КИС в промышленную эксплуатацию.
В настоящее время опыт внедрения КИС (как западных, так и отечественных) на российских предприятиях насчитывает многие десятки примеров. Следует сказать, что не всегда внедрение КИС было успешным и принесло предприятию ощутимую финансовую выгоду. Основные причины неудачных внедрений КИС заключаются в следующем:
- явная недооценка руководством и сотрудниками предприятия-заказчика (участвующими во внедрении) сложности процесса внедрения КИС ;
- слабая организация выполнения проекта внедрения КИС и отсутствие реальной поддержки со стороны первых лиц предприятия;
- неготовность руководства заказчика (и самого предприятия, в целом) к конструктивным структурным изменениям и оптимизации процессов деятельности предприятия;
- включение в группу внедрения сотрудников исключительно службы АСУ , а не высококвалифицированных представителей автоматизируемых подразделений.
Т.о. рассмотренные выше принципы внедрения КИС на предприятии являются базовыми и, естественно, могут быть дополнены и расширены. В последующих статьях цикла будут подробно рассмотрены конкретные примеры внедрения различных КИС (отечественных и западных) на российских предприятиях.
Для крупных компаний, область деятельности которых не подразумевает самостоятельную разработку КИС, часто одним из наиболее экономически обоснованных решений является аутсорсинг разработки, внедрения и поддержки системы или же аутсорсинг в виде использования уже готового (возможно, адаптированного под конкретные задачи) решения.
Надёжность
Для любого крупного бизнеса вопрос надёжности остаётся одним из самых важных при работе с КИС любой степени сложности. Как правило, аутсорс-решения отличаются более высоким уровнем надёжности, нежели собственные разработки по трём простым причинам:
— IT-компания, предоставляющая аутсорс-КИС, как правило, занимается исключительно её разработкой и поддержкой, то есть специализируется именно в этих вопросах. Это означает в среднем более подходящую материально-техническую базу и более квалифицированный штат персонала, нежели при выделении одного из собственных подразделений для решения этого вопроса.
— Внешняя компания несёт прямую материальную ответственность за функционирование КИС. В случае, если ошибается собственное подразделение, последствия обычно не заходят дальше принятия каких-либо дисциплинарных мер. В случае ошибки внешней компании её прямые убытки и косвенные убытки могут поставить её в очень опасное положение, поэтому обычно предпринимаются все меры для минимизации рисков.
— Внешняя компания обычно имеет резервы по оборудованию и персоналу, позволяющие свободно закрывать недостаток этих ресурсов. Корпоративное подразделение, как правило, такого позволить себе не может. Разумеется, надёжность отличается принципиально.
Доступность
Учитывая, что на рынке присутствует достаточно больше количество аутсорс-компаний, разрабатывающих системы для всех сегментов бизнеса, доступность внешних решений очень высока. Как правило, существуют уже полностью готовые и отлаженные платформенные решения, которые адаптируются под конкретные бизнес-процессы заказчика.
Конфиденциальность
Вопрос защиты информации — один из самых актуальных при принятии решения о перехода на аутсорс КИС. Внешняя безопасность решений, как правило, очень высока по тем же причинам, которые определяют надёжность системы. С другой стороны, конфиденциальность также должна означать полное доверие внешней компании и её персоналу. Учитывая, что крупные корпорации часто пользуются услугами аутсорсинговых юридических и бухгалтерских компаний, создающих аналогичную сложность с конфиденциальностью, вопрос решается достаточно просто.
Особо отметим, что при выборе решения следует понимать, что зачастую речь идёт не только о компаниях внутри страны. К примеру, аутсорсинг информации Google означает фактическое предоставление данных крупнейшей американской компании, сотрудничающей с разведкой США в некоторых вопросах.
Стоимость владения (TCO)
Обычно стоимость владения КИС в аутсорсе и в качестве собственного подразделения примерно равна. Аутсорс даёт преимущество по свободе управленческих решений и предоставлении КИС как услуги, а собственное подразделение позволяет сэкономить на издержках при условии решения всех вышеперечисленных вопросов.
Для оценки TCO (то есть полной стоимости владения с учётом перспективы) следует понимать, что каждый параметр системы — от надёжности до конфиденциальности — имеет свою цену. Профильные компании владеют уже готовыми и проверенными решениями, которые зачастую намного превосходят по стоимости те, которые может позволить себе даже крупная корпорация. Это объясняется тем, что профильная компания может проводить многолетние исследования в области, например, безопасности, зная, что инвестиции окупятся за счёт общего повышения качества сервиса для всех клиентов.
Таким образом, решение об аутсорсинге принимается обычно после оценки TCO. Отметим, что по данным Gartner, использование аутсорсинга КИС в среднем бизнесе может уменьшить совокупную стоимость владения системой на 60%. Это означает, что вы получаете уже отлаженную, надёжную и 100% готовую систему за 40% от стоимости её внедрения своими силами — и при этом защищены от различных сюрпризов и разумно используете управленческие ресурсы.