Общие сведения

Внедрение и эксплуатация КИС

После этапа выбора корпоративной информационной системы (КИС) наступает этап внедрения, важность которого трудно переоценить. Действительно, все декларируемые разработчиками корпоративного ПО выгоды и преимущества, получаемые в результате приобретения конкретной КИС , проявятся только в случае ее успешного внедрения.

Аналитики AMR Research считают, что лидером на ERP -рынке будет не компания, которая сможет предоставить лучшую КИС, а фирма, оказывающая максимально полный комплекс услуг по ее внедрению и сопровождению. По своей сути, процесс внедрения КИС является достаточно затратным, поскольку эти системы дорогостоящие и сам процесс внедрения занимает много времени. Немало стоит и оплата услуг внедренцев. По данным Hewitt Associates 1999 HOT Technologies Survey, наивысшая зарплата на рынке информационных технологий (ИТ) США сейчас у специалистов, занимающихся разработкой/внедрением/сопровождением ERP систем. Кроме того, продолжающаяся интеграция КИС ведет к дальнейшему возрастанию спроса предприятий на высококвалифицированных специалистов, знающих одновременно несколько КИС и различные виды бизнеса (что неизбежно повышает стоимость их услуг). В то же время, несмотря на растущую популярность использования КИС, не все так гладко и безоблачно на мировом рынке КИС. Особенно это относится к удовлетворенности заказчиков ходом и результатами внедрения КИС .

В отчете Boston Consulting Group (BCG) исследовалась проблема удовлетворенности предприятий результатами внедрения у них КИС. По мнению аналитиков BCG, КИС являются жизненно необходимыми для предприятий, однако успех внедрения зависит от того, удалось ли адаптировать их в соответствии с намеченными целями максимально близко к сути происходящего производственного процесса. В ходе исследования были опрошены 100 должностных лиц, отвечающих за внедрение КИС на предприятии в течение последних 3 лет. Эти предприятия занимаются различными видами деятельности, и в большинстве из них работает более 5000 сотрудников. Результаты опроса 100 высших должностных лиц ведущих компаний свидетельствуют, что только каждое третье предприятие удовлетворено результатами внедрения КИС при оценке по критериям ценообразования, ценовой эффективности, реального финансового воздействия и достижения поставленных целей. В частности, компания Hershey Foods, потратившая $112 млн на внедрение комплексной системы автоматизации, очень недовольна значительным отклонением процесса внедрения от плана (в эту систему входит ПО, оборудование и услуги компаний SAP AG, Siebel Systems, Manugistics и IBM). В то же время, по данным Gartner Group, соответствие проектов внедрения плановым показателям оценивается для ERP систем в 60% (из них "досрочные" внедрения - около 3%), а полностью провалившиеся проекты - в 10%.

Достаточно показательны и другие результаты исследования. Отмечается малое число успешных внедрений. Невелико и доказательство пользы для предприятия от внедрения КИС . В то время как 60% респондентов считают, что их усилия по внедрению таких систем принесли значительную пользу, и 52% респондентов полагают, что они достигли поставленных бизнес-целей, только 37% отмечают ощутимое финансовое воздействие от внедрения КИС . В ходе опроса выявлен и рост неудовлетворенности заказчиков разработчиками КИС . 15% респондентов считают, что разработчики КИС не фокусируются на целях ведения бизнеса, 33% респондентов полагают, что разработчики КИС поощряют неоправданные расходы, а 12% просто расторгли контракт со своим первым разработчиком КИС . Кроме того, многие респонденты осознают, что цена внедрения КИС слишком высока. Каждый пятый респондент, внедривший у себя на предприятии ERP или SCM-приложения, считает, что мог сделать это же за меньшую цену (эти же респонденты полагают, что более половины расходов были излишни).

Респонденты считают КИС меньшей стоимости лучшими. Средняя стоимость проектов по внедрению КИС , получивших положительную оценку, составляет $10 млн, а средняя стоимость проекта с отрицательной оценкой - $90 млн. Эффективное исполнение проекта по внедрению КИС не всегда удовлетворяет заказчика. У 58% респондентов с положительной оценкой результатов внедрения КИС исполнители проектов завершили их в срок и в рамках бюджета. Аналогичная картина характерна и для 33% респондентов с отрицательным отношением к результатам внедрения КИС .

Формулирование стратегии и целей являются главным фактором успешности внедрения КИС . Проекты, основанные на ясном стратегическом видении и стратегических оценках, достигли положительных результатов в 53% случаев (22% - при отсутствии такого стратегического подхода). По мнению опрошенных, ключевым фактором для успеха внедрения является тщательный анализ текущей ситуации. Проекты, в которых проводился подробный анализ бизнес-возможностей (с учетом действий конкурента, лучших показателей для ведения бизнеса, а также существующей практики бизнеса), достигли положительных результатов в 56% случаев (и только в 8% случаев, когда такой анализ не проводился). Респонденты также отмечают необходимость частого пересмотра опций и альтернатив. Проекты, реализованные после тщательной оценки опций и альтернатив (то есть, простого перехода на более современное ПО, проведения перестройки производственных процессов и использования промежуточных решений) достигли положительных результатов в 43% случаев (и только в 9% случаев, когда эти опции во внимание не принимались).

В связи со всем вышесказанным участники мирового рынка КИС предпочитают говорить скорее о своем опыте "продуктивных", а не "успешных" внедрений. О "продуктивных" внедрениях имеет смысл говорить и в случае частичной реализации КИС на предприятии, т. е. отдельных модулей (что характерно как для российских, так и западных предприятий). За многие годы существования мирового рынка ИТ накоплен обширный опыт и сформулированы основные принципы реализации проектов внедрения КИС .