Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Бюджетное устройство Российской Федерации
Правовой режим целевых государственных фондов.
Состав доходов и расходов бюджетной системы. Основные бюджетные классификации.
Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
Бюджетное устройство Российской Федерации.
Лекция 1. Бюджетное право, бюджетное устройство
Конспекты лекций
по дисциплине «Финансовое право»
Тематический модуль №2
«Институты финансового права»
Специальность 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»
Обсуждены и одобрены
на заседании кафедры
протокол №____ от «__»______2013 г.
Разработал:
д.п.н., профессор полковник полиции
__________________Е.И. Мещерякова
Воронеж
Государственным устройством, закрепленным Конституцией РФ, определяется бюджетное устройство государства. Действующим Бюджетным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 17 июля 1998г. и введенным в действие с 1 января 2000г , не определяется понятие бюджетного устройства. Однако оно было дано ранее действовавшим Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1735-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»[1] следующим образом: бюджетное устройство представляет организацию бюджетной системы государства и принципы ее построения. О том, что это определение можно использовать и применительно к существующему бюджетному устройству РФ, свидетельствует то обстоятельство, что в раздел 1 части второй БК РФ – «Бюджетное устройство» - включены нормы, регулирующие структуру бюджетной системы, правовые формы бюджетов, а также принципы, на которых она основана.
Согласно нормам части второй (раздел 1, ст.10) БК РФ бюджетная система государства включает бюджеты трех уровней:
1 уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования;
2 уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3 уровень – местные бюджеты.
БК РФ закрепляет общее понятие бюджета, определяя его как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст.6). Кроме того, БК РФ содержит следующие важнейшие определения:
-бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ (ст.14);
- бюджет муниципального образования (местный бюджет) –форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (ст.15);
- консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст.6);
- государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
До принятия БК РФ действовавшим бюджетным законодательством определялись в качестве важнейших такие принципы бюджетной системы, как единство, самостоятельность, реальность и гласность бюджетов. БК РФ значительно расширил принципиальные основы бюджетной системы и конкретизировал содержание принципов. Первоначально глава 5 содержала 10 принципов, в 2004 году к ним был добавлен еще один - принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, а с 1 января 2008г. принцип гласности был заменен принципом прозрачности (открытости) и добавлены еще два принципа – подведомственности расходов бюджетов и единства кассы. Принципы важно рассматривать в комплексе, характеризуя при этом каждый из них.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации(ст.29) означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации(ст.30) означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти ее субъектов и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов(ст.31) включает право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов в соответствии с законодательством РФ; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст.31.1)означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объемов, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов(ст.32)состоит в том, что все доходы и расходы бюджетов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме, а все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Принцип сбалансированности бюджета(ст.33)проявляется в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств(ст.34)означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов(ст.35) означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При этом доходы бюджета и поступления от источников финансирования егодефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип прозрачности (открытости) (ст. 36) означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по ним; обеспечение сопоставимости показателей отчетного, текущего и очередного финансового года.
Принцип достоверности бюджета(ст.37) означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств(ст.38)закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Принцип подведомственности расходов бюджетов (ст.38.1) означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, ведении которого они находятся. Подведомственность возникает в силу закона или иных нормативных документов, перечень которых содержится в ст. 38.1 БК РФ.
Принцип единства кассы (ст.38.2) означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.
Бюджетное право является важнейшим разделом особенной части финансового права, его подотраслью. Специфику бюджетного права можно определить, во-первых, тем, что бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти; во-вторых, тем, что эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов РФ) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.
Бюджетное право РФ представляет совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сферах бюджетного устройства РФ, структуры и порядка распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенции государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетного процесса.
В бюджетном праве, как и в других разделах финансового права, выделяются материальные и процессуальные нормы. Материальные закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджетов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. Вторыми регулируются порядок (процедуры) прохождения каждой из стадий бюджетного процесса, формы взаимоотношений органов государственной власти, местного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этом процессе.
Субъектами бюджетного права являются носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней. Они либо принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, либо являются участниками бюджетного процесса, либо получают из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования. К субъектам бюджетного права относятся: государство и его территориальные подразделения — Российская Федерация в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург); муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования; органы государственной власти и местного самоуправления — представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления; государственные юридические лица. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений.
Бюджетные правоотношения включают отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.
Бюджетным правоотношениям присущи особенности, определяемые их содержанием и субъектным составом. Так, бюджетные правоотношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории; права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования. Особенности правоотношений связаны и с тем, что в них обязательно участвуют государство, государственные или муниципальные образования или соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, представляющие их интересы. Бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года, что не исключает возникновения нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.
Характеризуя источники бюджетного права, необходимо прежде всего назвать Конституцию РФ, т.к. ее статьями непосредственно устанавливаются исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72, определяющие компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности в данной области Российской Федерации и ее субъектов; ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением; ст. 132 о бюджетных правах органов местного самоуправления и др. Помимо этого и конституционные нормы более общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.
Особую роль в качестве источника бюджетного права играет введенный в действие с 1 января 2000г. Бюджетный кодекс Российской Федерации, в который с момента его принятия внесены многочисленные изменения. Источником бюджетного права, регулирующим поступление в бюджетную систему налоговых платежей, является Налоговый кодекс российской Федерации. В качестве источников бюджетного права выступают и ежегодно принимаемые федеральные законы о бюджетах, законы о бюджетах субъектов федерации. В сфере бюджетного регулирования действуют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, нормативные правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления. Таким образом, система источников бюджетного права включает правовые акты трех уровней, что обусловлено федеративным государственным устройством российской Федерации.