Внешняя информация

Система информации для оценки

 

Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требованиям:

• достоверности;

• точности;

• комплексности.

Используемая информация должна достоверно отражать ситуацию на предприятии, точно соответствовать целям оценки и комплексно учитывает внешние условия функционирования оцениваемого предприятия.

Существуют различные пути организации информации: хронологический, журналистский, логический.

Хронологический путь организации информации предусматривает последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому). Например, в отчете об оценке описание процесса производства начинается с изложения истории создания компании.

Журналистский путь организации предполагает размещать материал от более важного к менее важному. Например, при анализе финансовой информации, как правило, не имеет смысла описывать всю ретроспективную информацию, а внимание акцентируется на наиболее важных пропорциях или коэффициентах.

Логический порядок распределяет информацию от общего к частному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализу оцениваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, позволяющий определить инвестиционный климат в стране.

Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т.е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и буду­щего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно классифицировать следующим образом.

• Внешняя информация, характеризующая условия функциониро-вания предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

• Внутренняя информация, дающая представление о деятельности оцениваемого предприятия.

Нормальное функционирование бизнеса основано на оптимальном со­четании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов для обеспечения запланированного роста, что в значительной степени опреде­ляетсявнешними условиями функционирования предприятия. К ним от­носятся макроэкономические и отраслевые факторы: уровень инфляции, тем­пы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли и т.д.

Информационный блок внешней информации характеризует условия функционирования предприятия в отрасли и экономике в целом.

Объем и характер внешней информации различаются в зависимости от целей оценки. При составлении отчета необходимо показать, что собранная и изученная оценщиком информационная база является необходимой и дос­таточной для итогового заключения о стоимости предприятия. Информацию следует давать в оптимальном объеме и ориентированной на оцениваемый Макроэкономические показатели содержат информацию о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. В зависимости от целей оценки макроэкономический обзор может выделяться как отдельный раздел отчета об оценке или рассматриваться в общем контексте отчета.

Нормативно-правовая база определяется с учетом наличия у предприятий ограничений для вступления в отрасль. Если существуют среднеотраслевые данные по основным финансовым коэффициентам, их необходимо использовать в ходе оценки. Сопоставление данных оцениваемой компании с аналогичными показателями других предприятий отрасли является важным этапом в отраслевом исследовании, поскольку позволяет определить рейтинг оцениваемого предприятия, сделать более достоверные прогноза относительно прибыльности и требуемой величины затрат.

Рынки сбыта. Предложение, спрос, цена являются важными регулято­рами рыночной экономики. Достижение сбалансированности между спро­сом и предложением определяет как общее макроэкономическое равнове­сие, так и особенности сбыта продукции. Для анализа выбранной предпри­ятием стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, предполагающую четыре альтернативные стратегии:

1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты.

2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка.

3. Разработку принципиально новых товаров или модернизацию суще­ствующих.

4. Диверсификацию производимой продукции для освоения новых рынков.

В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объе­мов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоот­ношения с поставщиками.

Спрос - количество товаров и услуг, которое будет куплено по конкрет­ной цене за определенный период. Спрос на товары в количественном выра­жении измеряется в обратной зависимости от цены при прочих равных ус­ловиях. Рыночная цена в конечном итоге устанавливается в результате взаи­модействия спроса и предложения. Таким образом, объем спроса и цена -важные внешние ограничения при оценке текущего и будущего потенциа­лов предприятия.

Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отноше­ния с поставщиками с точки зрения юридической определенности догово­ров и их надежности.

Целью сбора данной информации является определение потенциала оте­чественного (если необходимо, и зарубежного) рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние 2-5 лет по оценивае- мому предприятию, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, про­гнозы по расширению рынков сбыта в Российской Федерации и за ее преде­лами.

Условия конкуренции. В рыночной экономике наиболее типичны рын­ки несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конку­рентного ценообразования имеет серьезные ограничения. Оценка конкурен­тоспособности предприятия проводится с учетом типа рынка, а следователь­но, наличия ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производя­щих товары-заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объе­ме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном вы­ражениях, характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслу­живания, цены, каналы сбыта, реклама), о доле реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, а также перечнем основных российских импортеров этого товара.