Критерии оценки эффективности модели

  1. Целевое назначение(конкретность, очерченность целей, задач, их согласованность с действиями и результатом).
  2. Системность (целостность, взаимосвязь и взаи­моподчиненность целей, компонентов, результата).
  3. Концептуальность (опора на научную управлен­ческую концепцию, управленческое обоснование достижения образовательных целей).
  4. Управляемость (возможность на основе диагнос­тики определять цели, анализировать, планиро­вать и организовывать, контролировать управ­ленческий процесс, выбор средств достижения результата; наличие взаимосвязей всех составля­ющих модели).
  5. Компьютерное сопровождение (автоматизация процесса в комплексе или использование элемен­тов компьютерной технологии в случаях, когда другие управленческие средства не дают должно­го эффекта).
  6. Воспроизводимость (возможность применения, повторения в других системах образования, использования другими субъектами управления).

Использование данных критериев оценки модели дает возможность администрации проводить анализ состояния комплексной информатизации, вычленения проблем и принятия решений, направлен­ных на устранение недостатков.

Оценке эффективности внедрения модели будет способствовать и анализ следующих требований,предъявляемых к модели:

1. Наличие прямых и обратных информационных управленческих связей.

2. Унифицированность параметров компьютерной техники.

3. Комплексность использования компьютерной техники.

4. Достаточность состава информационных модулей для решения внутришкольных задач образования и управленческой деятельности.

5. Доступность в использовании школьной информационной сети для всех субъектов образовательной системы школы.

Предложенная модель управления комплексной информатизацией школы является основанием для построения и организации соответствующего процесса управления. Модель предполагает использование в управлении как его классических оснований, так и современных подходов. Первое означает, что использование информационных технологий управления дает возможность осуществлять ряд его классических функций: анализ, планирование, организация, контроль. Второе состоит в неограниченных возможностях информационного обмена в рамках действующих информационных образовательных сетей.

В определенной степени настоящая модель является идеализированной, так как реальные ресурсные возможности школ далеко не однозначны. Поэтому модель в практической деятельности может реализовываться поэтапно по мере создания соответствующей материально-технической базы. Вместе с тем, основная идея модели состоит в ее комплексности. Из этого следует, что любое отклонение от предложенной схемы построения модели, обозначенных условий и требований может нарушить ее целост­ность и в перспективе вызовет цепочку дополнитель­ных организационных проблем.

Комплексная информатизация управленческой деятельности в итоге направлена на решение важнейшей задачи — повышение качества образования. Внедрение предлагаемой модели может стать импульсом в разработке и осуществлении школьных, районных (городских) программ, направленных на повышение качества школьного образования.

 

4.3. Описание модели управления комплексной информатизацией районной (городской) системы образования

 

Коцептуальной основой районной (городской) модели управления комлексной информатизацией является комплексная, системная технология программно-тех­нических и учебно-методических систем, обеспечива­ющих непрерывное компьютерное образование, фор­мирование информационной культуры всех субъек­тов управления образовательной системы.

Выстраивая модель управления комплексной ин­форматизацией образования, будем придерживаться следующих положений:• начало внедрения и последующее функциониро­вание модели должно осуществляться с опережа­ющим формированием психологической готовно­сти педагогических кадров и администрации, их специальной подготовки к использованию компью­терной техники и информационных компьютер­ных технологий в процессе обучения и управлен­ческой деятельности.

2. Техническое оснащение процесса в каждом уч­реждении образования должно соответствовать сле­дующим требованиям:

• обеспечено информационное единство базы дан­ных в учебном заведении, при котором информа­ция хранится в одном месте и доступна для обра ботки всем программам;

• информационная модель базы данных может быть изменена или дополнена силами пользова­телей, без привлечения к решению этой пробле­мы разработчиков;

• обеспечена информационная доступность, при которой можно получить любые выборки инфор­мации.

3. В соответствии с функциями учреждений, органов управления образованием проектируемая модель комплексной информатизации должна быть пред­ставлена определенными модулями, каждый из ко­торых имеет свое назначение в процессе информа­тизации.

С точки зрения управления процессами комплек­сной информатизации системы образования района (города) целесообразно выделить основные характе­ристики проектируемой модели. При этом должны быть:

• определены элементы, участвующие в процессе управления;

• определены связи между элементами;

• определены потоки информации;

• разработан алгоритм построения модели;

• разработан план технического оснащения всей структуры управления;

• назначены ответственные специалисты;

• разработаны нормативно-методические материа­лы по подготовке и оформлению управленческих и иных документов.

При разработке модели комплексной информа­тизации структуры управления образованием любо­го уровня, в том числе и районного (городского), вы­делим две ведущие цели:

1. Создание единого информационного образова­тельного пространства.

2. Формирование информационной культуры всех субъектов системы образования.

В рамках районной (городской) системы образо­вания в результате достижения этих целей должны быть решены следующие задачи управления комп­лексной информатизацией:

- создание на основе комплексной автоматизации процессов информатизации районной (городской) образовательной сети;

- создание информационно-ресурсного центра ин­форматизации;

- интенсификация темпов комплексного обеспече­ния учреждений образования компьютерными техническими средствами, программной продук­цией;

- создание системы компьютерного всеобуча руко­водителей, специалистов учреждений образова­ния;

- массовое использование информационных техно­логий педагогического и управленческого назначения.(рис.бе)МаТИЧеСКИ ЭТ° ВЫГЛЯДИТ слеДУк>Щим образом

Цель: Создание единого информа­ционного образовательного пространства     Цель: Формирование информацион­ной культуры всех субъектов системы образования
I  
Задачи:     Задачи:
1. Создание на основе комплексной автоматизации районной (городской) обра­зовательной информационной сети. 2. Создание информационно-ресурсного центра информа­тизации. 3. Интенсификация темпов комплексного обеспечения учреждений образования компьютерными технически­ми средствами, программной продукцией. I---1     1. Интенсификация темпов комплексного обеспечения учреждений образования компьютерными технически­ми средствами, программной продукцией. 2. Создание системы ком­пьютерного всеобуча руко­водителей, специалистов учреждений образования. 3. Массовое использование информационных технологий педагогического и управлен­ческого назначения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

noLLnZZ °СНОВНЬ1Х ^елей и 3ЭДач "°Дели управления комплекс­ной информатизацией районной (городской) системы образования

На основе определенных целей и задач обозна­чим основные характеристики модели управления

комплексной информатизацией районной (город­ской) системы образования, к которым отнесем необ­ходимые условия, требования и компоненты струк­туры.

1. Условия

(Сами условия и пути их создания приведены ранее в таблице раздела 1.3, здесь приводится только их перечень.)

1.1. Нормативно-правовое обеспечение направлений деятельности, ориентированных на развитие про­цессов информатизации.

1.2. Компьютеризация учреждений образования.

1.3. Комплексность решения задач информатизации.

1.4. Создание условий для сохранения здоровья обу­чающихся.

1.5. Научно-методическое обеспечение.

1.6. Государственная поддержка органов управления образованием, учреждений образования по вне­дрению информационных технологий в управле­ние системой.

1.7. Государственная поддержка научно-педагогиче­ских исследований, научно-методического обес­печения процессов модернизации образования.

1.8. Государственно-общественная система управле­ния качеством образования.

1.9. Обеспечение непрерывного профессионального ро­ста педагогических кадров в области компьютер­ных технологий.

2. Требования к модели

2.1. Целостность (наличие целей, достаточность ком­понентов системы, заданность результатов).

2.2. Наличие прямых и обратных информационных управленческих связей.

2.3. Унифицированность параметров компьютерной техники.

2.4. Унифицированность критериев экспертизы, оцен­ки эффективности программной продукции.2.5. Комплексность использования компьютерной тех­ники.

2.6. Доступность в использовании информационной сети для всех субъектов системы образования.

2.7. Наличие в структуре районного (городского) ко­ординационного центра.

2.8. Возможность использования с позиций функцио­нального подхода для анализа, прогнозирования, планирования, организации процесса, контроля процесса и результатов.

2.9. Наличие критериев оценки эффективности мо­дели.

2.10. Структурированность информационных модулей по ступеням образования и направлениям дея­тельности.

Критерии оценки эффективности модели:

1. Целевое назначение (конкретность, очерченность целей, их согласованность с действиями и результа­том).

2. Системность (целостность, взаимосвязь и взаимо­подчиненность целей, компонентов, результата).

3. Концептуальность (опора на научную управленче­скую концепцию, управленческое обоснование до­стижения образовательных целей).

\. Управляемость (возможность на основе диагностики определять цели, анализировать, планировать и организовывать, контролировать управленческий процесс, выбор средств достижения результата; на­личие взаимосвязей всех составляющих модели).

5. Компьютерное сопровождение (автоматизация про­цесса в комплексе или использование элементов компьютерной технологии в случаях, когда дру­гие управленческие средства не дают должного эф­фекта).

6. Воспроизводимость (возможность применения, по­вторения в других системах образования, использо­вания другими субъектами управления).

Данный состав критериев оценки эффективно сти модели может использоваться в целях самокон­троля, самооценки в процессе ее внедрения. На основе проведенного анализа определяются пробле­мы, выделяются приоритеты, принимаются реше­ния по устранению недостатков в процессе управлв ния комплексной информатизацией системы обра­зования.

Структурные компоненты модели:

1. Организационно-управленческий модуль.

2. Информационно-методический модуль.

3. Образовательный модуль.

4. Тиражно-демонстрационный модуль.

5. Научно-продуктивный модуль.

6. Культурно-просветительский модуль.

На основе условий, требований к модели, состава ее структурных компонентов, критериев оценки эф­фективности ниже (рис. 7) предлагается схема струк­турно-функциональной модели управления комплекс­ной информатизацией районной (городской) системы

образования.

Приведенная схема модели свидетельствует о полной взаимосвязи всех ее составляющих: целей, задач, компонентов и результата.

Это означает не только наличие прямых и об­ратных информационных потоков между всеми со­ставляющими модели, но и является признаком ее управляемости. Вместе с тем взаимосвязь предпола­гает и взаимовлияние субъекта и объекта управле­ния (связь 2-3), целей и результата (связь 1-4). Под последним понимается, что в зависимости от прогно­зируемого результата, возможностей его достижения может определяться соответствующее содержание, планка достижения цели.I. Районный (городской) отдел образования

Информационно-ресурсный центр Методический кабинет

Цели, задачи

II. СУБЪЕКТ

Школы

Дошкольные учреждения Внешкольные учреждения

IV. Организационно-

умрлнлонческий

модуль

ОБЪЕКТ

Система управления процессами комплекс­ной информа1иэации

V. Информационно-методический модуль

VI. Образователь­ный модуль

VII. Тиражно-

демонограционный модуль

VIII. Научно-продуктивный модуль

IX. Культурно-

просветительский

модуль

X. РЕЗУЛЬТАТ

 

вания 4 ^ионной (городской) системы образо-

Организационно-управленческий модуль обеспе­чивает реализацию функций управления содержани­ем и технологиями образовательной деятельности, воспитательной работы, оптимизацию управлен­ческой деятельности на основе использования ин­формационных технологий управленческого назна­чения; осуществление организационных вопросов учебно-воспитательного процесса (сменность заня­тий, режим функционирования, расписание заня­тий, занятость кабинетов, обеспеченность кадрами, материально-техническое, финансовое обеспечение и др.). В функции данного модуля входит использо­вание информационных технологий при контроле и оценке качества образования в деятельности школ.

Информационно-методический модуль предназ­начен для педагогов и ориентирован на развитие творческой педагогики. Обеспечивает смысловой ана­лиз функционирования системы образования с точки зрения соответствия концептуальным направлениям развития, целям и задачам образовательного процес­са; обеспечивает создание информационной модели содержания образования, разработку средств инфор­мационного обеспечения методической и опытно-экс­периментальной работы. В функции модуля входят формирование программно-методического фонда, разработка компьютерных программ, проведение те­леконференций.

Образовательный модуль предназначен для фор­мирования функциональной компьютерной грамот­ности и информационной культуры всех субъектов образовательной системы, обеспечивает их доступ к ресурсам информационных сетей всех уровней, содержит систематизированные информационные материалы по всем ступеням и образовательным областям школьного образования, направлениям воспитательной работы. Обеспечивает оптимизацию образовательного процесса на основе использования информационных технологий.Тиражно-демонстрационный модуль обеспечивает для системы образования подготовку и тиражирова­ние программно-методических и дидактических мате­риалов на бумажной основе, видеопрограмм с кассет­ных носителей и транслирующихся по ТВ; обеспечива­ет условия для демонстрации видеоматериалов.

Научно-продуктивный модуль предназначен для информационного обеспечения научно-исследователь­ской деятельности школьников и ориентирован на приобретение ими профессиональных навыков буду­щей деятельности п информационном обществе, совме­щение образования с полезным трудом, использование' новых ИТ. В функции модуля входят обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, работа н Интернете.

Культурно-просветительский модуль предказна­чея для систематизации, наполнения и хранения банка данных по литературному, музыкальному, ху­дожественному, архитектурному наследию мировой цивилизации для начального, базового (основного), среднего образования. В функции данного модуля входит также формирование' у учащихся информа ционной, экологической и экранной культуры.

Обилие информационных связе-п естеч:т»опным образом приводит к увеличению потоков информа­ции, что может затруднить процесс управлечшя. По:> тому целесообразно оптимизировать их ке>личество и объем. Коммуникация В учреждениях и органах управлечшя е)бразе>ванием осуществляется в высоко-структурировакных условиях, что ограничивает и на­правляет потоки coo6iцепиii. При in польлонапип мо­дели, схемы направлечшя потоков информации, их объемов и структур необходимо добиваться оптимиза­ции ине1юрмационного взаимодействия. С этой целью могут предприниматься следующие шаги:

1. Исключение информационной перегрузки по­средством:

• фильтрации поступающей информации;

• установления очередности в переработке сообще­ний в зависимости от их значимости;

• равномерного распределения информации по различным каналам.

2. Уменьшение искажений и потерь информации за счет:

• ее избыточности, т. е. повторения сообщения;

• ее верификации, т. е. подтверждения правильно­сти сообщения;

• выпрямления связей, т. е. устранения посредни­ков в потоках информации.

3. Увеличение объема информации в каналах об­ратной связи.

4. Повышение скорости информационных потоков.

Перечисленные шаги должны учитываться как при разработке информационных технологий управ­ления образованием, так и при внедрении имеющих­ся программно-технических комплексов данного на­значения.

Решение задачи комплексной информатизации си­стемы образования района (города) выполнимо только через создание информационной среды района (горо­да), т. е. совокупности информационных ресурсов, услуг и механизмов их включения в деятельность субъектов системы образования. Информационная среда — достаточно сложная система, все ее составляющие важны и требуют последовательного решения. Инфраструктура информационной среды района (города) является средством материально-технического обеспечения реализации педагогических и управленческих целей и задач информатизации образования.

На рис. 8 приведен пример инфраструктуры информационной среды районной (городской) системы образования. Совершенно очевидно, насколько велика роль сервера, обслуживающего данную систему. Примерный перечень возлагаемых на него задач приведен на рис. 9.

 

Рис.8 Инфраструктура информационной среды районной (городской) системы образования

 

Рис. 9. Задачи сервера районного отдела образования.

 

Настоящая модель управления комплексной информатизацией может служить основанием для по­строения и организации соответствующего процесса в районной (городской) системе образования.

Принципиально, чтобы данная модель находилась в согласовании с соответствующей моделью управления комплексной информатизацией школы. Эта согласованность будет достигнута при использовании единого алгоритма действий при построении и моделей школы, и моделей района (города).


[1] Сергеева В. П. Управление образовательными системами. — М., 2001. С. 75.

 

[2] Кудрявцев А.В. Развитие информационной среды образовательного учреждения / Материалы семинара руководителей общеобразовательных учреждений. – СПб, 2001.

[3] Румянцев И.А., Степанов С.А. Концепция среднего общеобразовательного учреждения постиндустриального общества // Информатика и образование – 2001 – №8 – С.6

[4] Матрос В. Л., Буняев М. М. Информатизация образования и подготовка учительских кадров // Советская педагогика. № 8. С. 65-70

[5] Лозницкий И. Г. Профессиональные решения в области информатизации образования // Информатика и образование. 2001. № 5. С. 72.

 

[6] Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю. М. Черкасова. — М.: ИНФРЛ-М, 2001. 216 с.1

[7] Сергеева В. П. Управление образовательными системами. — М., 2001. С. 75