Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Представительным и законодательным органом Россий­ской Федерации является Федеральное Собрание.Оно: 1) при­нимает законы, обязательные для всех государственных органов и для остальных ветвей власти (не нарушая при этом их само­стоятельности); 2) участвует в назначении должностных лиц; 3) выполняет контрольные функции. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (рис. 6).

 

Федеральное Собрание представительный изаконодательный орган РФ
К ведению Государственной Думыотносятся:

 

• дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству • назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ • объявление амнистии • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности • обсуждение законопроекта и принятие закона
  К ведению Совета Федерацииотносятся:  
• утверждение изменения границ между субъектами РФ • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения • назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности • назначение на должность судей и Генерального прокурора и освобождение последнего от нее • решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами ее территории • рассмотрение и одобрение закона

Рис.6. Компетенция палат Федерального Собрания РФ

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе. После обсуждения законопроекта (обычно оно проходит в трех чтениях) Государственная Дума принимает федеральный закон большинством голосов от общего числа депутатов[43]. Совет Фе­дерации не наделен правом принимать законы, однако он одоб­ряет или отклоняет законы, принятые Государственной Думой. Отклонение закона не носит абсолютного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов - не менее чем двумя третями от общего числа депутатов). Условием принятия федеральных конститу­ционных законов является их одобрение не менее чем двумя тре­тями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа чле­нов Совета Федерации.

Состав палат Федерального Собрания определяется Кон­ституцией РФ. В Совет Федерации входят два представителя от каждого из 89 субъектов РФ: представитель законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом, представитель исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ назначается высшим должностным ли­цом субъекта РФ.

Депутаты Государственной Думы (450 человек) избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Депу­татом Государственной Думы может быть гражданин РФ, дос­тигший на день выборов 21 года. Половина депутатов Государст­венной Думы (225 человек) избирается на основе пропорцио­нального представительства по общефедеральному избиратель­ному округу. Избирательными объединениями (партиями, дви­жениями) выдвигаются списки своих кандидатов в состав Госу­дарственной Думы. Избирательное объединение, за чьи списки кандидатов подано более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов[44], пропорциональное количеству го­лосов, поданных за их списки. Объединения, набравшие менее 5% действительных голосов, не допускаются к распределению депутатских мест по общефедеральному округу.

Остальные 225 депутатов избираются на основе мажоритарной[45] системы. Это значит, что для избрания депутата в каждом из 225 одномандат­ных избирательных округов требуется большинство голосов (причем относительное) от числа проголосовавших избирателей. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом ок­руге должно быть не менее двух кандидатов. Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат - Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в следующих случаях:

1) после трехкрат­ного отклонения данной палатой представленных главой госу­дарства кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выра­зит недоверие Правительству РФ;

3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его глава сам поставил вопрос о доверии Правительству РФ (в последних двух ситуациях Пре­зидент РФ может не распускать эту палату, а объявить об от­ставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно, Президент РФ назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государст­венная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена. В частности, в течение года после из­брания Государственной Думы она не может быть распущена по 2-му и 3-му основаниям. Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Пре­зидента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинений против Президента РФ и до принятия соответствующего реше­ния Советом Федерации, а также в период действия на всей тер­ритории РФ военного или чрезвычайного положения.

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществ­ляет Правительство РФ. Оно обеспечивает выполнение Кон­ституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Пре­зидента РФ на практике. Председатель Правительства РФ на­значается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Пре­зидента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь из­бранным Президентом.

Конституцией РФ предусмотрена возможность отставки Правительства РФ в следующих четырех случаях:

1)Правительство РФ само подает в отставку, а Президент РФ принимает ее (но он может и отклонить такую отставку);

2)Президент РФ по собственной инициативе принимает ре­шение об отставке Правительства РФ;

3)Государственная Дума выражает ему недоверие, и Прези­дент РФ объявляет об отставке Правительства;

4)Председатель Правительства РФ ставит перед Государ­ственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Дума отказывает ему в доверии, на этом основании Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ. Наряду с коллективной отставкой Правительства РФ возможна и персо­нальная отставка отдельных его членов, которые могут освобо­ждаться от должности Президентом РФ. Правительство РФ несет ответственность за свою деятельность перед Президен­том РФ и Государственной Думой. Деятельность Правительства РФ охватывает, по существу, все стороны жизни общества (рис. 7).

 

  Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть:  
       
· разрабатывает программы экономического и социального развития · разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение · обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики · обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии · осуществляет управление федеральной собственностью · осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью · осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ

 

 

Рис. 7. Функции Правительства РФ

 

Правительство РФ на основании Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постанов­ления и распоряжения, контролирует их исполнение. Прави­тельство возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства[46], федеральные службы и фе­деральные агентства[47].

Министерства РФ - федеральные органы исполнительной власти, функцией которых является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в определен­ной сфере деятельности. В соответствии с указом Президента РФ сегодня в нашей стране действуют, например, Министерство природных ресурсов, Министерство образования и науки, Ми­нистерство транспорта и связи, Министерство промышленности и энергетики, Министерство финансов, Министерство здраво­охранения и социального развития, Министерство юстиции и др. Глава федерального министерства (министр) входит в состав Правительства РФ.

Федеральные службы осуществляют контроль и надзор в установленной сфере деятельности, а также специальные функ­ции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступно­стью, общественной безопасности. Созданы, например, Феде­ральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиче­ских средств и психотропных веществ, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федераль­ная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба государственной стати­стики и др.

Федеральные агентства осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным иму­ществом и правоприменительные функции. Государственные услуги - это услуги, имеющие исключительную общественную значимость. Так, действуют Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Федеральное агентство по об­разованию, Федеральное агентство по строительству и жилищ­но-коммунальному хозяйству и др.