Лекция 7. Конфликты в организации при управлении персоналом
Конфликты в педагогическом коллективе.
Межличностные конфликты в педагогическом процессе
Конфликты могут быть следствием различных причин. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между учителями, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется целями и задачами деятельности, уровнем профессиональной подготовки и компетенции, интересами, склонностями педагогов. Взаимосвязи "ролевого" характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуальными особенностями.
В зависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе, которые представлены в таблице 5.
Таблица 5
Первая группа | профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфликты являются следствием некомпетентности учителя, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др. |
Вторая группа | конфликты ожиданий, возникают в тех случаях, когда поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это бестактность по отношению к коллегам и ученикам, нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др. Такие конфликты возникают при нарушении взаимосвязей ролевого характера. |
Третья группа | конфликты личностной несовместимости, возникают в результате личностных особенностей участников педагогического процесса, особенностей характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтов данной группы. |
- Специфика конфликта в организации: социальная напряженность, тип конфликта и его участники.
- Типы конфликтов в организации.
- Организационные конфликты.
- Производственные конфликты.
- Инновационные конфликты.
1. Специфика конфликта в организации: социальная напряженность, тип конфликта и его участники.
Конфликт в организации — это открытая форма существования противоречий интересов, которые возникают в процессе взаимодействия людей при решении вопросов личного и производственного порядка.
Социальная напряженность
Можно выделить несколько точек зрения сущности социальной напряженности.
- Социальная напряженность выступает как осознание большинством членов трудового коллектива очевидных нарушений принципа социальной справедливости и их готовность найти выход из сложившейся ситуации через различные формы конфликта.
- Социальная напряженность - это противоречия, которые возникают между объективным характером социальных отношений и субъективным характером поведения субъектов этих отношений. На уровне организации напряженность будет сопровождаться отклонением от нормального сотрудничества.
- Социальная напряженность — это нарушение нормальных отношений в организации и неадекватное функционирование участников взаимодействия. Нарастание социальной напряженности в организации может привести к конфликту, но при правильном подходе к этой проблеме можно избежать конфликт, или, если конфликт не избежать, можно найти пути разрешения конфликта.
Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе, см. Рис 10.
Рисунок 10. Факторы, способствующие возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе
Соотношение интересов в организации
Конфликты в организации развиваются, как правило, через конфронтацию частных и общих интересов. Соотношение интересов может быть выражено как:
- полное тождество, т.е. однонаправленность интересов;
- различие в направленности интересов, т.е. то, что выгодно одним, другим выгодно не в той же мере;
- противоположная направленность интересов — когда субъекты для удовлетворения своих потребностей должны двигаться в противоположных направлениях (см. Рис 11).
Рисунок 11. Соотношение интересов в организации
Осознанные интересы превращаются в источник активных социальных действий работника. Это осознание происходит либо в результате самостоятельного осмысления собственного жизненного опыта в организации, либо при разъяснительной работе тех, кто осознал раньше противоречивость возникших интересов, либо в результате манипулирования сознанием членов организации.
Тип конфликта и его участники
Рисунок 12. Типы участников конфликта
В организациях различают: внутренние конфликты и конфликты с внешней средой
- Внутренние конфликты возникают в рамках организации (предприятия) и разрешаются, как правило, через существующие нормативы и соглашения, т.е. так называемые правила игры, принятые на определенном уровне и между заинтересованными сторонами.
Рисунок 13. Виды конфликтов в организации
- Конфликты с внешней средой — это в основном конфликты между руководителями и владельцами предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками, с собственным профсоюзом.
Конфликтная ситуация и конфликтные действия
Конфликты в организациях порождаются определенной конфликтной ситуацией, которая может существовать задолго до прямого столкновения ее участников.В конфликтных ситуациях переплетаются социально-экономические, нравственные и другие отношения людей.
Наиболее характерными признаками конфликтных ситуаций в организациях могут быть: унижение достоинства личности в официальной и неофициальной обстановке; уклонение от выполнения указаний, распоряжений непосредственных руководителей; негативные высказывания в адрес члена коллектива.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при наличии действий обеих сторон. Такими действиями могут быть:
1) внешние поведенческие акты и 2) действия, которые осознаются противостоящей стороной как направленные против нее.
Конфликтные действия — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно препятствовать противостоящей стороне достичь ее целей.
Условиями, влияющими на возникновение конфликтов в организациях, могут быть: недоверие начальника к подчиненному; предвзятое отрицательное отношение одного члена коллектива к другому и т.д.
Рисунок 14. Типы конфликтов в организации
3. Организационные конфликты
Организационный конфликт — это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации.
Противоречия происходят:
- когда работник не выполняет работу, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины и т.п.;
- когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей и т.п.;
- когда имеются должностные, функциональные обязанности, но само их выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию. Например, исполнение функций ревизора, нормирования, оценки, контроля.
Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы и премиальных средств; справедливость оценки «лучших», «худших»; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т. д. Этот конфликт необходим для развития любой организации. Субъектами конфликта могут выступать как группы работников, так и отдельные личности; как рабочие или служащие, так и представитель администрации.
Причин организационных конфликтов:
· различие в оценке советом директоров и членами правления стиля и методов управления вышестоящих органов;
· случаи расхождения интересов правления и совета директоровпо вопросам внутрипроизводственной деятельности;
· искусственное рассогласование интересов производства и управления, когда возникают трения между руководителями цехов, участков, служб и членами правления по вопросам участия членов правления в заседаниях в рабочее время.
4. Производственные конфликты
Производственные конфликты — это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива.
Типы производственных конфликтов:
- конфликты внутри малых производственных групп (внутригрупповые конфликты):
- конфликт между рядовыми работниками;
- конфликт между руководителями и подчиненными;
- конфликт между работниками различной квалификации, возраста;
- конфликты между малыми производственными группами (межгрупповые конфликты);
- конфликты между производственными группами и административно-управленческим аппаратом;
- конфликты между совладельцами предприятий (организаций).
Факторы, вызывающие обострение между руководителем и подчиненными:
- взаимная неприязнь сторон;
- нарушение единства общественных и личных интересов;
- игнорирование норм законодательства;
- несоблюдение моральных принципов;
- игнорирование требований трудовой и производственной дисциплины.
Основные причины:
- Связана с проблемами подчиненных;
- Цели и нормативы повеления, интересы у руководителя и подчиненного не совпадают;
- Не соответствие между стилем работы руководителя, игнорирующего условия деятельности коллектива, его производительности, и ожидания от подчиненных.
Конфликт между работниками различной квалификации и возраста.
Основные причины возникновения конфликта связанные с возрастом работников:
- Проблема адаптации;
- Несоблюдение требований производства, отсутствие перспективы;
- Моральные нормы не принимаемые требованиям коллектива и стиль руководства
Конфликты между производственными группами и администрацией
Подобные конфликты являются следствием неопределенной позиции администрации по вопросам социальной защищенности работников.
5.. Инновационные конфликты
Инновации (или нововведения) — это целевое изменение, направленное на совершенствование и создание какого-либо нового (именно для данной организации) продукта, технологии, организационной формы управления и др.
Нововведения вызреваютот идеи до конкретного продукта и предполагают:
- обновление средств и методов производства;
- изменения, затрагивающие организационные формы хозяйственной деятельности (например, ликвидация некоторых профессий, рабочих мест, использование дополнительно новых знаний);
- изменение отдельных звеньев управления (внедрениеАСУ,диспетчеризация, новые формы делопроизводства, учета и контроля);
- изменения в содержании и условиях труда и быта работников (внедрение прогрессивных режимов труда и отдыха и др.).
Содержание и особенность инновационной деятельности, в которой участвуют люди, предъявляют ряд требований к членам коллектива:
- обладать достаточно высокой квалификацией и нестандартным творческим мышлением;
- быть способным и стремиться к самообучению в процессе своей деятельности и использовать опыт других;
- активно участвовать в инновационном процессе, быть готовым к риску;
- уметь находить и реализовывать нестандартные решения;
- обладать высокой внутренней культурой, быть коммуникабельным.
Социальной базой инновационных процессов являются разные группы работников, имеющих разное статусное положение и возможности, которыми они располагают для реализации своих целей.
Можно выделить следующие группы работников:
- «независимые новаторы» — ученые, инженеры, рабочие, сделавшие какое-то открытие или изобретение, не способствующее профилю организации, в которой они работают. Но в таком новшестве не заинтересована его организация;
- «новаторы по должности» — специалисты и руководители предприятий, которым вменяется в должностные обязанности внедрение достижений науки и передового опыта;
- «новаторы по духу» — это те, кто более ориентирован на высокую самостоятельность, активность в сфере обновления производства.
Причины инновационных конфликтов:
1. пассивность работников, заинтересованных в инновациях кадров (опасаются сокращения зарплаты, прибавления работы во время внедрения, боятся не справиться с новыми обязанностями, не имеют материального и морального поощрения во время внедрения);
2. дефицит материально-технических ресурсов, но иногда в организациях имеются ресурсы более низкого качества, чем требуется;
3. ухудшение взаимоотношений руководителей и главных специалистов организации с руководителями и специалистами подразделений;
4. необходимость перестраивать свою работу руководителям и главным специалистам.
Рисунок 15. Типы инновационного конфликта
Рисунок 16. Предпосылки межличностных инновационных конфликтов