Фазы и стадии развития конфликта.
Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов. (см. Рис. 2)
Рисунок 2.Динамика конфликта
Предконфликтная ситуация.
Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта.
Предконфликтная ситуация включает следующие этапы:
1. возникновение объективной проблемной ситуации. ( еще не осознано и конфликтных действий нет)
2. осознание объективной проблемной ситуации. ( принять меры для разрешения противоречия);
3. попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. ( убеждении, разъяснении, просьбе и пр);
4. возникновение предконфликтной ( наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам).
Осознание причин конфликта. Осознание может быть адекватным и неадекватным.
Общая логика профилактики конфликта на этом этапе должна включать следующие действия со стороны его участников:
1. переговоры и договоренности относительно степени опасности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем;
2. сбор возможно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации. Главная задача на этой стадии — выявление реальных интересов и целей сторон, которые могут привести их к конфликту;
3. выяснение степени вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;
4. разработку конкретных задач и действий по конструктивному разрешению предконфликтной ситуации, то есть решение имеющихся проблем, не доводя дела до конфликта.
Открытый конфликт.
Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, наступает предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт.
На этой стадии развития конфликта каждый оппонент старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников. С этого момента противоборствующие оппоненты становятся «врагами».
Открытый конфликт включает в себя этапы:
1. инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу.
2. эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;
3. сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;
4. завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
Инцидент
Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся).
Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. На этой стадии главные участники конфликта не демонстрируют себя.
После инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта, если предотвратить развитие конфликта не удалось, то конфликт переходит в следующую стадию – эскалация.
Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Для эскалации конфликта характерны:
1. сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным формам отражения;
2. вытеснение адекватного восприятия «другого» «образом врага», который постепенно становится доминирующим. «Образ врага» как целостное представление об оппоненте начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер;
3. рост эмоционального напряжения как реакция на рост угрозы возможного ущерба;
4. переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;
5. рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризации;
6. применение насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной;
7. потеря первоначального предмета разногласий — противоборство перерастает в столкновение, где первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли;
8. расширение границ конфликта, то есть переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения;
9. увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфликта, расширению набора применяемых в нем средств.
Завершение конфликта
Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать.. На этой стадии противоборства возможны самые различные ситуации, такие как:
1. явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;
2. очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками;
3. обнаружившееся преобладающеепревосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;
4. появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.
Послеконфликтная ситуация.
Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основныевиды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.
Послеконфликтная ситуация (латентный период). Она включает в себя следующие этапы:
1. частичная нормализация отношений;
2. полная нормализация отношений.