Смазывание и расчет подшипников скольжения

Рис.5.5

Рис.5.1

в тихоходных машинах, приборах и т. д. Их основное преимущество — простота конструкции и низкая стоимость. Если корпус подшипника выполнен в виде фланца с опорной плоскостью, нормальной к оси вала, то такой подшипник называют фланцевым.

 
 

Рис.5.2.

Разъемный подшипник (рис.5.2) состоит из основания и крышки корпуса,

разъемного вкладыша, смазочного устройства и болто­вого или шпилечного соединения основания с крышкой. Износ вклады­шей в процессе работы компенсируется поджатием крышки к основанию. Разъемные подшипники значительно облегчают сборку и являются неза­менимыми для конструкций с коленчатыми валами.

Разъемные подшип­ники широко применяются в общем и особенно тяжелом машиностроении.

На рис.5.3 изображен самоустанавливающийся подшип­ник скольжения, у которого сопряженные поверхности вкладыша и корпуса выполнены по сфере

 

радиуса R. Сферическая поверхность позволя­ет вкладышу самоустанавливаться, компенсируя неточности монтажа и деформации вала, обеспечивая тем самым равномерное распреде­ление нагрузки по длине вклады­ша. Такие подшипники применя­ются при большой длине цапф.

На рис.5.4 показан сег­ментный подшипник с качающимися вкладышами.

Такие подшипники хорошо центрируют вал и обеспечивают стабильную работу подшипниковых узлов, поэтому их применяют для быстроходных валов, особенно при опасности возникновения вибраций.

На рис.5.5 показан упорный подшипник скольжения (подпят­ник), предназначенный в основном для восприятия осевых нагрузок.

Корпуса подшипников обычно изготовляются из чугуна. Вкладыши изготовляют из подшипниковых материалов, которые должны иметь малый коэффициент трения скольжения по стальной поверхности вала, обеспечивать малый износ трущихся поверхностей и выдерживать достаточные удельные давления. Подшипниковые материалы бывают металлические (баббиты, бронзы, антифрикционные чугуны, по­ристые спекаемые материалы), неметаллические (текстолит, древесно-слоистые пластики и др.), комбинированные (пористые металлы, пропитанные пластмассой; пластмассы с наполнителем из ме­талла или графита; слоистые материалы типа металл—пластмасса).

Втулки подшипников скольжения (металлические, биметаллические и из спекаемых материалов) стандартизованы.

Стандартизованы также корпуса неразъемных подшипников сколь­жения и корпуса и вкладыши разъемных подшипников скольжения с дву­мя крепежными отверстиями.


В процессе работы подшипников скольжения может происходить абразивный износ вкладышей и цапф, заедание вследствие нагрева подшипника и усталостное изнашивание при пульси­рующих нагрузках.

Основным критерием работоспособности подшипников скольжения является износостойкость трущейся пары.

Смазывание подшипников скольжения.Для уменьшения потерь энергии на преодоление трения, обеспечения износостойкости, отвода теплоты из зоны контакта, удаления продуктов изнашивания и предохра­нения от коррозии применяют смазывание трущихся поверхностей.

Смазочные материалы бывают твердые (графит, слюда), пластичные (литол, солидол, консталин), жидкие (органические и минеральные масла) и газообразные (воздух, газы). Наиболее рас­пространены жидкие и пластичные смазочные материалы. Нередко к сма­зочному материалу для придания ему новых свойств добавляют другие вещества, называемые присадками, например, противозадирные, противоизносные, антикоррозионные и другие присадки.

Различают смазочные масла индустриальные, моторные, компрес­сорные, трансмиссионные, турбинные, приборные, часовые и др.

Для смазывания подшипников скольжения быстроходных валов применяют менее вязкие сорта масел, для подшипников тихоходных ва­лов и при ударных нагрузках применяют более вязкие сорта масел или пластичные смазочные материалы.

Для распределения смазочного материала по длине вкладыша и сбо­ра продуктов износа предусматриваются смазочные карманы и канавки (см. рис. 5.2 и 5.3).

Подача смазочного материала в зону смазывания осуществляется са­мотеком или под давлением с помощью разнообразных смазочных уст­ройств. На рис. 5.3 показано непрерывное смазывание подшипника с помощью кольца, частично погруженного в масло и увлекаемого во вращение валом.

На рис. 5.6 представлены: а— наливная масленка с пово­ротной крышкой; б — пресс – масленка, через которую жидкий или пластичный смазочный материал периодически подается с помощью сма­зочного шприца; в —колпачковая масленка для периодической подачи пластичной смазки за счет подвинчивания колпачка; г — масленка непрерывной подачи пластичной

смазки с помощью поршня, находящегося под действием пружины.

В герметически закрытых механизмах может применяться смазывание разбрызгиванием движущимися деталями или смазы­вание погружением, при котором поверхность трения полностью или частично помещена в ванну с жидким смазочным материалом.