Материалы и допускаемые напряжения
Ранее было установлено, что кинематической паре червяк—червячное колесо свойственны большие скорости скольжения, превышающие окружную скорость червяка, и, как следствие, механическое изнашивание, в частности изнашивание при заедании и усталостное изнашивание. Поэтому при выборе материалов червячной пары необходимо обеспечить хорошие антифрикционные и противозадирные свойства. Наилучшие результаты достигаются при сочетании высокотвердой стальной поверхности с антифрикционным материалом, обладающим необходимой объемной прочностью, например бронзой.
В малоответственных передачах червяк делают из среднеуглеродистых сталей (например, марок 45, 40Х и др.), подвергнутых нормализации или улучшению, причем твердость активных поверхностей витков Н < 320 НВ. Более высокая нагрузочная способность передачи получается, если червяк из среднеуглеродистой стали (например, марок 45Х, 40ХН, 35ХГСА и др.) подвергнуть поверхностной или объемной закалке до твердости Н ≥ 45HRC3. Наилучшие результаты достигаются, если червяк изготовить из низкоуглеродистой стали (например, марок 20Х, 18ХГТ, 12ХНЗА и др.) с последующей цементацией и закалкой до твердости Н ≥ 56HRC3, шлифованием и полированием витков. Червяки из азотируемых сталей (38Х2МЮА, 38Х2Ю и др.) не требуют шлифования витков, а только полируются. Для передач с колесами очень больших диаметров целесообразно червяки делать бронзовыми, а червячные колеса — чугунными.
Конструктивно червяки чаще всего изготовляют заодно целое с валом и лишь в редких случаях — насадными.
В целях экономии цветных металлов червячные колеса чаще всего делают составными: на чугунный или стальной центр насаживается брон-зовый венец по прессовой посадке.
Для неответственных, слабонагруженных и тихоходных передач при скоростях скольжения υs < 2 м/с возможно изготовление червячного колеса из чугуна или пластмасс (текстолит, полиамиды). В случае применения стальных хромированных червяков и чугунного червячного колеса предельная скорость скольжения может быть увеличена.
Наилучшими антифрикционными и противозадирными свойствами обладают оловянные бронзы (например, БрОФ10-1, БрОНФ и др.), однако они дороги и дефицитны, и поэтому применяются только для ответственных передач с высокими скоростями скольжения (υs> 7 м/с). Нагрузочная способность передач с червячными колесами из оловянных бронз лимитируется усталостным изнашиванием и от скорости скольжения практически не зависит, поэтому верхний предел этой скорости для таких передач не ограничивают, а допускаемые контактные напряжения от нее не зависят. Наряду с этим срок службы венцов червячных колес в значительной степени зависит от способа отливки заготовок (в песок, в кокиль, центробежная), поэтому допускаемые напряжения зависят от способа отливки, и кроме того, от твердости активной поверхности витков червяка. Значения допускаемых контактных напряжений [σН0] для червячных колес из оловянных бронз и стальных червяков при базе испытаний циклов нагружения приведены в табл. 3.13. Для определения значения допускаемого контактного напряжения [σН] при заданном числе циклов NK, отличном от базы испытаний, в расчет вводится коэффициент долговечности ZN, тогда
(3.87)
Здесь ; , где п — частота вращения червячного колеса; Lh— заданная долговечность передачи, ч.
Таблица 3.13
Материал и способ отливки | [σН0], МПа, при твердости поверхности витков червяка Н, HRC3 | |
< 45 | ≥ 45 | |
БрОФ10-1, в песок БрОФ10-1, в кокиль БрОНФ, центробежная | 130 190 210 | 225 250 |
Более высокими механическими характеристиками, но существенно худшими (по сравнению с оловянными бронзами) противозадирными свойствами обладают безоловянные бронзы (например, БрАЖ9-4, БрАЖЬН 0-4-4 и др.), поэтому их применяют для менее ответственных передач при скоростях скольжения υs < 7 м/с. Нагрузочная способность передач с червячными колесами из безоловянных бронз (а также из чугунов) лимитируется изнашиванием при заедании и зависит от скорости скольжения. Значения допускаемых контактных напряжений [σн]для червячных колес из чугуна или безоловянной бронзы и стальных червяков выбирают независимо от числа циклов нагружений по табл. 3.14.
Таблица 3.14
Материал | [σН], МПа, при скорости скольжения, м/с | |||||||
червяка | червячного колёса | 0,25 | 0,5 | |||||
Сталь 20; 20Х, цементированная (Н > 45HRC,) Сталь 45, Ст.6 Сталь закаленная | СЧ15, СЧ18 СЧ15, СЧ18 БрАЖ9-4 | ─ | ─ ─ | ─ ─ | ─ ─ |
Допускаемые напряжения изгиба [σF]для зубьев червячного колеса устанавливаются в зависимости от материала, способа отливки и характера нагружения (реверсивное, нереверсивное). Значения [σF0]при базе испытаний NHlim =106 циклов нагружений приведены в табл. 3.15. Для определения значения допускаемого напряжения изгиба при расчетном числе циклов NК табличное значение [σF0] следует умножить на коэффициент долговечности YN, равный
;
если , то его принимают равным базе испытаний ; если , то принимают .