Влияние качества поверхности на эксплуатационные свойства деталей машин
Общие понятия и определения
Качество поверхностей деталей машин
Глава 3.
Под качеством поверхности понимают геометрическую характеристику поверхности и физическое состояние поверхностного слоя материала детали.
В геометрическую характеристику включают, кроме показателей оценивающих микрогеометрию (шероховатость) поверхности, еще показатели волнистости. При этом под волнистостью понимают периодически повторяющиеся неровности поверхности, величина которых (шаг, высота) занимает промежуточное положение между шероховатостью (микрогеометрией) и погрешностью формы (макрогеометрией).
Под поверхностным слоем понимают прилежащий к поверхности слой материала, физическое состояние которого, оцениваемое структурой, твердостью и другими показателями, отличается от состояния нижележащего основного материала.
Анализ функционирования деталей машин убедительно показывает, что правильно сконструированные и эксплуатируемые изделия не выходят из строя из-за поломок. Если и возникают поломки, аварии, катастрофы, то их причины всегда связаны с чрезвычайными обстоятельствами, а не с нормальными условиями эксплуатации. Вместе с тем, очевидно, что срок службы машин всегда ограничен. Машины выходят из строя из-за причин, связанных с функционированием поверхностных слоев деталей машин и с несовершенством этих слоев. Технологические методы обработки заготовок, непосредственно связанные с проблемой точности, самым решающим образом влияют на качество поверхностных слоев и, следовательно, формируют качество всей машины.
Под термином качество поверхностного слоя понимают единство трех показателей: шероховатости поверхности, ее волнистости и физико-механических характеристик слоя. Хотя эти показатели рассматривают раздельно, они оказывают взаимное влияние друг на друга. В зависимости от служебного назначения детали определяющим становится то один, то другой показатель.
При оценке качества, поверхностного слоя необходимо рассмотреть его строение. Можно выделить условно отдельные части граничного слоя, который в собранной машине контактирует с сопрягаемой деталью. Его положение существенно отличается от положения атомов, находящихся в глубинных слоях. Атомы глубинных слоев со всех сторон окружены другими атомами и, следовательно, уравновешены силовыми полями. Такие атомы находятся в состоянии устойчивого равновесия. Атомы же, лежащие на поверхности, испытывают воздействие только соседних и нижележащих атомов. Поэтому они находятся в неустойчивом, неуравновешенном состоянии, а граничный слой обладает запасом свободной поверхностной энергии. Часть поверхностной энергии (потенциальная энергия) затрачивается на деформирование кристаллической решетки, а вторая часть (кинетическая энергия) — на колебательный процесс атомов граничного слоя.
Повышенная энергетическая активность поверхностного слоя непосредственно связана с его служебными свойствами, поскольку из-за такой активности поверхность адсорбирует элементы окружающей среды и прежде всего пары воды, газы, жиры и др. Это обстоятельство влияет на контакт детали с другими поверхностями. Толщины адсорбированных слоев составляют от нескольких микрометров до их тысячных долей.
|
|
Рис. 3.1. Схема поверхностного слоя (а) и модель строения поверхности (б)
Адсорбированные пары (жидкость) проникают в тонкие трещины (рис.3.1, а), которые всегда имеются на поверхности. Жидкость создает в капиллярах высокое давление, в результате чего нарушается прочность поверхностного слоя, так как отдельные кристаллиты испытывают микросдвиги. Из-за несовершенства граничного слоя в связи с точечными дефектами (рис.3.1, б) его отдельные участки обладают различной химической активностью. На поверхности детали имеются миллионы участков типа показанных на схеме. Различные химические соединения, возникающие на поверхности детали, в большинстве представляют собой оксиды.
Ниже граничного располагается слой, свойства которого определяются его спецификой, связанной с сильно деформированными частицами материала. Такое деформирование произошло из-за технологического воздействия инструмента на поверхность в ходе предшествующих операций. Между измельченными кристаллитами поверхностного слоя находится прослойка, которая состоит из основного металла с большим количеством дислокаций, а также из различных примесей, концентрирующихся по границам зерен.
Примеси в металлах — это распределенные по всему объему поверхностного слоя инородные атомы. Их присутствие вызывает искажение кристаллической решетки, они оказывают очень сильное влияние на механические, физические, магнитные и другие свойства поверхностей деталей.
Поскольку на поверхностные слои заготовок воздействуют различные инструменты, то напряжения здесь будут отличаться от напряжений в сердцевине материала. Возникновению напряжений способствуют также фазовые превращения, местный нагрев. Такие напряжения уравновешиваются только в пределах определенных областей, когда степень деформирования или иные воздействия не являются однородными. Напряжения весьма существенно влияют на служебные свойства деталей.
Велико влияние износа поверхностных слоев на качество деталей и машин. Если транспортная машина массой 3...5 т теряет в ходе эксплуатации 3...4 кг, а подшипник качения массой 10...14 кг — 20...30 г, то такие объекты полностью утрачивают свою работоспособность. Шпиндели непрецизионных станков массой 10... 12 кг уже не могут эксплуатироваться на подшипниках скольжения после изнашивания их поверхности на доли граммов. Износ деталей машин приводит к понижению их точности, увеличению динамических нагрузок, уменьшению коэффициента полезного действия, снижению прочности. Вследствие износа выходит из строя 80 % машин. На ремонт машин затрачивают огромные средства, значительная часть которых расходуется на транспортные машины.
Износ деталей машин в значительной степени зависит от шероховатости поверхностей сопряжения. В период приработки деталей, изготовленных практически из любых материалов, износ определяется особенностями данного метода обработки поверхностей. Назначение и обеспечение на практике оптимальных параметров шероховатости поверхностей позволяет уменьшить период приработки в 2— 2,5 раза.
Многочисленными исследованиями установлено, что усталостные разрушения также начинают зарождаться на поверхности. Явления усталости тесным образом связаны с шероховатостью поверхности и физико-механическими характеристиками поверхностного слоя. Чем меньше шероховатость, тем выше при прочих равных условиях усталостная прочность, поскольку каждая неровность поверхности является концентратором напряжений и очагом разрушения. Концентрация напряжений зависит не только от глубины микроследов (рисок) от воздействия инструмента, но и от формы этих следов.
Характеристики поверхностных слоев непосредственно связаны с контактной жесткостью, виброустойчивостью, коррозионной стойкостью, прочностью сопряжений, плотностью соединений, теплоотражением, прочностью сцепления с покрытием, сопротивлением обтеканию газами и другими эксплуатационными показателями.