ВОДНЫЙ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ И АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ
Характеристика электромобилей
Тип и модель | Фирма, страна | Запас хода, км | Максимальная скорость, км/ч |
Легковой «зум» | «Матра» (Франция) | ||
Легковой «импакт» | «Дженерал моторе» (США) | ||
Легковой «БМВ-Е1» | «БМВ» (Германия) | ||
Легковой «мерседес 190Е» | «Мерседес-Бе нц» (Германия) | ||
Легковой «ФЭВ» | «Ниссан» (Япония) | ||
Грузовой «пикап Е» | «Шкода» (Чехия) | 60-80 | |
ВАЗ-21087 | «АвтоВАЗ» (Россия) | 200-280 |
кузова — пластмассы, поддающиеся регенерации. Электромобиль комплектуется бесконтактным зарядным устройством. Система управления энергообеспечением будет контролировать рабочие характеристики электромобиля с помощью датчиков. Эти данные будут обрабатываться бортовым микрокомпьютером с целью прогнозирования пробега на разных режимах движения и снижения затрат электроэнергии. Шины электромобиля легче стандартных и их сопротивление качению уменьшено на 30%.
Таким образом, развитие электромобильного транспорта показывает, что автомобильная промышленность практически готова к созданию электромобиля, конкурентоспособного современному автомобилю с двигателем внутреннего сгорания.
Загрязнение среды обитания водным транспортом происходит по двум каналам: морские и речные суда загрязняют биосферу, во-первых, отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, и, во-вторых, выбросами в случае аварий токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические установки судов (в основном дизельные двигатели) загрязняют газами атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воды рек, морей и океанов (подробнее этот вопрос будет рассмотрен в главе 12).
В 1983 г. вошла в силу международная конвенция по предотвращению загрязнения морской среды. В 1974 г. государства Балтийского бассейна подписали в Хельсинки Конвенцию по защите морской среды Балтийского моря. Это было первое международное соглашение на региональном уровне. В результате проведенной работы содержание нефтепродуктов в открытых водах Балтийского моря к 1990 г. снизилось в 20 раз по сравнению с 1975 г. К началу 80-х годов в открытых районах Черного моря концентрация нефтепродуктов снизилась в 2 раза, а в Азовском — в 14 раз по сравнению с 1977 г.
Во всем мире разрабатываются системы механического сбора нефти и мусора с поверхности воды, химического воздействия на нефтяные пленки и биологического разложения пленок.
Хотя железнодорожный транспорт, точнее, его подвижной состав, оказывает неблагоприятное воздействие на все звенья биосферы, его влияние по сравнению с автомобильным существенно меньше, во-первых, потому, что это один из самых экономных видов транспорта по расходу топлива на единицу работы, и, во-вторых, в связи с широкой электрификацией железных дорог.
Серьезной альтернативой автомобилю и автобусу могут стать транспортные средства на магнитной подвеске. Основные преимущества этих средств с позиции экологии — отсутствие загрязнения воздуха и практическая бесшумность. Высокая скорость и плавность хода (отсутствие толчков и вибраций) позволяет полагать, что этот вид транспорта получит большое распространение во все видах сообщений: городском, пригородном и международном.
Специалисты считают, что в XXI в. на основе широкого применения сверхпроводников будут созданы бесшумные, безопасные поезда на магнитной подвеске, которые смогут успешно соревноваться по скорости с самолетами. В 1988 г. построили первые экспер магнитоплана весят около 17 т и рассчитаны на 44 пассажира. Максимальная скорость поезда 400 км/ч. Другой «магнитоплан» создан в ФРГ. Он называется «трансрэпид». Вместимость одного вагона, который весит около 100 т, — 96 человек. На трассе 40 км максимальная скорость, показанная в ходе испытаний, — 400 км/ч. Западногерманское правительство приняло решение начать эксплуатацию «трансрэпида» в конце XX — начале XXI столетия. Такой же поезд по существующим планам должен связать Лос-Анджелес и Лас-Вегас.
Общий выброс токсических веществ аппаратами гражданской авиации может быть приблизительно оценен объемом потребляемого авиацией топлива, который составляет примерно 4 % общего расхода топлива на всех видах транспорта. Таким образом, доля загрязнений, вносимых авиатранспортом в атмосферу, невелика, и к тому же токсичные вещества рассеиваются в пределах больших пространств. Тем не менее во многих странах проводится работа по снижению содержания токсичных компонентов в отработавших газах в соответствии с жесткими нормами, разрабатываемыми Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Ведутся работы по уменьшению потребления топлива, а также поиск более экологически чистых видов топлива. Признается перспективным в качестве топлива для воздушного транспорта использовать водород.
С точки зрения охраны окружающей среды тенденции развития транспорта выглядят следующим образом.
· Железные дороги полностью переходят на электрическую энергию.
· Автобусы городского транспорта заменяются троллейбусами и бесшумными трамваями.
· Автотранспорт в городах заменится электромобилями или солнцемобилями.
Лекция 8