ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Лекция 7.

 

Наряду с энергетикой, промышленностью, сельским хозяйством и строительством на окружающую среду существенное воздей­ствие оказывает транспорт. Транспорт всегда играл важную роль в жизни человечества, но особенно его роль возросла в XX в. Рассто­яние между любыми двумя точками земного шара можно преодо­леть за несколько часов.

Различают следующие основные виды транспорта: автомобиль­ный, воздушный, железнодорожный, морской, речной, магист­ральный трубопроводный (нефтепроводы и газопроводы).

В настоящее время земной шар покрыт густой сетью путей сооб­щения. Протяженность магистральных автомобильных дорог мира с твердым покрытием превышает 11,5 млн км, воздушных линий — 5,3 млн км, железных дорог — 1,3 млн км, трубопроводов — около 1 млн км, внутренних водных путей — 600 тыс. км. Транспорт стал одной из крупнейших отраслей народного хозяйства. На транспор­те занято 9 % всех работающих в народном хозяйстве, транспор­том потребляется примерно 13% топливно-энергетических ресур­сов, расходуемых в народном хозяйстве. Большую долю транспорт­ной работы выполняет промышленный транспорт, в составе ко­торого примерно 30 — 35% перевозок совершают железные доро­ги и около 60% — автомобили, а оставшиеся 5 — 10% — конвей­ерные виды (трубопроводы, транспортеры, канатные дороги), а также речные и морские суда.

Воздействие различных видов транспорта на окружающую сре­ду происходит различными путями.

Современным крупным аэропортам тре­буется, как правило, 25 — 50 км2 площади. Аэропорт в Далласе (штат Техас в США) занимает 70 км2. Добавим к этому, что примерно 120 км2 в зоне современного аэропорта становятся непригодными для заселения в основном по условиям безопасности полетов и чрезмерного шума.

 

Кардинально решает проблему экономии площадей строитель­ство железных и автомобильных дорог на эстакадах и особенно под землей. Но такие сооружения существенно повышают сто­имость транспортных сооружений: на эстакадах — в 1,5 — 2 раза, под землей — $ 3 — 4 раза. Во многих городах мира на эстакады подняты автомобильные и железные дороги, а также линии мет­рополитена. На эстакаду поднята скоростная железная дорога между Токио и Осака. С целью экономии площадей сооружаются также многоэтажные и подземные* гаражи и стоянки автомобилей. В Же­неве, например, подземный гараж размещен даже под частью площади озера. Строятся подземные железнодорожные вокзалы. Примером грандиозного подземного вокзала может служить но­вый вокзал в Токио. Уже давно практикуется использование тер­риторий, отвоеванных у моря. Наибольший опыт в этом отноше­нии накопили Нидерланды, примерно 1/3 территории которой когда-то была дном моря. Сегодня в Нидерландах изучаются и ре­ализуются возможности строительства новых островов в Север­ном море для размещения аэродромов, причалов для погрузки и разгрузки супертанкеров, а также мусоросжигательных станций и заводов по переработке отходов производства и быта.

В Японии значительная часть эстакады монорельсовой дороги, связывающей центр Токио с аэропортом, проходит не над бере­гом, а непосредственно над морем вдоль берега. Там же созданы искусственные острова. Токио и Осака частично стоят на земле, отвоеванной у моря. Голландский метод осушения территории с помощью дамб был использован в США при сооружении аэро­дрома в Чикаго на берегу озера Мичиган, а также в Великобрита­нии на ряде островов.

Все виды транспорта в той или иной степени вызывают загряз­нение водного бассейна. Наиболее распространенными загрязни­телями, которые вводятся транспортом в гидросферу, являются нефть и нефтепродукты. Эти загрязнения усиливаются из-за ава-

рий танкеров, перевозящих нефть. К 70-м годам XX в. многие круп­ные реки и озера оказались в той или иной степени загрязненны­ми. Загрязнена нефтью вода многих морей, особенно в бассейне Средиземного моря, в частности в районах Неаполя, Венеции, Генуи, Марселя. Нефтяная пленка задерживает на 35 — 40% ульт­рафиолетовое излучение и тем самым снижает фотосинтез и образо­вание биомассы в океане. Она же затрудняет обмен кислородом меж­ду гидросферой и атмосферой, а находящаяся в воде 1 т нефти по­глощает почти весь кислород, растворенный в 400 тыс. т воды. Нефть не только плавает, но и тонет, отравляя глубинные массы воды. Уже сегодня ущерб по объему морепродуктов, которыми пользуется че­ловек, оценивается в 20 млн т в год, или около 25%.

Транспорт вместе с промышленностью являются в настоящее время главными источниками загрязнения воздушного бассейна. Особую ответственность несет автомобильный транспорт. По аме­риканским данным, в 1960 г. на его долю приходилось более 55 % общей массы загрязнителей, при этом особенно много выбрасы­вается окиси углерода (81 %). Иными словами, транспорт выделя­ет значительную часть загрязнителей, приходящихся на энергети­ку, промышленность и прочие сферы экономики.

Современный автомобиль для сгорания 1 кг бензина расходует около 200 л кислорода. Это больше объема кислорода, вдыхаемого человеком на протяжении суток. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год автомобиль сжигает 1,5 — 2 т топлива и 20 — 30 т кислорода. Реактивный пассажирский самолет при перелете из Парижа в Нью-Йорк тратит 35 т кислорода.