Конструкции компрессоров.
Рис.8.3 Многоступенчатые схемы поршневых компрессоров.
Рис. 8.2 Схема поршневого компрессора
При движении поршня влево (см.рис.8.2) объем правой рабочей камеры Vпувеличивается, атмосферным давлением открывается всасывающий клапан и в нее поступает воздух, как это показано стрелками и сплошными линиями. В это же время объем левой камеры Vл уменьшается и происходит сжатие поступившего в нее из атмосферы воздуха (всасывающий клапан левой камеры закрыт). Как только давление воздуха в левой камере превысит давление в пневматической сети (воздухосборнике), откроется нагнетательный клапан левой камеры и сжатый воздух вытеснится в пневмосеть. При обратном движении поршня закрыт нагнетательный клапан левой камеры и через всасывающий клапан в нее поступает атмосферный воздух, а в правой камере происходит процесс сжатия и вытеснения воздуха (движение воздуха показано пунктирными линиями).
Клапаны компрессора - бесприводные пружинные, открывающиеся под действием перепада давлений между внутренней полостью рабочих камер и окружающей средой. Поэтом давление сжатого воздуха в цилиндре перед его вытеснением зависит от противодавления в пневмосети.
Цилиндр компрессора, схема которого приведена на рис.8.2, называют цилиндром двойного действия, так как при одном полном обороте коленчатого вала происходит два рабочих цикла в компрессоре. В цилиндре простого действия одна из торцевых частей открыта, отсутствуют соответствующие крышка и система клапанов, а преобразование энергий происходит в одной камере В таком компрессоре за один двойной ход поршня происходит один рабочий цикл, включающий в себя процессы всасывания, сжатия и вытеснения воздуха. Привод компрессора простого действия, как правило, бескрейцкопфный (отсутствуют шток 6 и крейцкопф 7, а шатун 8 непосредственно соединяют с поршнем 5), в отличие от крейцкопфного привода компрессора двойного действия.
Высокую степень повышения давления получают за счет многоступенчатых схем (рис.8.3), когда воздух поочередно проходит через несколько рабочих камер компрессора.
Двухступенчатое сжатие, наиболее распространенное напрактике, может быть реализовано в компрессоре с дифференциальным цилиндром (рис.8.3,а) или путем последовательного соединения двух цилиндров по схеме тандемкомпрессора (рис.8.3,б) или рядного компрессора(рис.8.3,в). Взаимное расположение цилиндров, помимо рядного, может быть угловым (рис.8.3,г), V-образным (рис.8.3,д) и оппозитным(рис.8.3,е).
В компрессорах большой производительности применяют параллельное соединение цилиндров, приводимых в действие общим коленчатым валом. Такие компрессоры называют много цилиндровыми. Они подразделяются на однорядные и многорядные с угловым, - образным и оппозитным взаиморасположением рядов. По ориентации цилиндров в пространстве однорядные компрессоры подразделяют на вертикальные и горизонтальные. Кроме того, в зависимости от производительности компрессоры могут иметь водяной или воздушный отвод тепла от стенок цилиндра.
Стационарные пневматические установки горных предприятий до последнего времени комплектовали преимущественно вертикальными и горизонтальными компрессорами. Причем последние имели рядное П-образное исполнение, при котором ряд цилиндров располагается по одну сторону от оси вращения коленчатого вала, а приводной двигатель размещен между шатунно-поршневыми группами цилиндров высокого и низкого давлений. Среди П-образных горизонтальных компрессоров наибольшее распространение получили компрессоры типа 1ВГ производительностью 60 м3/мин, а также типа 2ВГ, 55В, 55ВМ и 5Г-100/8 производительностью 100 м3/мин. Все перечисленные компрессоры рассчитаны на номинальное давление 8 бар.
Среди вертикальных наиболее распространены крейцкопфные компрессоры типа В-300-2к и 2Р-20/8 производительностью соответственно 40 и 20 м3/мин. при давлении сжатого воздуха 8 бар. На ряде горных предприятий эксплуатируются вертикальные крейцкопфные компрессоры типа 200-B-I0/3 (Q= 10 м3/мин, р=8 бар).
В последние годы проводится унификация воздушных компрессоров общего назначения с дальнейшим усовершенствованием их конструкций, в связи с чем горизонтальные и вертикальные компрессоры перечисленных марок сняты с производства. Стационарные пневматические установки вновь вводимых горных предприятий оборудуют новыми горизонтальными компрессорами, выполненными по оппозитной схеме, а также прямоугольными и V -образными компрессорами.
При оппозитной схеме цилиндры компрессора располагаются в два ряда по обе стороны от оси вращения коленчатого вала и имеют взаимно противоположное направление движения шатунно-поршневых групп. Равенство сил инерции поступательно движущихся масс и поршневых сил с противоположным их направлением в каждой паре цилиндров обеспечивают высокую степень уравновешенности компрессора, что, в свою очередь, позволяет увеличить частоту вращения коленчатого вала и при прочих равных условиях снизить размеры и массу компрессорного агрегата и его фундамента. В настоящее время промышленность выпускает два типа оппозитных горизонтальных компрессоров: 2M10-50/8 и 4М10-100/8. Производительность компрессоров соответственно составляет 50 и 100 м3/мин при давлении сжатого воздуха 8 бар. Буквенный индекс обозначает многорядное исполнение компрессора, цифра перед буквенным индексом - количество цилиндров, а после буквенного индекса — величину поршневой силы в десятках тысяч ньютонов. Все основные узлы обоих компрессоров унифицированы.
Компрессор 4М10-100/8 (рис.8.4) монтируют на чугунной литой фундаментной раме 1 прямоугольной формы. К раме жестко крепятся кронштейны 6, в которых размещены направляющие крейцкопфов. Цилиндры I-3 и II 3 ступеней снабжены передними 9 и задними 10 крышками. В полостях корпусов цилиндров и крышек циркулирует охлаждающая вода.
Рис.8.4 Компрессор 4М10-100/8
Поршень 2 I-ой ступени имеет сварную конструкцию, а поршень 2 II -ой ступени — чугунный литой. Отверстия в задних крышках цилиндров через которые проходят штоки 5 загерметизированы металлическими сальниками 4 с плоскими уплотняющими элементами. Клапаны I ступени 7 размещены в крышках цилиндра, а II ступени - в корпусе. Клапаны обеих ступеней унифицированы.
Компрессор имеет две автономные системы смазки. Смазка стенок цилиндров осуществляется лубрикатором. Для подачи масла к трущимся элементам механизма движения используется шестеренчатый насос.
Производительность компрессора регулируется перепуском воздуха с нагнетательной стороны во всасывающую по байпасу Б, снабженному перепускными клапанами ПК.
Компрессорные агрегаты 2MI0-50/8 и 4MI0-I00/8 комплектуют синхронными двигателями с частотой вращения 500 об/мин и мощностью соответственно 320 и 630 кВт. Для устранения резонансных явлений во всасывающем и нагнетательном трубопроводах в связи с пульсирующей подачей воздуха перед первой ступенью и после второй ступени компрессора устанавливают специальные буферные емкости.
Для стационарных пневматических установок разработан ряд компрессоров типа ВП (воздушный, прямоугольный) производительностью от 6 до 100 м3/мин при давлении сжатого воздуха от 8 до 220 бар. В настоящее время освоены промышленностью и применяются на горных предприятиях, двухступенчатые прямоугольные компрессоры типа ВП-10/8, ВП-20/8, ВП-30/3 и ВП-50/3. Намечен выпуск компрессора ВП-100/8. Цифры в числителе после буквенного индекса обозначают подачу компрессора в м3/мин, а в знаменателе — давление сжатого воздуха в барах.
На ряде обогатительных фабрик для специальных технологических целей используют трехступенчатые компрессоры ВП-20/18 и ВП-20/35.
На рис.8.5 показана конструкция компрессора 205 ВП-20/35, являющаяся типовой для всех прямоугольных компрессоров, базовые узлы которых унифицированы. Число 20 перед буквенным индексом обозначает вторую модернизацию компрессора, 5 - типоразмер базы, характеризуемый усилием, действующим на шток, в десятках тысяч ньютонов.
Цилиндр I 1-ой ступени двойного действия имеет вертикальное расположение. Для герметизации штокового отверстия в задней крышке используются такие же уплотнения 2, как и в компрессоре 4М10-100/8. В опорной раме 8 смонтированы промежуточный холодильник 3, шатуны 4 с крейцкопфами 5 и коленчатым валом II.
Рис. 8.5 Компрессор 205 ВП-20/35
Последний приводится во вращение электродвигателем 12, имеющим специальную конструкцию (ротор двигателя насажен на консоль коленчатого вала, а статор крепится к раме). Цилиндры 2-ой 6 и 3-ий 7 ступеней имеют горизонтальное расположение, соединены по схеме тандем-компрессора простого действия и представляют один общий дифференциальный блок. Лубрикатор 10 обеспечивает смазку цилиндров, а масляный насос - смазку трущихся элементов движения. Клапаны 9 I -ой и II-ой ступеней унифицированы. Охлаждение цилиндров — водяное.
Вертикальный четырехцилиндровый двухступенчатый компрессор К-9м (рис.8.6) используют на передвижных пневматических установках ПК-10, КС-9 и ДК-9м.