Политики.

Лекция № 2. Политика, ее природа. Субъекты и объекты, цели и средства

1. Происхождение политики.

2. Сущность и свойства политики.

3. Виды политики.

4. Взаимоотношения политики с другими сферами общества.

Политика существовала не всегда. Ее появление отражает процесс усложнения социальной жизни, обусловленного постоянным развитием человеческих потребностей и общественного разделения труда.

Так, примитивные общества охотников и собирателей не знали политики. Неразвитость материального производства обусловливала примитивность потребностей, сводившихся к возможности физического выживания. Нерасчлененность потребностей объяснялась неспособностью отдельных индивидов к самостоятельному существованию, их зависимостью от «целого» (рода, племени). Сами эти общества еще не выделились из природы, а существовали, приспосабливаясь к ней и используя готовые таю-

ды (пища, естественные жилища и т. д.). Взаимодействия внутри подобных образований были основаны на естественных связях (кровнородственных отношениях), регулировались религиозными нормами, обычаями, традициями.

Постепенное выделение из природы и создание искусственной среды обитания разрушали естественно-природный характер взаимосвязей внутри примитивных обществ. Господство «целого» над отдельным индивидом ослабевало по мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему и постепенного разложения родоплеменной организации. Уже в садоводческих обществах (4 тыс. до н. э.), по мнению американских социологов Г. Ленски и Дж. Ленски, появляются политические структуры, отражающие процесс социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Эти общества включают от двух до четырех социальных слоев, множество кланов. Хотя доминирующее значение в организации социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже начали формироваться политические институты (лидеры, советники, аппарат принуждения).

Политика становится самостоятельной сферой в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование орудий производства (в частности, создание металлического плуга) и использование животных в качестве тягловой силы позволили производить продуктов больше, чем было необходимо для непосредственного потребления. Прибавочный продукт заметно расширил возможности человека по развитию экономики. Его производительное использование способствовало развитию обмена, торговли, ремесел, городов. Выделение частной собственности стало принципиально важным моментом в развитии социальной жизни - оно привело к обособлению отдельного человека, который превращался в автономную личность, независимую от власти «целого» (рода, племени). Самостоятельный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, пришедшего на смену «естественному обществу».

Поведение автономной личности уже не определяется жестко родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимосвязи вышли за пределы общины, рода. Социальный статус обособленного человека определяется его экономическими возможностями, богатством, престижем. Однако обособление личности с необходимостью требует формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение ее прав, свобод и самостоятельности.Дифференцированная структура интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала иных средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие щютиворечия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, нравов, традиций, религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказываются недостаточными для преодоления конфликта интересов. А между тем потребность в защите и обеспечении прав и свобод самостоятельного индивида, в упорядоченном взаимодействии ©го с другими индивидами значительно возрастает. Следовательно, там и тогда, где и когда нет естественного согласия, но существует потребность в согласованном поведении, возникает политика.

"Политика" одно из наиболее употребимых слов в общест венном лексиконе. Первые определения политики появились в Древней Греции. Тогда же наметились и первые разногласия, получившие развитие в дальнейших дискуссиях. Существует множество определений политики. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: "Лишь немногие могут творить политику, но су дить о ней могут все". Мы говорим о политике государства, о поли тике партий, о семейной политике и т.д. Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или же су ществует разница в содержании понятия "политика" применитель но к каждому из них? Что такое политика? Чем она отличается от других сфер жизни? Какие области человеческой жизнедеятельнос ти связаны с политикой? Термин "политика" (греч. politika - государственные и общественные дела; polis - город-государство) получил распростране ние под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика". Политика - неустранимый аспект общественного существова ния. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению проти воречий, когда требования оказываются конфликтными, по власт ному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обли чьях - в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влия ния - политика может обнаруживаться внутри любой обществен ной группы. Необъятен диапазон представлений о политике. Вот лишь неко торые ее определения: "Политика означает стремление к участию во власти или оказа нию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" (М. Вебер). Политика есть "область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего клас са", "концентрированное выражение экономики" (В.И. Ленин). "Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть полити ка" (О. Шпенглер). "Изучение политики есть изучение влияния и влияющего ... иными словами, кто что получает, когда и как" (Г. Лассуэлл). "Политика - борьба интересов, маскируемая под борьбу прин ципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды" (А.Бирс). "Политика - это процесс управления" (О. Ренни). "Политика - властное распределение ценностей внутри обще ства" (Д. Истон). Изучение политики есть изучение принятия общественно зна чимых решений" (Р. Шнайдер). Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания Анализ различных подходов к теоретической интерпретации по литической сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном ха рактере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных ас пектов: 1) как сфера общественной жизни; 2) как один из видов ак тивности социальных субъектов; 3) как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.). В первом аспекте политика предстает в контексте структуры об щества как его элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль. Начиная с Аристотеля за политикой как за автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господ ства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами. Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпрета цией как способа совокупной и индивидуальной активности соци альных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность ее субъектов, занимающихся политической деятельностью "по случаю", "по со вместительству" и "профессионально". Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. Французские ис торики периода Реставрации и марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. В XX в. раз рабатываются концепции "конфликта-консенсуса", характери зующие политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий. Для анализа политического феномена некоторые ученые прибе гают к более удобным и адекватным понятиям, выделяя используе мые в английском языке категории " polity ", " policy ", " politics ", ко торым в русском языке нет емких понятийных аналогов. С понятием polity связывают институциональное измерение по литики, установленное конституцией, правом, традициями в форме парламентов, правительств, судов и т.д. Понятие " policy " увязыва ется с нормативной ипостасью политического в форме политичес ких потребностей и интересов, политических ценностей и целей, политических программ и доктрин (здесь все направлено на уясне ние технологии принятия политических решений). И, наконец, с по нятием " politics " связано процессуальное истолкование политичес кого, когда речь идет о процессе политического волеизъявления, имеющего интеллектуальные, волевые, оценочные и социально- психологические формы. В структуре политики выделяются форма, содержание и процесс (отношения).

Форма политики - это ее организационная структура (государ ство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устой чивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мо тивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. В политическом процессе находит отражение сложный, много субъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

1. Низший уровень включает решение местных проблем (жи лищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями.

2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциа циями, заинтересованными в экономическом развитии своего ре гиона.

3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов лена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными яв лениями, отношениями и сферами).

Многообразны и функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество). Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит корнями в то далекое время, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божест венном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Примерно с середины первого тысячеле тия до новой эры политическое сознание стало постепенно приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические воззрения, концепции, составляя часть единого философского знания. Этот процесс связан прежде всего с творчеством таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, кото рые заложили основы собственно теоретических исследований политики. Определенный общественный процесс, взаимоотношения между группами, сообществами и обществами, а также внутри этих объединений людей по поводу различных проблем и прежде всего по поводу власти. Определенный набор согласованных и взаимно приемлемых процедур выработки решений, обязательных для групп и сообществ внутри страны и между государствами на международной арене. Процесс урегулирования конфликтных ситуаций. Метод достижения решений определенного типа – в интересах всего общества, а не его отдельных групп; в принятии решений по тем или иным проблемам общественной жизни принимают участие и многие социальные институты, находящиеся вне сферы политики: рынок, судебная система и т.д. Обнародование программы действий в той или иной сфере жизни; для их реализации необходимо, чтобы намеченные цели пользовались общественной поддержкой.«Политика — это искусство жить вместе» (Платон).

Политика есть такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Область политики охватывает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность политических партий, избирательную систему, механизм принятия политических решений и политический процесс.

Субъектами политики выступают граждане, лидеры, социальные группы, государства и их объединения. Объект политики — политическая власть.

Политика как деятельность предполагает определение долгосрочных (стратегических) и текущих (тактических) целей развития общества, отдельного региона или города.

Реализация политических целей осуществляется специфическими политическими методами. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил, используемых в практической деятельности. Политические методы — это средство убеждения, аргументированного доказательства, учета общественного мнения, интересов различных классов, социальных, национальных, социально-демографических групп населения, демократический стиль поведения политических лидеров. Важнейшим методом политической деятельности является системный подход в процессе подготовки и принятия политических решений. Важную роль играет метод прогнозирования на основе анализа имеющегося опыта.

Итак, в общем виде политика – процесс разрешения тех или иных конфликтов в группах, сообществах и обществе в целом, основанный на использовании приемлемых для всех процедур для данного общества решений.