Структура нематериальных активов по срокам полезного использования

 
Показатели Срок полезного использования (лет) Итого  
  >10    
Нематериальные активы тыс. руб. - - - - -  
в % к итогу -- 11,8 -- I- 52,8 6,8 15,3 0,7 -- - 12,6  
                           

Из таблицы видно, что средний срок полезного использования результатов интеллектуальной собственности составляет 5 - 7 лет. В современных условиях это нормальный срок «жизни» промышленного новшества. Более 10-летнего срока полезного использования имеют нематериальные активы: права на пользование землей, природными и иными ресурсами. В структуре нематериальных активов их доля составляет 12,6%, что в условиях РФ является приемлемой величиной. В странах с дефицитом трудовых ресурсов и земли этот показатель значительно выше.

При анализе структуры выбытия нематериальных активов объекты группируют по следующим направлениям:

- выбыло в отчетном периоде нематериальных активов - всего тыс. руб.,

в том числе по следующим причинам:

· а) списание после окончания срока службы;

· б) списание ранее установленного срока службы;

· в) продажа (уступка) исключительных прав;

· г) безвозмездная передача нематериальных объектов.

При оформлении хозяйственных операций по выбытию нематериальных активов финансовый менеджер должен сосредоточить свое, внимание на вариантах минимизации потерь от выбытия.

Престижность или значимость нематериальных объектов может быть оценена только экспертным путем. Существует множество факторов, сдерживающих реализацию исключительных особенностей, или свойств, характерных для этих объектов. К таким факторам относятся: несвоевременность новшества, дороговизна, чрезмерная исключительность, ограниченный круг потребителей, недостаточная правовая защищенность. Поэтому эксперты используют в качестве основного критерия престижности нематериальных объектов спектр возможного полезного использования их свойств на трех уровнях: международном, общенациональном, отраслевом или региональном.

Вложения капитала в нематериальные активы по степени ликвидности и риска могут быть оценены по трем категориям: высоколиквидные, ограниченно ликвидные, низколиквидные. Эта классификация относительна. В целом вложения капитала в нематериальные активы при оценке ликвидности имущества предприятия принято относить к низколиквидным, т.е. их реализуемость ниже реализуемости основных и оборотных активов.

Поэтому при необоснованном увеличении доли нематериальных активов в имуществе предприятия структура баланса ухудшается. Снижаются показатели текущей ликвидности, снижается фондоотдача внеоборотных активов и замедляется оборот всего капитала предприятия.

Рост нематериальных активов неизбежно приводит к уменьшению величины собственного оборотного капитала. В результате ухудшаются показатели обеспеченности предприятия оборотными средствами. Финансово-эксплуатационные потребности покрываются за счет заемных и дополнительно привлеченных источников, что создает финансовое напряжение и вызывает трудности в финансировании текущей операционной деятельности предприятия.

Нематериальные активы приобретаются с целью получения экономического эффекта от их использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. В большинстве случаев вложения в нематериальные активы представляют собой вложения в объекты промышленного применения - покупка лицензии на использование технологии изготовления продукции; расходы по оказанию технической помощи и инженерных услуг по проектированию и размещению производственных мощностей, организации управления технологическими процессами, сбыту и обслуживанию лицензированных изделий. Поэтому эффективность этих вложений должна рассматриваться с позиций повышения доходности производства.

Расчет эффективности использования нематериальных активов сопряжен с большими трудностями и требует комплексного подхода.

Эффект от приобретения предприятием права использования запатентованного производственного опыта и знаний, а также «ноу-хау» (незапатентованного опыта) может быть определен только по результатам реализации предприятием продукции, произведенной с использованием лицензии и «ноу-хау». Однако объем продаж зависит от множества других факторов (цены, спроса, качества товара) и выявить действие каждого из них очень трудно.

Эффективность приобретения лицензий и «ноу-хау» зависит также от размеров единовременных платежей за них; от сроков финансирования и объема капитальных вложений предприятия в производственные и прочие фонды; текущих расходов, связанных с изготовлением и сбытом лицензируемой продукции.

Результатом использования лицензии может быть вся выручка от реализации продукции, если ее производство невозможно без данной лицензии. Результатом может быть также только часть продукции, определяемая по стоимости узлов и деталей, изготовленных по новой технологии и входящих в состав изделия, или реализуемых отдельно. Результатом может быть часть выручки от реализации продукции, полученная, за счет повышения качества продукции и соответствующей надбавки в цене товара. Результатом может быть прирост выручки за счет повышения конкурентоспособности продукции и расширения в этой связи рынков сбыта. Результатом может быть экономия капитальных вложений за счет отказа от проведения собственных исследований и разработок, что ведет к росту фондов накопления. Результатом может быть экономия текущих затрат за счет сокращения длительности производственного цикла, снижения норм расхода материальных и трудовых затрат на производство продукции.

Затраты, связанные с использованием лицензий, складываются из двух частей:

1) из платежей за право пользования лицензиями, осуществляемых в форме единовременных или периодических фиксированных (паушальных) платежей, либо платежей в форме отчислений из прибыли или объема реализации лицензионной продукции (в форме роялти);

Ро́ялти (англ. royalties) — авторский гонорар, периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую публикацию, публичное воспроизведение или другое использование его произведения. Является компенсацией за использование патента, авторского права, и других видов интеллектуальной собственности, выплачиваемой в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права и др. На практике размеры авторского гонорара устанавливаются в виде фиксированных ставок, которые выплачиваются лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. Ставка авторского гонорара устанавливается в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции, её себестоимости, валовой прибыли или определяется в расчёте на единицу выпускаемой продукции. Наиболее распространённым методом является исчисление авторского гонорара в процентах от стоимости продаж продукции.

2) из текущих затрат на производство и сбыт лицензионной продукции.

Поскольку затраты предприятия, связанные с оплатой стоимости приобретаемых лицензий или «ноу-хау», распределены во времени, то возникает необходимость финансового обоснования выбора формы платежей. Затраты будущих периодов дисконтируются и приводятся к начальному периоду платежей. Сравнение затрат, связанных с выплатой роялти и паушальных платежей, может быть вызвано тем, что одной из договаривающихся сторон вследствие острой потребности в наличности выгодно отказаться от крупного первоначального платежа, но пойти на значительно большие затраты в будущем.

Если для расчетов эффективности приобретаемой лицензии или других новшеств нет необходимой информации, то для принятия окончательного решения можно руководствоваться прецедентами прошлых аналогичных сделок.

Конечный эффект от использования нематериальных активов выражается в общих результатах хозяйственной деятельности: в снижении затрат на производство, увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния. Исходя из этого, основным принципом управления динамикой нематериальных активов является формула: темпы роста отдачи капитала. Иными словами, в динамике темпы роста выручки от реализации продукции или прибыли должны опережать темпы роста нематериальных активов.

Таким образом, доходность нематериальных активов может быть повышена за счет увеличения их фондоотдачи и повышения рентабельности продаж.

 

В заключение хочется отметить, что в условиях новой экономики ключевую роль играют знания, интеллектуальный капитал и нематериальные активы. Именно они, а не традиционный финансовый капитал, становятся главным фактором успеха компаний. Увеличивая долю нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг, увеличивая их наукоемкость, компании повышают свою конкурентоспособность.

В заключение необходимо сказать, что проблема коммерческого использования нематериальных активов в современной практике – это комплексная, многогранная проблема, затрагивающая области экономики, права, маркетинга, бухгалтерского и налогового учёта. Она включает в себя правовые, технологические, экономические, производственные, социальные и психологические аспекты. Это как теоретическая, так и прикладная проблема: нематериальные активы могут и должны продаваться, а значит должны иметь и стоимостную оценку.