Понятие, принципы и виды правотворчества

Лекция 7. Правотворчество

Понятие и элементы системы законодательства

Правотворческий орган с учетом потребностей практики, целями и удобством государственного управления в той или иной сфере общественной жизни может по своему усмотрению объединить нормативные акты, поместить нормы различных отраслей права в один акт. На основе этого законодатель формирует систему законодательства – совокупность нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этом смысле система права и система законодательства близки друг другу и в основном совпадают.

Однако между ними есть и различия: первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства – статья нормативного правового акта; в системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования, а отрасли законодательства не имеют единого метода правового регулирования: нормативные правовые акты могут объединять в себе акты различных отраслей права и поэтому регулируются различными методами. В системе законодательства создаются по необходимости такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права, поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.

 

1. Понятие, принципы и виды правотворчества

2. Правотворческий процесс

3. Систематизация законодательства

 

В зависимости от двух типов правопонимания – позитивизма и непозитивизма – понятие правотворческой деятельности обусловлено признанием права и закона как совпадающих либо различных явлений. Позитивизм предполагает, что правотворчество – это деятельность государственных органов по «созданию», «творению» норм права и оформлению их в текст нормативного правового акта. С точки зрения непозитивизма в процессе правотворчества осуществляется «поиск» правовой нормы, существующей помимо законодателя, а затем материализация ее в нормативном правовом акте.

К основным принципам правотворчества относятся: демократизм (участие граждан в правотворческом процессе), законность (соблюдение процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа), научность (научная разработка концепции нормативного правового акта; привлечения к его подготовке как ученых, так и практиков; использование прогнозов о последствиях действия акта), своевременность (точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию).

В зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией, – непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а также правотворчество государственных органов.

По способу придания юридической силы нормативному актунепосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих полномочий передает другому государственному органу, и санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности, в процессе регистрации уставов общественных организаций.

В зависимости от юридической силы нормативного акта, появляющегося в его результате, выделяют законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти (парламента), создающего законы, подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти, наделенных правотворческими функциями, в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.