Несовершеннолетних.
Тема 24. Судебно-психиатрическая экспертиза
Симуляция психических расстройств
Согласно УК РФ, подростки, не достигшие 14-летнего возраста, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. В возрасте 14 – 16 лет они привлекаются лишь за определенные виды преступлений, предусмотренные ст. 20 УК РФ (убийство, изнасилование, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью и др.). Полная уголовная ответственность начинается после исполнения 16 лет.
Особенности психических расстройств у подростков
Выделение экспертизы несовершеннолетних в самостоятельный раздел судебной психиатрии диктуется особым правовым положением подростков, связанным с возрастными особенностями их психики. Возраст 14 – 18 лет, в течение которого происходит половое и психическое созревание, обозначается как пубертатный (переходный). Большое значение имеет темп нарастания и обилие проявлений пубертатного периода. Выделяют ускоренное созревание (акселерация) и замедленное (ретардация). Но наибольшее значение имеет дисгармония развития, при которой половое, психическое и физическое созревание происходит неравномерно, диссоциированно.
Основной особенностью психических расстройств у подростков является сочетание аффективных нарушений с возрастными реакциями протеста, отказа, расстройств поведения, а также специфическими психопатологическими синдромами.
Синдром психического инфантилизма характеризуется задержкой созревания всех сфер психики, выраженной внушаемостью и подражательностью, несформированностью мотивации, нарушением способности к прогнозированию и критике, неуправляемостью поведения.
Синдром фантазирования тесно связан с психической незрелостью, отражает стремление подростка к самоутверждению.
Синдром сверхценных образований, среди которых наиболее часто встречаются сверхценная неприязнь и привязанность, сверхценные идеи мести, сверхценные увлечения, идеи своей неполноценности или переоценки.
Гебоидный синдром характеризуется расторможенностью или извращением влечений, ослаблением или искажением нравственных установок, эмоциональным притуплением, нарастанием жестокости и появлением садистских наклонностей.
Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
Организация судебно-психиатрической экспертизы несовершен-нолетних – это проведение широкого круга мероприятий, направленных на обеспечение социально-правовой и медицинской защиты подростка, совершившего правонарушение. Условия проведения экспертизы:
· Соблюдение законности.
· Обоснованность направления несовершеннолетнего на экспертизу.
· Адекватность выбора вида экспертизы.
· Квалифицированность специалистов, участвующих в производстве экспертизы.
· Использование надежных критериев диагностики и судебно-психиатрической оценки.
· Адекватность рекомендуемых медицинских мер.
Судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних вправе проводить лишь психиатры, имеющие специальную подготовку в области подростковой судебной психиатрии. Экспертиза подростков должна быть: преимущественно комплексной с широким привлечением подростковых специалистов (сексопатолога, эндокринолога, педагога и др.); стационарной – для подследственных и осужденных; амбулаторной – для потерпевших и свидетелей.
Принудительные меры медицинского характера применяются к следующим категориям подростков: 1) совершившим правонарушение в состоянии невменяемости; 2) признанным вменяемым в отношении совершенного преступления, если после его совершения у них наступило психическое расстройство; 3) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; 4) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Несовершеннолетние больные, находящиеся на принудительном лечении, должны регулярно (1 раз в полгода) освидетельствоваться врачебной комиссией.
Таким образом, пубертатный период является наиболее значительным для формирования личности. Именно в этот период начинаются или обостряются хронические психические болезни, происходит бурное формирование психопатий, учащение психогенных реакций и других нарушений. Особенности психического, эндокринного и неврологического развития подростков необходимо знать юристам и учитывать при назначении судебно-психиатрической экспертизы.
Симуляция психических расстройств
Симуляция психических заболеваний – это притворное поведение человека, заключающееся в изображении не существующей у данного лица психической патологии, с целью уклонения от наказания за содеянное преступление. В судебной психиатрии выделяют истинную симуляцию и симуляцию на психопатологической почве.
Истинная симуляция
Истинная симуляция представляет собой сознательное воспроизведение психических расстройств здоровыми людьми. Различают три стадии истинной симуляции у психически здоровых лиц: предварительную (до правонарушения), при совершении деликта (для сокрытия истинных причин правонарушения), после преступления (с целью уклонения от уголовной ответственности). Последняя наиболее часто встречается в следственной практике. В таких случаях подэкспертные охотно сообщают о «припадках» в прошлом, внутренних и внешних «голосах», нарушениях памяти и других подробностях своего «заболевания». Довольно часто симулянты демонстрируют монотонное поведение, невыразительную мимику, суицидальные проявления. При контактах с медицинским персоналом они напряжены, стремятся уйти от ответов на прямой вопрос и дальнейших расспросов, предпринимают попытки прекратить разговор. Их речь, жесты и мимика неадекватны динамике психического заболевания и клиническому состоянию больного в период обострения душевного недуга.
Диагностика симуляции психического заболевания сложна. В таких случаях в судебной психиатрии при обследовании используют различные методы. К ним относятся:
Клинический метод. Сущность его заключается в том, что изучается не только психическое состояние подэкспертного, но и делается сопоставление его с данными анамнеза, анализируется структура психопатологических синдромов и последовательная их смена в динамике заболевания. При этом выделяются нетипичность и несовместимость симптомов – синдромов.
Экспериментально-психологические методики. Основаны на изучении нарочитых ошибок, производимых симулянтами в ходе исследований.
Постоянное медицинское наблюдение (в т.ч. и скрытое) в условиях стационара. Это позволяет обнаруживать промахи и непоследовательность в клиническом изображении симптомов.
Выявление и диагностика психопатологических симптомов, не сочетающихся друг с другом (отказывается от речевого контакта с врачом, но разговаривает с окружающими больными).
Инструментальные и лабораторные исследования (анализы крови и спинномозговой жидкости, электроэнцефалографическая диагностика, например, при симуляции эпилепсии или других судорожных состояний).
Симуляция на психопатологической почве
Такой вид симуляции в судебно-следственной практике встречается в виде аггравации, метасимуляции и сюрсимуляции.
Аггравация заключается в умышленном преувеличении остроты психопатологических симптомов действительно имеющегося психического заболевания или остаточных явлений перенесенного расстройства. Она чрезвычайно распространена среди испытуемых, но чаще встречается у лиц с органическими поражениями головного мозга, у страдающих дебильностью и проявляется в нарочитом преувеличении имеющейся у них интеллектуальной недостаточности, в жалобах на снижение памяти. Притворное поведение у них носит примитивный характер.
Метасимуляция – это сознательное «продление заболевания» или изображение симптомов «перенесенного острого психического заболевания». Довольно часто она встречается в судебно-психиатрической практике при содержании лиц с психической патологией в следственных изоляторах. Метасимуляцию судебные психиатры чаще фиксируют у лиц, перенесших реактивные или алкогольные психозы. При этом испытуемые способны изображать не в целом динамику течения психической болезни, а лишь отдельные ее эпизоды.
Сюрсимуляция диагностируется у лиц с психическими нарушениями, которые пытаются изобразить психопатологические симптомы, не свойственные симулируемому заболеванию. Обычно это больные с довольно выраженным психическим дефектом и грубыми изменениями личности, при отсутствии осознания своей болезни. Изображаемые симптомы являются нехарактерными для клинической картины психического заболевания, имеющегося у таких лиц, что в определенной степени и способствует их распознаванию.
Таким образом, при выявлении симулятивных проявлений у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за инкриминируемые деяния, судебно-психиатрическая оценка такова: при истинной симуляции психических расстройств – они вменяемы; в случае симуляции, возникшей на психопатологической почве, – подход строго индивидуальный с учетом особенностей имеющегося заболевания.
Контрольные вопросы:
1. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
2. Судебно-психиатрическая оценка психических нарушений у подростков.
3. Определение понятия «симуляция психических расстройств».
4. Виды и способы симуляции.
5. Методы распознавания симуляции психических расстройств.
Тестовые задания
раздел 2. Психиатрия
Задание 1. Поводы для назначения судебно-психиатрической экспертизы:
a) особая жестокость и безмотивность преступления;
b) частота психических заболеваний среди родственников;
c) попытки самоубийства;
d) перенесенные в прошлом заболевания головного мозга и травмы черепа;
e) странность поведения.
Задание 2. Задачи судебно-психиатрической экспертизы:
a) освидетельствование подозреваемых, обвиняемых, подсудимых по оценке их вменяемости-невменяемости;
b) освидетельствование потерпевших и свидетелей при сомнениях в возможности давать правильные показания;
c) дать рекомендации правоохранительным органам по мерам медицинского характера в отношении подэкспертных;
d) оформление экспертных документов для правоохранительных органов.
Задание 3. Виды судебно-психиатрической экспертизы:
a) выездная;
b) в судебном заседании:
c) амбулаторная:
d) комиссионная:
e) в кабинете следователя;
f) стационарная;
g) заочная;
h) посмертная.
Задание 4. Кто проводит судебно-психиатрическую экспертизу:
a) невропатолог;
b) главный врач больницы;
c) нейрохирург;
d) врачи, входящие в СПЭК.
Задание 5. Критерии невменяемости:
a) Медицинский;
b) Психиатрический;
c) юридический;
d) психологический.
Задание 6. Медицинский критерий невменяемости включает в себя:
a) хронические душевные болезни;
b) временные расстройства душевной деятельности;
c) слабоумие;
d) иные болезненные состояния.
Задание 7. Юридический критерий невменяемости включает в себя признаки:
a) интеллектуальный;
b) волевой;
c) слабоумие;
d) психопатии.
Задание 8. Критерии недееспособности:
a) психологический;
b) юридический;
c) психиатрический;
d) медицинский.
Задание 9. Юридический критерий недееспособности включает в себя все перечисленное, кроме:
a) неспособности понимать значение своих действий;
b) неспособности руководить своими действиями;
c) невозможности самостоятельного осуществления своих гражданских прав и обязанностей;
d) наличия слабоумия.
Задание 10. Расстройства мышления характеризуются наличием:
a) резонерства;
b) поверхностных умозаключений;
c) обыденностью представлений;
d) бредовых идей;
e) всего перечисленного;
f) ничего из перечисленного.
Задание 11. Бредовые идеи характеризуются всем перечисленным, кроме:
a) несоответствием действительности;
b) искаженным отражением действительности;
c) невозможностью исправления, несмотря на явное противоречие с действительностью;
d) возможности устранения путем убеждения.
Задание 12. Для галлюцинаций характерно:
a) восприятие несуществующего;
b) возникновение существующего без реального объекта;
c) наличие непроизвольно возникающих представлений;
d) все перечисленное;
e) ничего из перечисленного.
Задание 13. Врожденное слабоумие (олигофрения) проявляется:
a) дебильностью;
b) имбецильностью;
c) идиотией;
d) всем перечисленным;
e) ничем из перечисленного.
Задание 14. Приобретенное слабоумие (деменция) может быть результатом:
a) органического поражения головного мозга;
b) черепно-мозговой травмы;
c) энцефалита;
d) эпилепсии;
e) всего перечисленного;
f) ничего из перечисленного.
Задание 15. Расстройства памяти характеризуются наличием:
a) гипермнезии;
b) гипомнезии;
c) конфабуляций;
d) амнезии;
e) всего перечисленного;
f) ничего из перечисленного.
Задание 16. Расстройства сознания (помрачение сознания) проявляется:
a) внезапной, чаще кратковременной утратой ясности сознания;
b) полной отрешенностью от окружающего;
c) иногда возможностью отрывчатого и искаженного восприятия окружающего при сохранении привычек автоматизированных действий;
d) всем перечисленным;
e) ничем из перечисленного.
Задание 17. Для шизофрении характерны все перечисленные расстройства, кроме:
a) судорог;
b) галлюцинаций и бреда;
c) эмоционального обеднения;
d) нарушения мышления в виде непродуктивности, резонерства и др.;
e) все перечисленное.
Задание 18. Что понимается под шизофреническим дефектом личности:
a) эмоциональная выхолощенность;
b) снижение энергетического потенциала;
c) утрата социальных контактов;
d) все перечисленное;
e) ничего из перечисленного.
Задание 19. Когда больные шизофренией признаются вменяемыми:
a) при многолетнем характере ремиссии (улучшения);
b) при отсутствии выраженных изменений личности;
c) при полной трудовой адаптации;
d) при всем перечисленном;
e) ни при чем из перечисленного.
Задание 20. Когда больные шизофренией признаются невменяемыми:
a) если болезнь протекает в форме психоза;
b) при наличии выраженных изменений личности;
c) при наличии стойкой ремиссии (улучшения) без выраженных изменений личности;
d) при всем перечисленном.
Задание 21. От чего зависит судебно-психиатрическая оценка дееспособности больных шизофренией:
a) от характера психического состояния в момент совершения юридического акта (психоз, грубые изменения личности);
b) от частоты и характера приступов в течении болезни;
c) от наличия трудовой и социальной адаптации больных;
d) от всего перечисленного.
Задание 22. Эпилепсия – хроническое заболевание, характеризуется:
a) кратковременными судорожными и бессудорожными припадочными состояниями;
b) острыми, затяжными и хроническими психозами;
c) изменением личности и слабоумием;
d) всем перечисленным;
e) ничем из перечисленного.
Задание 23. Что понимается под понятием «психический эквивалент»:
a) эпилептическое расстройство настроения (дисфории);
b) сумеречное помрачение сознания с аффектом страха, галлюцинациями и бредом;
c) сомнамбулизм (лунатизм);
d) все перечисленное;
e) ничего из перечисленного.
Задание 24. Чем характеризуются изменения личности при эпилепсии:
a) эгоцентризм;
b) педантизм;
c) злопамятность;
d) полярность психических нарушений (когда подобстрастие контрастирует со злобностью и т.д.);
e) все перечисленное;
f) ничего из перечисленного.
Задание 25. Когда больные эпилепсией признаются невменяемыми:
a) в сумеречном помрачении сознания;
b) в дисфории;
c) при эпилептических психозах;
d) в бессудорожных припадках;
e) во всех перечисленных состояниях;
f) ничего из перечисленного.
Задание 26. Термин «наркотическое средство» включает в себя следующие критерии:
a) медицинский;
b) социальный
c) юридический;
d) все перечисленные.
Задание 27. Термин «наркотик» применим:
a) к тем веществам или лекарственным средствам, которые признаны законом наркотическими;
b) ко всем веществам или лекарственным средствам, способным вызывать зависимость;
c) и к тем и к другим;
d) ни к тем, ни к другим.
Задание 28. Чаще всего наркомания формируется у лиц :
a) с дефектами воспитания;
b) с отклонениями личности;
c) с нарушениями социальной адаптации;
d) со всем перечисленным;
e) ни с чем из перечисленного.
Задание 29. Внешними проявлениями хронической интоксикации опиатами (морфином, героином и др.) являются все перечисленные признаки, кроме:
a) преждевременного постарения;
b) поражения зубов кариесом с выпадением их без боли;
c) утраты волосами и ногтями блеска, ломкости их;
d) бледной, шелушащейся кожи;
e) грубых, резко очерченных морщин на лице.
Задание 30. Когда больные наркоманией признаются невменяемыми:
a) при наличии улучшения без выраженных изменений личности;
b) при наличии выраженных изменений личности;
c) если правонарушение совершено в психическом состоянии;
d) при всем перечисленном.