Коллекторские программы.

В рамках дисциплинарной матрицы Кун не выделил целого класса программ, которые существенно определяют как специфику науки в целом, так и её дисциплинарную организацию. Речь идёт о программах систематизации знания.

Разрозненные сведения о той или иной области действительности ещё не образуют научную дисциплину. Необходимо ещё построение системы когерентных знаний. Значит, должны существовать соответствующие программы.

Примером коллекторской программы может служить географическая карта.

Карта призвана суммировать все результаты региональных географических исследований.

Карты – рисунки небольших районов появились уже, вероятно, у первобытного человека, но они играли роль ситуативных средств общения, и это вовсе не означало появление науки.

Наука география появилась тогда, когда все карты свели воедино, и они стали функционировать как средство общечеловеческой социальной памяти, как коллекторская программа, создающая данную науку.

Открыть что-либо для науки – география – это значит открыть для человечества.

Сказанное о географии можно применить к возникновению науки вообще.

Формирование науки – это формирование механизмов глобальной, централизованной социальной памяти, то есть механизмов накопления и систематизации всех знаний, полученных и получаемых человечеством, это формирование коллекторских программ.

Сам факт появления коллекторских программ уже означает появление новых требований к процедурам получения знаний.

Главное из этих требований – стандартизация. Она необходима, ибо в противном случае отдельные результаты будут несопоставимы.

Здесь всё должно быть отлито в стандартные, общепринятые формы.

Поэтому обоснование, доказательство, описание методики работы – это необходимые особенности научного познания, тесно связанные с коллекторскими программами.

Выделение коллекторских программ придаёт модели науки большую динамичность.

Во-первых, систематизация знаний неизбежно порождает научную дискуссию и научную критику.

Во-вторых, это порождает доказательство и обоснование.

В-третьих, любой исследователь, принадлежащий к определённому н6аучному сообществу, может случайно, побочным образом получать результаты, которые подхватывает другая коллекторская программа.

В-четвёртых, согласование знаний порождает проблемы.

Иногда это проблемы выбора конкретных знаний или теорий. А иногда это проблемы, требующие создания новых теорий. Так, например, противоречия между классической механикой и электродинамикой Максвелла привело к созданию специальной теории относительности.

Где и как существуют коллекторские программы?

Прежде всего, это образцы учебных курсов или монографий, систематически излагающих тот или иной предмет.

В науке постоянно делаются попытки вербализовать содержание коллекторских программ.

Почти любой учебный курс начинается с формулировки предмета данной системы знания.

Иногда это перерастает в бурные дискуссии о предмете той или иной науки.

Я убеждён, что нельзя построить удовлетворительную модель науки без учёта коллекторских программ.

Границы науки определяются не программами получения знаний, а коллекторскими программами.

Методы физики и химии применяются не только во всех естественных, но и во многих гуманитарных науках. Но физика остаётся физикой, химия – химией, а история – историей.

Модель науки.

Как же в свете всего изложенного выглядит наука?

Сформулируем несколько основных тезисов.

1.Наука – это социальный куматоид, включающий в себя огромное количество программ, определяющих поведение и деятельность учёного.

Эти программы частично вербализованы, но в значительной своей части существуют на уровне непосредственных эстафет.

2. Можно выделить три основных группы программ: программы получения знания, коллекторские и аксиологические программы.

Именно коллекторские программы определяют дифференциацию науки и лицо отдельных научных дисциплин. Они определяют когерентность научных знаний, стандартизацию методов, они фиксируют «ситуации разрыва» и порождают связанные с этим проблемы.

Именно это и определяет динамичность науки. Учёный заимствует методы и образцы из других сфер познания, он использует научные метафоры, которые позволяют строить одни научные дисциплины по образцу других.

Место куновской парадигмы занимают теперь коллекторские программы, которые способны путём рефлексивных преобразований ассимилировать знания, полученные за их пределами.

4. Наука динамична именно за счёт постоянного взаимодействия различных научных и вненаучных программ. Отдельные научные дисциплины связаны друг с другом рефлексивными преобразованиями и образуют дисциплинарные комплексы. Было бы ошибкой пытаться написать историю той или иной научной дисциплины в изоляции от науки в целом.

5. Наука – это система с рефлексией. Научное знание возникает как вербализация образцов, представляя собой продукты описательной рефлексии.

Эти знания постоянно осознаются в свете разных познавательных задач, что приводит к рефлексивным преобразованиям.

Важно подчеркнуть, что исследование науки следует проводить с надрефлексивных позиций, не подменяя самого учёного в его попытках вербализовать те программы, которые он реализует.

Основная задача исследования – выделение типов программ и их связей, выявление эстафетных структур знания и науки.

 

 

Вопросы по 13 лекции:

1. как понять выражение, что Кун в анализе науки перешел от модальности долженствования к модальности существования?

2. почему тем самым он прочертил границу между методологией науки и философией науки?

3. что значит подойти к науке в ходе анализа как к естественному объекту? Почему это можно назвать революцией в полном смысле слова?

4. что значит, задача представить объект исследования как целостность? Что может обеспечить целостность его представления? Можем ли мы это сделать с психикой?

5. как характеризовал науку Бернал в книге «наука в истории общества»? можно ли его характеристику оценить как выявление целостности науки?

6. какой была первая модель науки?

7. на каком основании мы утверждаем, что до Куна никакой модели науки не было?

 

Дисциплинарная матрица Куна:

1 элемент – основные теоретические законы. Например, закон Ньютона, закон Ома.

2 элемент – метафизические допущения. «Все тела состоят их атомов», «Теплота – есть кинетическая энергия движущихся молекул»

3 элемент – ценностные ориентации ученых, которые позволяют выбирать или помогать, способствовать удачному направлению дальнейших исследований и оценивать уже состоявшимся научным исследованиям.

4 элемент – образцы решенных задач/образцы решения задач.