Лекция № 4. Развитие, воспитание и социализация личности

Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

Цели реформирования системы высшего образования в РБ:

- повышение качества высшего образования в условиях его массово¬сти;

- формирование профессиональной мобильности специалистов, спо¬собствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся ус¬ловиям профессиональной деятельности;

- воспитание духовно, интеллектуально и нравственно развитой лич¬ности, способной активно участвовать в экономической и социально- культурной жизни общества.

Основными направлениями развития высшей школы являются раз¬работка и внедрение в образовательный процесс вузов:

- структурно-организационных изменений;

- содержательно-технологических инноваций;

- создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.

Структурно-организационные изменения направлены на совершен¬ствование структуры высшего образования через переход к 2-ступеньчатой системе профессионального образования + бакалавриат и магистратура.

Содержательно-технологические инновации - внедрение новых тех¬нологий и содержания образования, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. Это обновление норма¬тивно-правового обеспечения, создание и использование учебно- методических комплексов как на бумажных, так и на электронных носите¬лях. Важнейшим подходом в разработке учебно-методических комплексов является блочно-модульный.

Процесс 2-ступенчатой подготовки будущего специалиста должен быть построен как процесс формирования умений и навыков самообразо¬вания и саморазвития студентов, способов профессионального мышления и деятельности. Этого можно достичь при использовании личностно ори¬ентированных или развивающих технологий, а также информационных, компьютерных технологий, дистанционных форм обучения, обеспечи- вающих лекционную работу с большими потоками студентов, а также за¬очную форму обучения.

Создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специа¬листов воплощается в следующих его видах:

- нормативно-правовое (Кодекс Республики Беларусь об образова¬нии);

кадровое (повышение квалификации профессорско- преподавательского состава вузов, реализацию системы стимулирования инновационной педагогической деятельности);

- материально-техническое (обновление материально-технической базы, широкий доступ к Интернет-ресурсам студентов и преподавателей и

- др);

- финансовое (повышение эффективности научно-инновационной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммер¬ческих услуг и др.).