Мировые тенденции развития высшего образования

Национальная система образования в Республике Беларусь (самостоятельное изучение)

Основные положения новой образовательной парадигмы

Главной целью образования сегодня выступает развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности. Способной к освоению и пре¬образованию мира, созданию новых форм общественной жизни, культуры в целом. Каждый человек должен обладать критическим мышлением, иметь плюралистическое мировоззрение, мыслить глобально, совершая локальное действие в многообразном, постоянно меняющемся мире.

Поэтому основные положения новой образовательной парадигмы следующие:

3. ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие уме¬ний к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;

4. изменение роли педагога в образовательном процессе (от трансля¬тора ЗУН к посреднику, консультанту, помощнику в самостоятельном ак¬тивном освоении учебного материала);

5. ориентация образования на развитие у обучающихся мыследея- тельностных (аналитических, рефлексивных, самоопределенческих и др.) способностей, составляющих основу теоретического мышления;

6. установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоцен¬ности детства.

В изменяющихся условиях перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений строить и рефлексировать собственные действия, осуществлять выбор и самоопределяться в новой ситуации. Однако в школе не получили широко¬го распространения способы и технологии анализа и понимания разных ситуаций, а также пути и технологии построения нешаблонного поведения в новых условиях. Выход из этой ситуации видится в переходе к новой пе¬дагогической парадигме, т. е. в переходе от традиционного освоения уча¬щимися социокультурного опыта в виде ЗУН к стимулированию их для разрешения возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций. Необходимо формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе, творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вкла¬да в развитие культуры общества.

Система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образова¬тельных тенденций.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы выс-шего образования в мире являются:

1) быстрые темпы развития высшего образования, массовой высшей школы. Число студентов, обучающихся в ВУЗах, увеличилось в разви¬вающихся странах в 11 раз. В Беларуси высокий показатель студентов (340 / 1000 населения) для стран Европы;

2) расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличению разнообразия) учебных планов, программ, возникновению новых специализаций и специ¬альностей, которые находятся на стыке 2 или нескольких научных облас¬тей или учебных дисциплин. Это и есть междисциплинарность, которая и выступает важной характеристикой учебного процесса в вузе;

3) создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. Оно предполагается в соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999 г., с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудо¬устройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспо¬собности. Создание единого образовательного пространства предполагает:

- признание дипломов, ученых степеней и квалификаций;

- реализацию 2-ступеньчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру;

- использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ;

- разработку европейских стандартов качества образования с приме¬нением сравнимых критериев и способов оценки;

4) качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. В современной производственной сфере должны сосущест¬вовать производственная, исследовательская и проектно-конструкторская деятельность. Вузы должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов создание учебной, научно-исследовательской и проектно- конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности. Бу¬дущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно- производственные и технологические проекты;

5) повышение роли непрерывного самообразования. Это связано с тем, что очень быстро идет «старение» знаний. Срок профессиональной пригодности молодых специалистов исчисляется 3-5 годами. Поэтому необходимо осуществлять постоянно повышение квалификации и пере-подготовку кадров. Важно также выработать у студентов систему аутоди¬дактических умений (умений читать самого себя) и потребности в посто¬янном самообразовании;

6) изменение способов организации и управления учебным процес¬сом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объ¬екта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно- исследовательскую позицию субъекта (через использование личностно- ориентированных технологий, увеличение доли самостоятельной работы, использование Интернета).