Анализ состояния современной практики образования

Вопросы

Лекция № 3. Современное состояние образования

1. Анализ состояния современной практики образования

2. Основные положения новой образовательной парадигмы

3. Национальная система образования в Республике Беларусь (само¬стоятельное изучение)

4. Мировые тенденции развития высшего образования

5. Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

 

Основными целями функционирования системы образования в об-ществе выступают:

- подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;

- обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечело¬веческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведе¬ния;

- воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.

В настоящее время усиливается направленность системы образова-ния на потребности человека и ценности национальной и мировой культу¬ры, обеспечение условий для непрерывного образования.

Ситуация, сложившаяся сейчас в системе образования РБ, оценива¬ется как достаточно стабильная. Это объясняется тем, что:

- образование - это одна из социальных областей, которая функцио¬нирует достаточно стабильно;

- республика имеет достаточно высокие показатели по уровню обра¬зованности населения среди развитых стран (по итогам участия школьни¬ков, студентов в предметных международных олимпиадах и турнирах).

Тем не менее, в образовании все же существуют как позитивные, так и негативные тенденции развития.

Позитивные тенденции:

- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, на¬правленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

- вариативность и разноуровневое^ содержания образования, введе¬ние новых специальностей и специализаций учебных дисциплин;

- разработка новых образовательных стандартов, учебных планов, программ, учебно-методических комплексов по предметам;

- дифференциация сети учреждений образования, становление него¬сударственных образовательных учреждений;

- переход вузов на 2-ступеньчатую подготовку специалистов, отве-чающую международным требованиям;

- разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспе¬чения и управления качеством образования;

- использование учреждениями образования дополнительных источ¬ников финансирования (доход от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства).

Негативные тенденции:

- отрицательное влияние современной школы на здоровье (неспособ¬ность справиться с учебной программой, сложные и перегруженные про¬граммы и учебники, чрезмерная учебная нагрузка (40 - 42 ч. в неделю у старшеклассников);

- авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведе¬нием, который порождает страх и напряжение, конфликтность; в силу это¬го затрудняется возможность полной самореализации, развитие умствен¬ных сил, способностей и дарований учащихся в полной мере;

- унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ог¬раничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ;

- бюрократизм и формализм в системе образования, проявляющиеся в дидактоцентризме и предметоцентризме. Дидактоцентризм - превраще¬ние урока в центральное звено УВП школы, причем традиционного урока, что препятствует формированию личности школьника. Предметоцентризм - набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин носит информативный харак¬тер, слабо реализуются межпредметные связи;

- недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы;

- продолжающийся отток преподавательских кадров из системы об¬разования, феминизация и старение педагогического корпуса;

- кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и со-циально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окруже¬ния.

Наметился кризис дополнительного образования, особенно из-за низкого дохода большей части населения РБ.

В условиях кризиса формируются негативные черты растущей лич-ности.

Поэтому возникает необходимость разработки новой образователь¬ной парадигмы, которая должна предполагать реализацию деятельностно- го содержания обучения, а также создание и внедрение развивающих тех¬нологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской, обще- ственно-созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятель-ности.