Образование как педагогический процесс. Сущность деятель- ностного подхода

Функции образования. Образовательные модели

Образование в обществе реализует две основные функции:

1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

2) развития (общества, личности).

Реализовать эти функции помогают 2 образовательные модели. Функцию воспроизводства осуществляет теоретическая (знаниевая) мо-дель, функцию развития - универсальная (деятельностная) модель.

Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию куль¬турно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство «готовых» ЗУН, необходимых личности для реализации общественных функций (культурных, социальных, экономических). Эта модель способст¬вует формированию сознания личности с конкретным типом мировоззре¬ния, ценностями, идеалами, принципами, образом жизни, определенными ЗУН. Яркий пример - советская школа. Поэтому теоретическая модель еще называется традиционной или предметно-ориентированной.

Универсальная модель образования обеспечивает подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инноваци¬онной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Эта модель предусматривает не столько передачу ЗУН, сколько развитие уни¬версальных личностных качеств, способности добывать самостоятельно знания и применять их в новых условиях. Отсюда другие названия этой модели: универсальная, личностно-ориентированная.

К важнейшим способностям личности относят:

- способности действовать в нестандартной ситуации (самостоятель¬но и правильно решать задачи в новых условиях);

- способности к личностному самоизменению и саморазвитию (н., навыки самообразования, формирование собственного мировоззрения);

- способности к рефлексии, диалогу, анализу ситуации и определе-нию целей, способов и средств их достижения, а также к сотрудничеству с другими.

Педагогическая наука рассматривает целостную учебно- воспитательную, т. е. образовательную деятельность, о которой говорят, что она «осуществляется», «реализуется», «протекает», т. е. существует реально в постоянном движении, развитии, осуществляется в динамике. В этом смысле мы говорим об образовании как о педагогическом процессе.

Педагогический процесс образования рассматривается по-разному, в зависимости от того, о какой модели или образовательной парадигме мы ведем речь.

В технократической педагогике педагогический процесс описывает¬ся как способ взаимодействия между заданным содержанием образования и обучающимися, которые должны это содержание усвоить. Здесь педаго¬гический процесс определяется совокупностью технологических приемов, при этом практически не учитываются индивидуальные особенности и ин¬тересы педагогов и учащихся.

В традиционной парадигме педагогический процесс направлен в ос¬новном на усвоение ЗУН, недостаточно внимания уделяется развитию спо¬собов мышления, формированию разных типов деятельности и опыта эмо¬ционально-ценностных отношений и общения.

Педагогический процесс, соответствующий универсальной модели образования, ориентирован на развитие личностных способностей и учет индивидуальных особенностей учащихся благодаря совместной учебно- поисковой деятельности в соответствии с ценностями и целями образова-ния. При этом осуществляется овладение способами мышления и деятель- ности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности. Такое содержание образования в универсальной модели стано¬вится деятельностным. Для его реализации необходимо использовать дея- тельностный подход.

В универсальной модели образования деятельность учащихся с од¬ной стороны выступает как фактор его самоопределения и развития, с дру¬гой - является частью содержания обучения.

При реализации деятельностного подхода в педагогическом процессе особое значение приобретают так называемые активные или рефлексивно- деятельностные методы и формы обучения (проблемное, развивающее; проектные и игровые методы); групповые, индивидуальные, бригадные формы; использование различных ТСО.

Деятельностный подход к образованию противостоит:

- вербальным методам обучения;

- догматическим формам передачи готовой информации (учебного материала);

- монологическим и обезличенным формам словесного взаимодейст¬вия педагога с учащимися;

- пассивному, малоэффективному процессу учения;

- логически завершенной системе ЗУН, которая не в полной мере реализуется на практике.

Деятельностный подход таким образом способствует освоению уча¬щимися обобщенных способов выполнения различных видов деятельно¬сти; системных знаний; развитию у них способностей к познанию и преоб¬разованию мира, формированию готовности к самообразованию и само¬развитию.