Пропорциональные отношения частей женской одежды

Рис.6

В таблице указаны пропорции для типовой равновесной фигуры. Для фигур неравновесного типа, высоких и низких, различных полнот расчет осуществляется таким же образом, так как проекционное измерение длины торса для фигур невысокого роста и долихоморфных варьирует от 36 см до 38 см, для пропорционально сложенных и брахиморфных – от 38 см до 42 см.

Точное соблюдение целочисленных отношений и геометрических пропорций работает на зрительное выравнивание фигуры, корректирует природную непропорциональность тела.

Для фигур невысокого роста, для полных фигур пропорции выбираются таким образом, чтобы центр тяжести силуэта визуально казался выше (рис. 7). Так, для стройной фигуры маленького роста рекомендуется короткий костюм в пропорции 1/1. Особенно эффектен этот костюм, если жакет и юбка одного цвета. На узко сложенных женщинах короткие жакеты-спенсеры контрастируют с нижней частью тела и создают иллюзию длинных ног. Соотношение 3/5 и 1/1, когда юбка достигает середины колена, является удачным вариантом для широкосложенных фигур невысокого роста.

 

Таблица 2

Схема пропорциональных отношений Соотношение длин частей одежды для роста
36/58 37/60 38/61,5 39/63 40/65
58/36 60/37 61,5/38 63/39 65/40
47/47 48,5/ 48,5 50/50 51/51 52,5/ 52,5

 

Окончание табл. 2

70/24 73/24 75/25 76/26 78/27
82/12 85/12 81/12,5 89/13 92/13,5
72/36 74/37 76/38 78/39 80/40
54/36 55,5/37 57/38 58,5/39 60/40
54/72 55,5/74 57/76 58,5/78 60/80

 

Длинные жакеты в костюмах с отношением 7/8 и 3/1 рекомендуются высоким фигурам, узко- и широкосложенным. При этом широкосложенные фигуры выглядят стройнее в жакетах с центральной (однобортной) застежкой, узкосложенным фигурам рекомендуется выбирать смещенную (двубортную) застежку (рис. 8).

Фигуры с выраженным прогибом по линии талии требуют акцента на талии в одежде из пластичных, драпирующихся материалов. Высоким стройным фигурам подходит силуэт-Х в пропорциях 1/1, 1/2, 1/3, 1/4 (рис. 9). Они могут подчеркнуть изящные пропорции горизонтальными линиями пелерины, кокетки, объемного воротника.

Угловатым стройным фигурам с нечетко выделенной талией и плоскими ягодицами рекомендуются простые и лаконичные прямые или слегка сужающиеся книзу силуэты. Такие женщины выглядят интереснее в одежде из плотных материалов, с жесткими складками (рис. 10).

 

Рис.7 Пропорциональные отношения в одежде для невысоких фигур

 

 

 

Рис.8 Пропорциональные отношения в одежде для высоких фигур

 

 

Рис.9 Формы одежды для фигур с четким прогибом по линии талии

 

 

Рис.10 Формы одежды для фигур с нечетким прогибом по линии талии

 

 

Выбор силуэта в одежде для полных тоже определяется особенностями фигуры. Полная фигура может быть: пропорциональной с равномерным развитием жироотложений; верхнего типа - с концентрацией жироотложений в верхней части тела; нижнего типа - с концентрацией жироотложений в нижней части тела. Разница в зрительном восприятии этих фигур требует различного подхода к выбору композиционных решений в одежде и дополнений.

Одежда для фигур равновесных должна отличаться общей уравновешенностью пропорций, равномерным силуэтом, не отрезная по талии, вертикальные линии (рис.11,12). Для полных женщин с пропорциональной фигурой, особенно высокиз, выбор одежды гораздо шире, они могут смелее использовать предложения молы, соблюдая чувство меры. Высокие женщины могут носить платья отрезные по талии, можно, если они модно, носить и пояса.

Если пояса присутствуют в гардеробе, то предпочтительно, в тон платья, узкие, тонкие, носят их свободно, опустив чуть ниже талии. В жилете спинку и бока можно присобрать кулиской. Не противопоказаны брюки с удлиненными куртками, жакетами, блузами навыпуск. Не рекомендуются слишком узкие брюки, плотно облегающие тело. Мягкость и женственность всего облика подчеркивается хорошо подобранной отделкой: изящными воротниками, шарфами-галстуками, шейными косынками.

 

Полным невысоким женщинам рекомендуется избегать крупных деталей и горизонтальных членений в одежде, тканей с крупным рисунком, рукавов объемной формы. Не следует подчеркивать талию. Необходимо отказаться от использования отрезной линии талии и поясов; не заправлять блузки, джемперы в юбку или брюки. Жакет, жилет желательно не застегивать, когда это позволяет ситуация. Блуза навыпуск под жакетом создает ощущение достаточно стройной талии. Основной способ зрительно скрыть полноту – в композиционном решении костюма использовать вертикальные линии. Полную руку зрительно сужают группы строчек, защипов на рукаве.

 

Рис.11 Композиционные решения в одежде для полных равновесных фигур.

 

 

Среди полных женщин верхнего типа можно выделить две группы фигур в зависимости от их зрительного восприятия.

Фигуры женщин первой группы воспринимаются как фигуры с недостаточной шириной бедер, которые необходимо расширить одеждой. Это, в основном, женщины высокие или среднего роста, средних и больших размеров. Для фигур этого типа наиболее уместны формы с гладким лифом и слегка расширенной по линии бедер юбкой. Хороши юбки "годе". Возможны слегка зауженные книзу юбки и платья, лучше в качестве внутреннего слоя комплекта прямого силуэта. Основные акценты располагаются на уровне бедер, чтобы уравновесить тяжелый верх: горизонтальные подрезы; складки, низко застроченные или выходящие из подреза; мягкие воланы; прорезные карманы, расположенные горизонтально или под углом; наклоненные к бедрам вытачки или вертикальные рельефы, уходящие в боковые швы; мягко завязанный на бедрах пояс блузона; отделка низа жакета. Рукава могут быть втачные, реглан и полуреглан.

Фигуры женщин второй группы зрительно воспринимаются как фигуры с очень широкими плечами, ширину которых необходимо уменьшить одеждой. В эту группу входят женщины малых и средних ростов, больших и очень больших размеров. Расширение бедер здесь недопустимо, т.к.это зрительно утяжелит фигуру и придаст ей квадратную форму. Силуэты - прямой и расширенный. Рукава прямые или зауженные любой длины.

 

 

Для женщин этой группы наиболее уместны модели платьев, не отрезных по талии. Модели с вертикальными линиями: удлиненными талиевыми и длинными диагональными вытачками, центральной застежкой. прорезными карманами, косо поставленными клапанами. умеренной отделкой (строчки, защипы, канты, бейки). Очень хороши неглубокие вырезы, невысокие, плоские, удлиненные воротники.

Женщинам верхнего типа необходимо категорически избегать нагромождения композиционных решений, особенно горизонтальных линий, в области груди и плечевого пояса (кокетки, подрезы, большие воротники, накладные карманы) т.к. эти элементы зрительно увеличивают и без того большой объем верхней части фигуры. Реглан-погон, рубашечный покрой рукава, драпировки, мягкие складки тоже расширяют плечевой пояс и увеличивают объем груди. Выступающий (при рассмотрении в профиль) живот, характерный для полных фигур верхнего типа, скрадывается применением многослойных комплектов в одежде в сочетании с различными аксессуарами (драпированные платки, шали), удлиненными воротниками, создающими дополнительные вертикальные и диагональные композиционные линии (рис. 13,14).

 

 

Рис.13 Композиционные решения в одежде для женщин верхнего типа

 

Рис.14 Композиционные решения в одежде для женщин верхнего типа

 

Для фигур нижнего типа рекомендуются силуэты, в которые вписываются внешние контуры фигуры. К таким силуэтам относится полуприлегающий с небольшим расширением книзу, спокойная вытянутая трапеция с подкройными бочками, которая зрительно удлиняет фигуру. Особенно эффектно для данного типа фигур применение соответствующего цвета и рисунка ткани. Более светлый и более крупный рисунок следует располагать в верхней части костюма, а в нижней – более темные тона и менее выразительный рисунок. Для фигур нижнего типа важно отвлечь внимание от уровня бедер, то есть перенести все композиционные решения вверх, на уровень плечевого пояса (рис. 15,16) Особенно внимательно следует отнестись к оформлению низа рукава- расширенный книзу рукав, отделка отворотами, меховыми манжетами подчеркнут ширину бедер.

При определении тактики корректировки у фигур нижнего типа целесообразно выделить две группы.

В первую группу входят фигуры, у которых зрительно ощущается недостаточная ширина плеч. Это высокие полные женщины. Ко второй группе относятся женщины с избыточно широкими бёдрами. Для фигур первой группы уместны модели с прямой юбкой и свободным мягким лифом. Хорошо скрадывает объем в области бедер силуэт “трапеция” с умеренным расширением книзу. Рукава мягкие, рубашечного покроя или цельнокроеные. Воротники широкие или переходящие в бант, галстук и т.п.

Для фигур второй группы уместен полуприлегающий силуэт. Юбки, слегка расклешенные книзу, или годе позволяют скрыть живот и располневшие бедра. Нижняя часть модели должна решаться просто и лаконично, с преобладанием вертикальных линий членений. Здесь уместны все элементы цветовых решений, направленные на зрительное уменьшение объемов бёдер. На лифе возможны горизонтальные или мысообразные членения по линии груди, рельефы, выходящие из проймы. Лиф небольшой, но плечевой пояс четко оформлен за счет плечевых накладок, кокеток, покроев рукава, так как у фигур этого типа чаще всего узкие, покатые плечи. Линия втачивания рукава в пройму должна быть вертикальна. Расширение плеч не должно превышать этих пределов. Рукава неширокие, втачные или комбинированного покроя.

 

 

 

Рис.15 Композиционные решения в одежде для женщин нижнего типа

 

 

 

Рис.16. Композиционные решения в одежде женщин нижнего типа

 

Наиболее активно на зрительное восприятие фигуры действуют иллюзии острого угла. Используя эти иллюзии, можно добиться значительного расширения отдельных участков фигуры, например, плеч, бёдер и других; можно зрительно увеличить или уменьшить длину тела. Так, если линии на платье, идущие от горловины, расширены кверху, а от ног расширены книзу, фигура воспринимается более высокой, а если наоборот, то фигура кажется более низкой. Аналогичным образом можно зрительно изменить длину руки. Линии рукава, расширенные книзу, увеличивают длину рук, а расширенные кверху – уменьшают ее длину.

Форма выреза горловины и шейные украшения выбирают с учетом характера всей фигуры, овала лица, формы и длины шеи, формы подбородка. При выборе контура этой линии широко используют иллюзии контраста и подравнивания.

Если линии воротника повторяют очертания лица, они их подчеркивают, например, узкое лицо кажется еще уже при длинном узком вырезе. Поэтому женщинам, у которых лицо имеет слишком квадратную или круглую форму, рекомендуется вырез горловины овальной или удлиненной формы.

Тонкую длинную шею, удлиненное лицо зрительно укорачивают вырезы горловины, у которых ширина доминирует над глубиной, вырез по основанию шеи, цельновыкроенные воротники-стойки, высокие стояче-отложные воротники.

Проблемой полных женщин является располневшая шея и развитие жироотложений в области седьмого шейного позвонка. Глубокий вырез, особенно V-образный, узкий асимметричный лацкан, длинная нитка бус удлиняют короткую шею. Вырез “под горлышко”, короткое ожерелье и высоко повязанный бант даст обратный эффект. Выбирая конфигурацию выреза, нельзя забывать, как выглядит фигура в профиль и сзади. Модели без воротников подчеркнут жироотложения в области седьмого шейного позвонка и сутулость спины. Воротники позволяют маскировать проблемы ее боковой и задней поверхности.

Другим уязвимым участком крупной фигуры является пройма. Не следует носить платья без рукавов, если сверху не надет жакет. Длина рукава – не выше локтя. Это позволяет скрыть самые неэстетичные участки располневшей руки. Рука кажется длиннее, если рукав чуть укорочен и оставляет запястье открытым. Проймы удобные, углубленные.

Цвет, рисунок и фактура ткани оказывают решающее значение на стиль и силуэт. Все теплые цвета являются выступающими, активными и тяжелыми, а все холодные – отступающими, пассивными и легкими. Известно, что тона холодные, темные оптически уменьшают фигуру, а светлые и теплые – увеличивают. Черная обувь, например, скрадывает размер стопы. Многие полные женщины предпочитают одежду черных и коричневых оттенков, чтобы казаться стройнее. Но полную фигуру черный цвет слишком выделяет из пространства, подчеркивая все изъяны.

Теплые цвета обладают оформляющим действием – яснее вырисовывают фигуру. Синие и голубые тона неопределенно ограничены – создают ощущение растекания. Контраст плотной большой фигуры и голубого платья на ней создает ощущение массивности.

Фигура в платье с поперечными полосами кажется выше и уже, чем фигура в платье с продольными полосами, если полосы на ткани достаточно частые. Редкие продольные полосы (рельефы, подрезы) уменьшают ширину и увеличивают кажущуюся высоту. Редкие горизонтальные полосы, расположенные в различных областях, зрительно расширяют эти области.

На выявление объема фигуры оказывает влияние заполненность одежды рисунком или деталями. Необходимо избегать нагромождения деталей и элементов рисунка на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать. Если направить внимание на какой-нибудь предмет, он покажется больше, чем на самом деле. Крупным и миниатюрным женщинам противопоказаны чересчур крупные, яркие, контрастные, рельефные рисунки. Такие решения могут позволить себе только высокие худые женщины, остальным предпочтительнее мелкий, неяркий классический узор: горошек, полоска, “елочка”, мелкая клетка. Клетка может быть даже довольно крупной, но спокойной по цвету и раскроенной по косой. Расположение клетки или полоски по косой делает фигуру менее объемной Хорошо выглядят на полных платья в клетку или полоску с подрезными бочками, скроенными по косой нити.

Объем фигуры зрительно зависит от толщины и фактуры материала. Толстые, пушистые, рыхлые ворсовые или типа букле ткани полнят, т.к. не отражают свет, их очертания размыты. Учитывая это, можно продумать комплект, в котором гладкие ткани расположены на участках, где нужно сократить объем, рыхлые – там, где необходимо его увеличить. Полным следует очень осторожно использовать блестящие материалы, особенно трикотаж. Активная игра света создает впечатление еще большей полноты.

Тактика отвлечения внимания от проблемных зон (располневшей талии, широких бедер, некрасивых рук и др.) реализуется за счет умелого использования декоративных деталей и акцентов: лацканы, нагрудные карманы, канты, драпировка, вышивка, красиво завязанный шарф, бусы, брошь, притягивая к себе повышенное внимание, отвлекают его от корректируемых участков.

 

Если линии воротника повторяют очертания лица, они их подчеркивают, например, узкое лицо кажется еще уже при длинном узком вырезе. Поэтому женщинам, у которых лицо имеет слишком квадратную или круглую форму, рекомендуется вырез горловины овальной или удлиненной формы. Тонкую длинную шею, удлиненное лицо зрительно укорачивают вырезы горловины, у которых ширина доминирует над глубиной, вырез по основанию шеи, цельновыкроенные воротники-стойки, высокие стояче-отложные воротники. Проблемой полных женщин является располневшая шея и развитие жироотложений в области седьмого шейного позвонка. Глубокий вырез, особенно V-образный, узкий асимметричный лацкан, длинная нитка бус удлиняют короткую шею. Вырез “под горлышко”, короткое ожерелье и высоко повязанный бант даст обратный эффект. Выбирая конфигурацию выреза, нельзя забывать, как выглядит фигура в профиль и сзади. Модели без воротников подчеркнут жироотложения в области седьмого шейного позвонка и сутулость спины. Воротники позволяют маскировать проблемы ее боковой и задней поверхности. Другим уязвимым участком крупной фигуры является пройма. Не следует носить платья без рукавов, если сверху не надет жакет. Длина рукава – не выше локтя. Это позволяет скрыть самые неэстетичные участки располневшей руки. Рука кажется длиннее, если рукав чуть укорочен и оставляет запястье открытым. Проймы удобные, углубленные. Цвет, рисунок и фактура ткани оказывают решающее значение на стиль и силуэт. Все теплые цвета являются выступающими, активными и тяжелыми, а все холодные – отступающими, пассивными и легкими. Известно, что тона холодные, темные оптически уменьшают фигуру, а светлые и теплые – увеличивают. Черная обувь, например, скрадывает размер стопы. Многие полные женщины предпочитают одежду черных и коричневых оттенков, чтобы казаться стройнее. Но полную фигуру черный цвет слишком выделяет из пространства, подчеркивая все изъяны. Теплые цвета обладают оформляющим действием – яснее вырисовывают фигуру. Синие и голубые тона неопределенно ограничены – создают ощущение растекания. Контраст плотной большой фигуры и голубого платья на ней создает ощущение массивности. Фигура в платье с поперечными полосами кажется выше и уже, чем фигура в платье с продольными полосами, если полосы на ткани достаточно частые. Редкие продольные полосы (рельефы, подрезы) уменьшают ширину и увеличивают кажущуюся высоту. Редкие горизонтальные полосы, расположенные в различных областях, зрительно расширяют эти области. На выявление объема фигуры оказывает влияние заполненность одежды рисунком или деталями. Необходимо избегать нагромождения деталей и элементов рисунка на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать. Если направить внимание на какой-нибудь предмет, он покажется больше, чем на самом деле. Крупным и миниатюрным женщинам противопоказаны чересчур крупные, яркие, контрастные, рельефные рисунки. Такие решения могут позволить себе только высокие худые женщины, остальным предпочтительнее мелкий, неяркий классический узор: горошек, полоска, “елочка”, мелкая клетка. Клетка может быть даже довольно крупной, но спокойной по цвету и раскроенной по косой. Расположение клетки или полоски по косой делает фигуру менее объемной Хорошо выглядят на полных платья в клетку или полоску с подрезными бочками, скроенными по косой нити. Объем фигуры зрительно зависит от толщины и фактуры материала. Толстые, пушистые, рыхлые ворсовые или типа букле ткани полнят, т.к. не отражают свет, их очертания размыты. Учитывая это, можно продумать комплект, в котором гладкие ткани расположены на участках, где нужно сократить объем, рыхлые – там, где необходимо его увеличить. Полным следует очень осторожно использовать блестящие материалы, особенно трикотаж. Активная игра света создает впечатление еще большей полноты.

Тактика отвлечения внимания от проблемных зон (располневшей талии, широких бедер, некрасивых рук и др.) реализуется за счет умелого использования декоративных деталей и акцентов: лацканы, нагрудные карманы, канты, драпировка, вышивка, красиво завязанный шарф, бусы, брошь, притягивая к себе повышенное внимание, отвлекают его от корректируемых участков.

 

ТЕМА 4. Влияние психологических особенностей личности на формирование индивидуального стиля в одежде

План:

4.1. Понятие темперамента и характера человека.

4.2. Влияние психологических особенностей личности на формирование индивидуального стиля в одежде.

4.3. Одежда как характеристика личности.

4.1. Понятие темперамента и характера человека

Эмоционально-психологические признаки личности определяют способность усвоения человеком определенных групповых норм, привычек, ценностей; характеризуют его восприимчивость и структуру эмоций. Эти качества человека влияют на его отношение к моде, цветовые и другие предпочтения, степень заинтересованности в формировании своего гардероба.

В теории проектирования одежды их предлагается характеризовать типом темперамента и характером.

Темперамент – врожденное свойство личности, которое характеризует динамику психической деятельности и поведения: динамику умственной деятельности, чувств, воли, динамику образования навыков, процесс общения (степень контактности, коммуникабельности).

Еще Гиппократ делил людей на четыре типа в зависимости от смешения в них различных соков: сангвис – кровь; флегма – слизь; холе – желчь; мелайне холе – черная желчь. Он же ввел понятие “темперамент”,что в переводе с латинского означает “соразмер¬ность”, “правильная мера”.

Важным этапом в развитии учения о темпераментах стала психофизическая типология Павлова, согласно которой все люди делятся на четыре категории в зависимости от типа высшей нервной деятельности, являющегося природной основой темперамента. Тип высшей нервной деятельности определяется сочетанием трех основных свойств: силы, уравновешенности и подвижности.

В соответствии с этим выделяют четыре типа высшей нервной деятельности (темперамента):

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный. По словам Павлова, это “горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела”. Если работа неинтересна, сангвиник становится вялым, скучным. Обладает гибким умом, чувства его изменчивы, навыки образуются и переделываются легко. Жизнерадостен, оптимист, очень общителен. Есть тенденция к лидерству.

Холерик. Сильный, неуравновешенный, подвижный. “Боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся”. Свойственна “цикличность” (частые подъемы-спады) настроения. Очень подвижен, активен, инициативен. Обладает быстрой реакцией. Контактен. Способен к преодолению больших трудностей, но из-за неуравновешенности нервных процессов отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, раздражительностью. В общении с людьми неровен.

Флегматик. Сильный, уравновешенный, инертный. “Спокой¬ный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни”. Малообидчив, неаффективен, но накапливает, аккумулирует раздражение и выходит из равновесия. Начатое дело доводит до конца. Любит порядок, систему в работе. Все решения тщательно продумывает, взвешивает. Общителен в меру, неболтлив. В общении сдержан, терпелив. С трудом приспосабливается к изменению жизненных условий. Его основной недостаток – инертность, малоподвижность, всегда нужно время для того, чтобы втянуться в работу.

Меланхолик. Слабый, неуравновешенный, инертный. “Тор¬мозной тип нервной деятельности”. Все новое его пугает, вызывает состояние дискомфорта. Очень уязвим, обидчив, раним, некоммуникабелен. Замкнут, нерешителен. Обладает повышенной чувствительностью и впечатлительностью (как фотопленка: осторожно, боится засветки), поэтому ему свойственны тактичность, деликатность. В привычных условиях чувствует себя уверенно.

Кроме перечисленных вариантов темпераментов возможны их некоторые разновидности, которые с точки зрения принятой типологии являются смешанными, то есть совмещают в себе качества различных типов.

Тип темперамента оказывает существенное влияние на выбор профессии, сферы деятельности человека. Необходимо избегать противоречий между ними.

Для сангвиника нужно делать работу интересной; периодически строго спрашивать, возбуждая такие мотивы, как чувство долга, ответственности, коллективизма.

Холерику не стоит отвечать резкостью на его резкость, его нужно держать под постоянным негласным контролем.

Флегматику не рекомендуется давать срочные задания. Ему не подходит работа, требующая быстроты. Самое целесообразное – держать его под контролем до момента включения в работу (втянувшись, начатое дело он доведет до конца); важно корректное обращение.

Меланхолику подходит только однообразная, постоянная работа; не рекомендуется смена коллектива; только тактичное, корректное, деликатное обращение.

Темперамент проявляется лишь во внешней, формальной стороне поведения человека. Он дает представление о том, как протекает нервная деятельность человека с точки зрения ее динамичности, интенсивности, эмоциональной выразительности. Содержание и качество деятельности определяются характером человека. Чем преимущественно занимается человек, как (ответственно или халатно, настойчиво или лениво) протекает его деятельность, определяется в основном его характером.

Характер имеет социальную, классовую обусловленность. Темперамент не имеет социальной обусловленности, так как медлительность или подвижность, общительность или сдержанность человека могут в одинаковой степени проявляться при любом общественном строе. Характер же не является врожденным свойством личности. Он развивается в процессе жизни и деятельности. Но в то же время качества темперамента всегда представлены в единстве с чертами характера. По мере возрастного развития взаимозависимость темперамента и характера существенно меняется в сторону более активной регулирующей роли характера.

Характер обусловливает индивидуальное своеобразие действий и поступков человека, определяет манеру держаться, двигаться и т.д. Темперамент влияет на предпочтение человеком определенной цветовой гаммы, на этом основан цветовой тест Люшера [19].

 

4.2. Влияние психологических особенностей личности на формирование индивидуального стиля в одежде

Специалисты в области стиля считают, что сангвиника и холерика следует ограничивать в оформлении одеждой, а флегматика и меланхолика – поощрять.

Женщины с холерическим темпераментом являются активными потребителями моды, горячими и нетерпеливыми. Они лишены умеренности, и если у них нет хорошего вкуса, то общая картина может выглядеть эксцентрично. Эта группа женщин мало заботится о гармонизации одежды со своим обликом. Они видят не “себя в моде”, а “моду на себе”. Таким женщинам можно, например, посоветовать носить платье-костюм, который всегда производит одинаково спокойное впечатление.

Самая большая опасность переборщить для этих женщин таится в красках, так как у них есть склонность воспринимать все цвета слишком чистыми, яркими. Конечно, в соответствии со своим темпераментом (и цветовым типом) женщина может использовать яркие насыщенные краски, но, подбирая тон, она должна учитывать, что если основным цветом выбирается яркий насыщенный, то дополнительный должен быть ахроматический (серый, белый или черный). В таком виде краски сохраняют свою насыщенность и силу, но несколько приглушаются.

Сангвиник – активный потребитель моды. Он требует разнообразия, ему быстро все надоедает, он не привязывается к старому. Сангвиник видит себя в моде и, как правило, хорошо разбирается в выборе основных решений гардероба; больше, чем другие типы, склоняется к восприятию элегантности и утонченности. Таким женщинам можно смело носить платья сложных покроев, броские детали отделок и дополнения. В соответствии со своим жизнерадостным характером сангвиник любит живые краски. Если женщина этого типа имеет хорошую фигуру, она может себе это позволить (в рамках своей цветовой палитры).

Флегматичная женщина наиболее консервативно относится к моде. Отбирает и предпочитает устоявшиеся, классические формы, адаптированные к модному направлению. В одежде ценит удобство и редко изменяет выбранному стилю в одежде.

Флегматики часто одеты очень случайно или отстают от моды. Основная причина того, почему флегматичная женщина наиболее трудно подчиняется моде, заключается не в принципиальной оппозиции моде, а в ее инертности. Чтобы такая женщина хорошо одевалась, ее нужно активно поощрять. Если это удается, то новая одежда оказывает на нее активизирующее действие. Флегматичным женщинам следует носить одежду поярче. Конечно, увлекаться красками тоже не следует, резкие краски не соответствуют их характеру, но это не означает, что нужно носить одно только серое платье.

Среди меланхоликов преобладают типы, которые воспринимают и одобряют моду, но редко следуют ей из-за скромности, нерешительности, инертности. В новой одежде меланхолик чувствует себя неловко, ему кажется, что все смотрят на него. Поэтому старается выбрать неброские решения, одевается нередко с излишней скромностью. Среди меланхоликов есть женщины, настолько скромные в одежде и поведении, что они проходят мимо нас незамеченными. Однако если внимательно приглядеться, можно заметить, что у них красивые глаза, впечатлительный рот и женственные движения.

Необходимо пробудить в меланхолическом типе интерес к своей внешности. Учитывая впечатлительность меланхоличной женщины, следует рекомендовать ей развивать стремление к хорошему вкусу. У нее редко есть понимание нюансов, деталей и сочетаний.

Красиво подобранные мягкие пастельные тона для такой женщины лучше всего. Если у нее красивая фигура, пойдут комплекты и ансамбли интересных цветовых и фактурных сочетаний. Можно использовать одежду более ярких нюансов своей палитры. Конечно, при этом не следует переходить границы. Слишком красочные ткани с крупным рисунком не для меланхолика. Когда меланхолик преодолеет свою робость, начнет одеваться с большим вкусом, это сразу благоприятно отразится на его внешности и настроении.

Американская теория “времен года” предполагает существование взаимосвязи между эмоционально-психологическими признаками личности и цветовым типом внешности.

Женщинам весеннего типа свойственна естественность, искренность и, невзирая на хрупкую внешность, определённый запас бодрости, оптимизма. Женщины весеннего типа – увлекающиеся и любознательные натуры, “компанейские “. В них нет ничего таинственного, они относятся к людям без предубеждений, полны новых идей и не скрывают их.

Идеальная палитра летнего типа отражает и типичные черты характера. Представительницы летнего типа очень женственны, но от них в определённой мере веет прохладой. Женщины летнего типа, нашедшие собственный стиль, часто выглядят раскованными и уверенными “настоящими дамами“. Они тщеславны, но терпимы и имеют спокойный характер. Во многих случаях служат “смягчающим фактором” в конфликтных ситуациях.

“Осенние” женщины – от природы целеустремлённые и энергичные. Если они задумали что-либо сделать, отговорить их невозможно. Женщины осеннего типа обеими ногами прочно стоят на земле, искрятся уверенностью в себе и непоколебимым оптимизмом. Они кажутся не эфирно-хрупкими, как женщины весеннего типа, а отчаянно смелыми, по ним заметно с первого взгляда: они умело распоряжаются своей жизнью. Время от времени они подвергаются опасности перестараться. Женщины осеннего типа выглядят не так элегантно, как женщины зимнего типа. Однако именно это вызывает к ним особенную симпатию. Одно их присутствие создаёт у окружающих ощущение уюта. В их характере в очень удачных пропорциях сочетаются страстность, сентиментальность и доброта. Благодаря организаторским способностям женщины осеннего типа часто достигают вершины карьеры, однако зачастую им достаётся и самая неприятная работа.

При описании “зимней” женщины используют эпитеты: элегантная, драматичная, экстравагантная, аристократичная, импозантная, гордая. Женщины зимнего типа тщеславны и очень уверены в себе. Им не свойственны естественность весны, кротость лета или теплота осени. Женщины зимнего типа излучают сильное эротическое биополе, но одновременно с этим холодную неприступность. Они умеют себя “подать” прежде всего на работе. На подчинённых их образ производит впечатление, что они всё держат под контролем.

Возможно, не всегда психологические особенности конкретной личности совпадают с этими характерными признаками, однако следует помнить, что таково восприятие типа. Оно определяется психологическим восприятием цветовой гаммы, свойственной тому или иному типу.

 

4.3. Одежда как характеристика личности

Когда говорят “Одежда делает людей”, то имеют в виду – какова одежда, такова и личность.

Вечно брюзжащие, всегда чем-то недовольные, разыгрывающие порядочность безвкусные и пошлые моралисты бывают просто счастливы, когда они выглядят подобно тряпке для вытирания пыли.

Становящаяся самостоятельной бойкая девушка, неудовлетворенная моралистскими требованиями исполнения своего долга, демонстрирует эту неудовлетворенность провоцирующей укороченностью юбки или ее длиной, или просто привлекающей внимание деталью одежды.

Экстравагантность, будь то прическа панка или провоцирующее парижское модельное платье – это всегда повышенное притязание на значимость. Экстравагантность проистекает из чувства неполучения требуемого признания. Это особенно характерно для людей, которые вместо самовоплощения ищут аплодисменты.

“Будь то фиговый листок или кринолин, будь то короткая или длинная одежда, да и все, что люди когда-либо носили в качестве модных одеяний, все это чистая условность, которую нельзя отнести на счет личности человека… И не мода, сколь бы необычной, выходящей за рамки и даже шокирующей она ни была, позволяет выносить суждение о человеке, но направленность и уровень стиля одежды.” [19].

Люшер выделяет четыре уровня стиля в одежде:

1. 1. Элегантность – индивидуально и суверенно подобранная одежда из чувства чистой радости.

2. 2. Ухоженность – традиционно выбираемая имитация роли или непринужденно выбираемая одежда.

3. 3. Безразличие – дисгармоничная, но опрятная одежда.

4. 4. Запущенность – дисгармоничная и неопрятная одежда.

Элегантность – это не только тщательно уравновешенная пропорциональная и гармоничная целостность всех элементов одежды. Элегантность требует добавить нечто особенное, сформированный собственной личностью оригинал, индивидуальную “изюминку”. Эта особенность проистекает из способности радоваться прекрасному, самостоятельно комбинировать формы, цвета и рисунки. Эстетически элегантным является тот, кто одевается из радости.

Тот, кто спрашивает, как он должен быть одет, чтобы понравиться другим, чтобы выглядеть элегантно или модно, функционирует в качестве раба своей роли-идола.

Безрадостность – это не только безразличие и равнодушие, но и опасение оказаться объектом критики, если не следовать новейшей моде. Из страха прилежно старается конформист подобно марионетке, послушно дергаться за колебаниями моды: коротко – длинно. Он боится выглядеть несовременно и невыгодно. Роль-защита решает, что нужно надевать, а чего носить не стоит. Лишь из страха перед критикой многие мужчины надевают свои белоснежные сорочки и тщательно отглаживают костюмы. Не потому, что они испытывают радость от этого или благодаря этому великолепно себя чувствуют, но лишь затем, чтобы не показаться неухоженными. И они стоят в униформе своей роли-идола так же далеко от исполненной радости эстетической элегантности, как и простая неряшливость, как обычное безразличие.

Большинство людей в каждой своей одежде сохраняют один и тот же уровень притязаний. Элегантно одетые люди даже домашнюю одежду носят так, что она соответствует тому же высокому уровню.

Судить об особенностях личности позволяет не только уровень стиля, но и его направленность. Хорошо одетая актриса носит иную одежду, чем хорошо одетая парикмахерша, ухоженный архитектор одевается иначе, чем хорошо одетый директор банка.

Люшер выделяет четыре направленности стиля одежды в качестве роли-идола (они образуют две полярные пары: традиционный и оригинальный; классический и новомодный) и четыре направленности стиля одежды в качестве роли-защиты (единообразие и разнообразие, консервативность и эксклюзивность).

Роль-идол и роль-защита могут выражаться в одном и том же направлении стиля, то есть в одежде одного вида. Однако мотивы в этом случае совершенно различны: в направлении стиля можно переживать сильнейшее чувство самоутверждения (“Я теперь шикарно выгляжу!”) или состояние защиты из-за боязни критики (“Как деловой человек я не могу себе позволить одеваться так, как это мне подходит”).

Психо-эмоциональные признаки личности влияют на скорость усвоения модных сообщений потребителями: одни воспринимают их раньше, другие – позже.

В зависимости от скорости принятия и усвоения “мод” потребителей можно разделить на пять категорий [23]:

1. “Инноваторы” (обозначаемые в различных исследованиях как “пионеры”, “экспериментаторы” и т.п.). Их отличительная черта – склонность к экспериментированию и риску (речь идет о моде, а не о любых жизненных ситуациях). Это самая малочисленная группа потребителей.

2. “Ранние усвоители” (иначе называемые “лидерами”, “местными лидерами” и т.п.). Их отличает особое внимание к уважению со стороны окружающих.

3. “Раннее большинство” (обозначаемые так же, как “подражатели”, “ранние последователи” и т.п.). Отличительная особенность индивидов, принадлежащих к этой категории, – рассудительность.

4. “Позднее большинство” (фигурирующие в исследованиях также под названиями “скептиков”, “консерваторов” и т.п.). Характеризуется прежде всего скептицизмом.

5. “Отстающим” (“поздним усвоителям”, “традиционалистам” и т.п.) свойственна прежде всего ориентация на традицию, поэтому они усваивают новый стандарт только тогда, когда он превращается в традицию.

 

ТЕМА 5. Характеристика основных стилевых решений современной одежды

План:

5.1. Основные стилевые решения в одежде.

5.2. Классический стиль.

5.3. Спортивный стиль.

5.1.Основные стилевые решения в одежде

Стилевые решения современной одежды чрезвычайно разнообразны. Один и тот же стиль может иметь разные названия или варианты. Поэтому при изучении стилевых решений важно приобрести навыки их систематизации, уметь анализировать истоки и причины возникновения того или иного стиля, выделять его характерные отличительные признаки.

В зависимости от задач исследования и выбора классификационных признаков возможны различные подходы к анализу стилей.

Существует градация стилей по историческим эпохам. Условно в истории развития европейского искусства выделяются стили: “классический”, “средневековый”(византийский, романский, готический), эпохи Возрождения, “барокко”, “рококо”, “ампир”, “современный”.

Художественным стилем эпохи конца ХХ века является постмодернизм. Сочетание несочетаемого – типичный художественный прием эпохи постмодернизма. Он получил название “serfstyle” (свободное плавание по стилям) в отличие от царившего еще недавно принципа стилевого единства деталей “total look”.

Поскольку в моде все уже было, лучшее, что может сделать дизайнер сегодня — это взглянуть на прошлое свежим глазом. Увидеть по-новому и попытаться перетасовать колоду: иначе использовать цвета, ткани и вещи. Поменять местами и ролями, например, пиджак и сорочку, изменить привычные пропорции и соотношения, “нарушить” технологию, пропустив бархат через стиральную машину, придать вещам ношеный и стираный вид.

Смешение различных стилей, их комбинация и усложнение различными дополнениями создают внутри существующего стиля новое “локальное” стилевое направление, или стиль определенного автора. Некоторые решения оказываются удачными и внедряются не только в высокую моду, но и в повседневную одежду.

При анализе современных модных тенденций отмечают формирование двух глобальных полярных стилевых тенденций: минимализма и максимализма. Деление на максимализм и минимализм распространяется на все элементы понятия “стиль жизни”: одежду, автомобили, интерьеры, сервизы и т.п.

Развитие этих тенденций обусловлено противоборством Haute Couture и Pret-a-porter.

“Максимализм” – детище Haute couture. Это максимально детализированный стиль сверхженственных, роскошных, театральных вещей. Его девиз – декоративность; источники вдохновения – историзм (ретро) и экзотизм. Приверженцем максимализма является Джон Гальяно. В его коллекциях облик женщины приобретает вновь пышную женственность, изобилует всевозможного рода деталями: искусственными цветами, серьгами, украшениями в волосах, бусами, пышными прозрачными юбками, вышитыми корсетами, очень высокими шпильками и каблуками. Этот стиль является воспоминанием, ностальгией по XIX веку. Художники-стилисты вернули в Высокую моду кринолин, корсет, трэн (шлейф), настоящие меха. Эта мода зрительно красива, роскошна, но совершенно не применима к современной жизни.

В 90-х годах много говорилось о кризисе Высокой моды. В коммерческом плане Haute Couture убыточна, поскольку работает на ограниченный круг эксклюзивных клиентов и использует трудоемкую ручную технологию изготовления одежды и аксессуаров. Haute couture, “Высокая мода”, может существовать сегодня только при финансовой поддержке извне как искусство или как рекламная кампания (для продажи под престижной маркой парфюма, косметики и более дешевых “вторых линий” – одежды Pret-a-porter).

Система производства готовой одежды Pret-a-porter ориентирована на массового покупателя, на большой класс работающих мужчин и женщин. Девизом Pret-a-porter является практицизм, удобство, легкость ухода. Минимализм конца 90-х берет начало в пуризме 20-х и 50-х годов, минимализме конца 60-х. Минимализм (пуризм, аскетизм) выражает потребность человека демонстрировать свою личность, а не прятаться за модными “упаковками”.

Это сдержанный, основанный на силуэтном восприятии стиль, без излишней детализации. Для него характерны чистота линий, очень высокое качество материалов, идеальный крой и наивысшее качество исполнения. Он отрицает использование украшающих деталей. Его привлекательность – в простых, строгих, вытянутых облегающих силуэтах и необыкновенно мягких тканях, дающих ощущение уюта и комфорта. Аскетичные минималистские модели подчеркивают яркую индивидуальность женщины, их носящей. Эта одежда обращена к интеллекту и благодаря отсутствию деталей отвечает потребности в универсальности, практичности, самоутверждении, ощущении собственной дисциплинированности.

Простота – залог красоты в минимализме, с его строгими костюмами, узкими брюками, черными тенями вокруг глаз, стянутыми на затылке волосами, ахроматической гаммой, асимметричными острыми линиями и агрессивным аскетизмом.

Минимализм и культ функциональности проповедуют Calvin Clein, Gucci, Donna Caran, Jill Sander, Helmut Lang, H. Leger.

В рамках современного минимализма сосуществуют как более “жесткие”, даже агрессивные, с явным мужским акцентом стилевые решения, так и гламурные, более женственные, напоминающие модели 30-х годов.

Мало кто из специалистов сомневается в том, что минимализм более жизнеспособен со своей простотой форм, мягкостью материалов и комфортом.

В работах, посвященных проектированию одежды, наиболее распространена классификация стилевых решений одежды, которую предложил А.И.Черемных. Все многообразие форм одежды по своему стилевому решению он предлагает свести к трем основным группам: одежда классического (строгого) стиля, одежда спортивного стиля и одежда стиля “фантази”.

Одежда классического стиля характеризуется деловитостью, подчеркнутой строгостью и подтянутостью формы, минимумом деталей. Декоративная отделка в такой одежде почти отсутствует. Все в ней должно быть рационально и соответствовать определенному назначению. Пропорции одежды классического стиля соответствуют естественным пропорциям фигуры человека. Основные членения формы одежды проходят в местах естественных членений фигуры. Линия талии в одежде совпадает с линией талии фигуры, линия проймы проходит в месте сочленения руки с телом, линия горловины – в месте сочленения шеи с туловищем. Линии формы в целом и деталей просты, лаконичны.

Для одежды спортивного стиля характерны свобода формы, удобство в движении, действии. Подчеркиваются подтянутость, стройность, спортивность фигуры человека. Разнообразен покрой рукавов: они могут быть втачными, реглан, цельновыкроенными, комбинированными. В женском костюме широко используются различной длины и формы брюки. Характерными для одежды спортивного стиля являются: накладные карманы и застегивающиеся клапаны, пояса, хлястики, строчка, кокетки, манжеты, различные складки, шлицы. Концентрируется внимание и на разнообразной фурнитуре. Применяется отделка трикотажем, кожей, натуральным и искусственным мехом. Членения формы и композиционное решение декоративных и конструктивных линий должны быть простыми и ясными.

Одежда стиля “фантази” отличается большим разнообразием и декоративностью самих форм и деталей, сложным покроем, нарядностью отделки (кружево, вышивка, меха). Членение форм может быть необычным, в том числе асимметричным. Композиционное решение линий, деталей в основном дается декоративно, “образно”, конструктивные линии не подчеркиваются.

Выбор того или иного стилевого решения моделей одежды зависит от вида и назначения одежды. Например, для нарядной женской одежды можно использовать как классический стиль, так и стиль “фантази”, для одежды повседневного назначения – спортивный и классический стиль, для рабочей одежды – спортивный стиль и т.д.

Источники образных решений разнообразны. При создании деловой одежды – классика различных десятилетий двадцатого века, в первую очередь мужской костюм, традиции народной одежды для труда; компьютерные мотивы.

Для спортивного стиля – темы туризма, спорта, досуга; элементы фольклора, этнические мотивы; советская “прозодежда” двадцатых годов; космические и компьютерные мотивы и наоборот, обращение к человеческой культуре, отличной от машинного разума.

Наиболее разнообразны образные темы стиля “фантази”: это ретро (“модерн” и “неоклассицизм”, 20-е и 30-е годы); этнические мотивы (русский, мексиканский, восточный костюм, архаическая культура отдаленных регионов России – Урала, Алтая, Севера, Сибири); научная фантастика; авангард: гротеск, поп-арт (представление фигуры в виде упаковки – пакета, конверта и т.д.).

В завимимости от образных источников внутри каждого “макростиля” можно выделить множество разнообразных стилей, которые, в свою очередь, могут содержать “микростили”. Так, внутри стиля “милитари” (военизированный, армейский), который можно отнести к спортивному макростилю, можно выделить микростили: “военно-морской”, “пилот”. Романтический стиль можно рассматривать как элемент макростиля “фантази”. Романтика конца 90-х годов ХХ века включает в себя многие этнические и ретро-стили, эклектику в стиле блошиного рынка. Этнические стили: азиатский, африканский, индейский; ретро: стиль “империя” (платья ампир в духе Жозефины Бонапарт), стили 20-х, 30-х, 50-х годов уходящего столетия.

Один и тот же стиль можно отнести к нескольким макростилям. Стиль “ Hi-Tech ”, связанный с привлечением в моду новых материалов и новых технологий и аккумулирующий в себе космический и компьютерный стили, можно классифицировать как спортивно-фантазийный.

5.2. Классический стиль в одежде

Типичным представителем классического стиля в одежде является английский костюм. Понятие “английский костюм” появилось в восемнадцатом веке. В это время в Англии под влиянием длительной борьбы между феодально-консервативным и буржуазно-прогрессивным течениями складывается английский стиль в одежде, более строгий по форме и цвету.

Стиль делового человека сначала нашел сторонников в среде буржуазного и прогрессивного дворянства и быстро распространился по континенту. В 80-х годах становится модным и повседневным созданный в Англии в середине 18 века костюм для верховой езды: суконный фрак, редингот (верхняя одежда с прямыми полами), узкие панталоны-шорты, сапоги с отворотами из рыжей кожи. В отличие от господствующей тогда французской (версальской) моды (шелковый кафтан и короткие штаны-кюлоты) такой костюм стали называть английским.

 

Английский стиль повлиял и на женскую одежду. Меняется силуэт женского костюма. Перестают носить жесткие каркасы-панье. Женская одежда становится удобнее и проще.

В 80-х годах XIX века вошел в моду женский английский костюм, покроем напоминающий мужской: прямая юбка со складкой или без нее и жакет на подкладке. Его предшественниками были всевозможные жакеты мужского типа. Такой костюм обычно шили мужские мастера. Ткани как на мужской, так и на женский костюм шли неяркие, часто в неброскую полоску или клетку.

Благодаря сравнительно простому покрою английский костюм в конце XIX века способствовал массовому производству одежды. Английскому стилю чуждо все кричащее, бросающееся в глаза. Этот стиль всегда моден, поэтому его называют классическим. Он хранит верность уже сложившемуся типу одежды (элегантной, строгой), подчиняясь требованиям моды в силуэте и различных деталях (длины и ширины лацканов, брюк, пиджака).

Признанной классикой ХХ века стал стиль “шанель”. В конце XIX века женщина стала пробовать себя в общественном производстве, началось движение за эмансипацию. Больше всего этому феномену “поспособствовали” мужчины, затеяв первую мировую войну. Женщинам пришлось заполнять рабочие места на всех уровнях. Появились и новые проблемы – в чем ходить на работу.

В 20-е годы ХХ столетия родился новый стиль в женской одежде. Шанель первой сделала короткую мальчишескую стрижку, ввела моду на загар и отобрала у мужчин почти весь их гардероб. Созданный ею стиль – это утонченный запах косметики, элегантные костюмы и платья, это отказ от излишеств, ненужных украшений, которые демонстрируют не женщину, а содержимое ее кошелька. Костюмы удивительно просты – взятые из мужского гардероба пиджак, широкие брюки и жилет. Прямая юбка обязательно за колено или до середины колена. Вместо рубашки – блуза, как правило, выполненная в романтическом стиле. Женственность подчеркивается бижутерией (несколько рядов длинных жемчужных ожерелий в сочетании с простым свитером или широкие золотые браслеты в сочетании с мужским пиджаком). И, конечно же, неизменный черный цвет.

Шанель впервые создала двухцветные туфли, украсила сумки цепочками, ввела в женский обиход мужские смокинги с атласными лацканами и, наконец, придумала столь широко известное "маленькое черное платье". Она изобрела новый предмет туалета, впоследствии ставший неизменным атрибутом гардероба любой женщины, – свитер. Впервые женские модели шьются из материала, который первоначально предназначался лишь для спортивной одежды, – из джерси.

И по сей день этот набор вещей остается неизменным. Мода лишь вносит некоторые коррективы: появляются новые ткани, слегка меняются силуэт, цветовая гамма, отделка, пропорции отдельных частей костюма. Стиль “шанель” и сегодня является воплощением современности и элегантности.

 

5.3. Спортивный стиль

В истории костюма спорт занимает особое место. Под его влиянием одежда стала более простой, функциональной и практичной. Спортивная одежда легка, прочна и удобна. Создано немало стильных, менявшихся на протяжении десятилетий костюмов для разных видов спорта, послуживших, в свою очередь, толчком к созданию новой, более непринужденной и красивой мужской одежды. История спортивной одежды и есть, по существу, история одежды мужчин. В то же время спортивный стиль благоволит к национальным головным уборам и узорам, предполагает своеобразие и красочность, дает возможность демонстрировать спортивную фигуру и хорошую осанку.

Спорт в современном значении этого слова получил начало в первой половине прошлого столетия в Англии. Спорт был новым видом физической деятельности, он содержал в себе момент психического и физического напряжения, риска, энтузиазма. Он приносил удовлетворение, позволял чувствовать себя личностью. Спортсмен того времени занимал особое место среди себе подобных, и одеждой он стремился подчеркнуть это.

Возникновение массового воскресного спорта дало толчок к развитию производства готовой одежды. По мнению польского историка костюма Анджея Банаха, таким толчком к формированию “спортивной линии” послужили прогулки в горы, для чего покупали дешевые готовые костюмы. Дорогой, хорошо сшитый, соответствующий этикету городской костюм был неудобен на лоне природы. Тогдашний готовый костюм редко приходился впору. Пиджак свободно висел на плечах – это и положило начало спортивной линии. Каждый подбирал к готовому костюму что-нибудь оригинальное и запоминающееся: длинный шарф, джемпер с высоким воротом, стильные сапожки со шнуровкой, необычную шапочку.

Многие появившиеся в конце прошлого столетия спортивные куртки и головные уборы носят имя их создателя или человека, первым надевшего его. Так, известна охотничья куртка норфолкского герцога, ставшая вместе с брюками три четверти одеждой для езды на велосипеде и для путешествий. Известна также “боулер” – жесткая шляпа, созданная модистом Уильямом Боулером, и ее вариант – шляпа-дерби с черной лентой, которую граф Дерби надевал на скачках на ипподроме.

Часто элементы одежды заимствовали у того народа, где развивался тот или иной вид спорта. Так, в лыжном спорте взяли за образец анорак эскимосов, в борьбе дзюдо – плотно опоясанное самурайское кимоно, альпинисты стали носить короткие кожаные брюки и тирольскую шляпу. Костюм участников традиционных состязаний по гребле, проводимых английскими университетами, послужили прообразом морского стиля.

Спорт оказал глубокое влияние и на женскую одежду, упростив ее. Женщина, как и прежде, стремилась выглядеть женственно, но в то же время постепенно стала носить те же джемперы, шарфы, пиджаки, длинные и короткие юбки, что и занимающиеся спортом мужчины, хотя сама еще активно не включилась в спортивную жизнь.

Совместные прогулки на велосипедах, игра в теннис, походы в горы, катание на коньках – все это требовало соответствующей одежды. Велосипедный спорт дал право женщинам уже в начале нынешнего столетия носить укороченные до колен юбки. Появилось теннисное платье с заложенной в складки юбкой, костюмы для игры в крокет, гольф и кегли.

Учащиеся прогрессивно настроенных женских колледжей стали играть в хоккей в джемперах машинной вязки. С тех пор эта теплая одежда с высоким воротом стала составной частью спортивной одежды и одежды для загородных поездок. Женщины переняли у мужчин также кожаные куртки и блузоны.

С развитием моторного спорта, то есть с появлением автомобиля, встал вопрос верхней теплой одежды. В начале нынешнего века специальные шапочки и плотно застегивающиеся пальто и накидки позволяли даже светской даме ездить на автомобиле со скоростью 15 миль в час, без опасения замерзнуть. Позднее эти пальто стали модной одеждой для плохой погоды.

С развитием летного дела стали уделять внимание и весу одежды. Когда, например, виконтесса де Сибур в 1929 году совершила на своем самолете кругосветное путешествие, газеты подробнейше описывали легкий вес ее одежды.

Одновременно с появлением лыжного костюма возникла и так называемая одежда “апре-ски” – удобные брюки и блузки, вышитые вязаные кофты, шали и теплые чулки, которые надевали после активного занятия спортом в помещении во время еды или отдыха возле камина. Классический вид спортивного костюма, то есть то, что берется за образец при создании современных спортивных моделей, сформировался к 20-30-м годам XX века.

В настоящее время мы используем классическую спортивную одежду при создании новых моделей самого разного назначения.

В 60-е годы популярность завоевали блейзер и матросский стиль. Доминировала форменная одежда, широко использовали металлические пуговицы, гербы, канты, полоски. Преобладал белый, но в дальнейшем появились и другие цвета. На одежде красовались эмблемы клубов, цифры и монограммы, рубашки украшали рисунки, блузоны – цветные вставки. Все это выглядело чрезвычайно декоративно. Появились всевозможные спортивные рубашки, как, например, майки, футболки, рубашки “поло”.

Затем вошла в моду классическая самурайская одежда. В 70-е годы талантливые японские модельеры продемонстрировали в Париже национальные покрои и цвета. Широкую популярность завоевали стиль дзюдо с характерным жакетом покроя кимоно, а также японское кимоно с кушаком и вязаные кофты с запахом.

Заимствования из спортивной одежды всячески обоснованы. В первую очередь потому, что мы постоянно нуждаемся в удобной и практичной одежде. Нам хочется везде чувствовать себя свободно и непринужденно – в городе и на лоне природы, на даче и пляже. Спортивный костюм, бывший когда-то достоянием спортсменов, наложил отпечаток на всю нашу одежду.

ТЕМА 6. Влияние признаков габитуса на выбор стилевых решений

План:

6.1. Стилевые образные группы женщин, выделяемые по совокупности признаков габитуса.

6.2. Концепция Инь-Янь и выбор стиля в одежде.

6.1. Стилевые образные группы женщин, выделяемые по совокупности признаков габитуса

В последнее время делаются попытки из разрозненных сведений о цветовом типе внешности, телосложении, темпераменте и характере создать образное представление о человеке. Это вызвано стремлением через одежду выразить индивидуальный внутренний мир человека. Представляет интерес классификация женских образных стилевых групп, разработанная Л.П. Шершневой.

Она отмечает, что люди с быстрой сменой процессов возбуждения и торможения (холерик и сангвиник) обычно худощавы, подтянуты. При этом холерику свойственна некоторая заостренность в чертах, строении тела и движениях, а сангвинику свойственны более мягкие формы. Для флегматика характерна некоторая солидность и медлительность. Меланхолик чаще всего полный, его фигура как бы опущена, не подтянута, живот выпуклый.

По сочетанию признаков габитуса Л.П. Шершневой выделено шесть типов женских образов: молодежный, спортивный, женственный, элегантный, флегматичный и геронтотип (женщины старше 65 лет).

Женщины молодежного типа несколько угловаты и порывисты в движениях, высокого или среднего роста, худощавые, с равномерным распределением жироотложений, подтянутые, с длинными ногами, впалым животом, несильно развитыми грудными железами; осанка нормальная или слегка сутуловатая. Характер легко возбудимый, общительный, холерического типа. Предпочитают свободу, спортивность, простоту линий, смелость цветовых решений. Легко воспринимают новую моду, могут быть эксцентричны.

Спортивный тип характеризует рослых, крепко сложенных женщин, с хорошо развитыми мышцами. Осанка нормальная или слегка перегибистая. Плечи широкие, бедра, наоборот, узкие, средние по полноте, с равномерным жирораспределением. Движения резкие, порывистые. Манера держаться свободная. Характер волевой, резкий. Темперамент сангвинический с некоторым оттенком холерического. Предпочитают спортивный стиль, иногда с элементами классики.

Женственный тип. Женщины этого типа небольшого и среднего роста, с мягкими и плавными движениями, уравновешенные, радушные, кокетливые. Осанка любая. Плечи узкие, покатые, бедра широкие. Женщины этой группы могут быть средней полноты или несколько полноватые,

Элегантный тип. В облике женщин этого типа выражена аккуратность, спокойная и уверенная манера держаться и двигаться, радушие и приветливость, они обладают высокой культурой речи. Женщины этого типа подтянуты, стройны, жирораспределение равномерное или локализовано в верхней части тела. Имеют сильный уравновешенный тип нервной системы (сангвиник).

Флегматичный тип. Этот тип характеризует очень полных женщин среднего или ниже среднего роста как с равномерным, так и с неравномерным распределением жироотложения. Вся фигура у них как бы опущена, неподтянута, плечи покатые, живот большой выпуклый, движения мягкие, плавные, ленивые. По темпераменту флегматичные или меланхоличные.

Перечисленные группы не охватывают всего разнообразия типов женских образов, возможны некоторые их разновидности, которые с точки зрения принятой типизации являются смешанными.

Кроме перечисленных факторов, на внешний облик человека оказывает большое влияние возраст, национальная принадлежность, культурный уровень и ряд других факторов.

У каждого возраста свои преимущества, есть они и у женщин, возраст которых называют “элегантным” (30-45 лет). К этому времени женщина обычно имеет определенное, вполне сложившееся отношение ко всему окружающему миру. Одежду она подбирает себе не по последнему “крику” моды, а соответственно своему типу, комплекции и тому положению, которое она занимает в семье и обществе.

В каждый период жизни человек имеет свои отличительные черты характера, свой, присущий ему облик. Поэтому одежда должна выявлять, подчеркивать, делать более яркими определенные положительные черты личности и не вступать с ними в конфликт.

К 65-70 годам признаки габитуса обусловлены возрастом настолько, что целесообразно выделить как самостоятельную образно-стилевую группу “геронтотип”- тип пожилой женщины. Такие женщины в одежде ценят простоту форм, членений и рисунков материала, функциональность, рациональность и удобство. На моду почти не реагируют.

Возможны некоторые разновидности женских образов, которые с точки зрения такой типизации являются смешанными.

 

6.2. Концепция Инь-Янь и выбор стилевых решений одежды

Мировоззренческую основу древней китайской философии составляет учение о двух противоположных началах – Инь и Янь. Первоначально они обозначали явления повседневной жизни. Например, Инь означало затемненную сторону предмета, Янь – освещенную. Позже Инь и Янь стали рассматриваться как "силы" или "энергии", или как материальные взаимодополняющие явления (стороны) предметного мира, в связи с чем любое явление, любое существо и каждое из его состояний можно было отнести к двум противоположным формулам – Инь или Янь.

С помощью концепции Инь-Янь можно выразить противоположные стороны явления. Так, деятельность и покой, свет и тьма и многие другие пары взаимопротивоположных явлений, предметов и свойств могут быть восприняты с позиции концепции Инь-Янь как единство и борьба двух противоположных сил. При этом ни Янь, ни Инь не могут существовать изолированно друг от друга.

Янь – солнце, небо, мужской, сильный, горячий, твердый, светлый, большой, тяжелый, высокий, длинный, блестящий, радостный, полный...

Инь – луна, земля, женский, слабый, холодный, мягкий, темный, маленький, легкий, низкий, печальный, худой....

Янь – это авторитарность, консерватизм, сдержанность, соблюдение общепринятых норм и правил, сила и действенность.