Индивидуальный стиль в одежде – это неповторимая манера ношения одежды, умение подобрать решения, гармоничные особенностям личности и окружающей человека среды.
Проблемы создания индивидуального стиля в одежде
Понятие стиля
Факторы, определяющие формирование индивидуального стиля в одежде.
Проблемы создания индивидуального стиля в одежде.
Понятие стиля.
ТЕМА 1. Понятие индивидуального стиля в одежде
План:
Проектирование любого предмета происходит в рамках определенного стиля, который накладывает отпечаток на форму, конструкцию, декор.
Под понятием “стиль” подразумевается исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность признаков образной системы средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания. Эта общность проявляется одновременно во всем: архитектуре, литературе, живописи, костюме и вытекает из политической, психологической и экономической жизни общества. Для каждого стиля характерен своеобразный круг идей, образов, тем, композиционных приемов.
Органичное слияние костюма с окружающим миром предметов и архитектуры является стилевым признаком культуры. Каждая эпоха, стиль, культура непременным условием ставили обязательность связи между средой и костюмом, архитектурой и предметами прикладного искусства.
Стиль отражает процессы, происходящие в жизни общества. Дизайн в костюме более непосредственно, чем другие виды творчества, ощущает на своей конечной продукции практическое влияние стилеобразующих процессов, которые связаны с творчеством модельеров, с характером производства одежды, со вкусами и ценностной ориентацией потребителей, с темпами морального устаревания конструктивно-композиционных решений костюма. Каждый из известных стилей в своем развитии проходил три стадии: вначале ему было присуще нечто демократичное и конструктивное, затем он начинал приобретать черты декоративности и, наконец, предельной орнаментации предмета, которая разрушала конструктивные основы стиля и приводила его к гибели.
Стилевое решение – наиболее важный общий признак, характеризующий различные формы одежды. Основное назначение стилевой разработки форм одежды и аксессуаров заключается в создании художественной связи нескольких изделий, носимых в комплекте, между собой и их связи с образом человека.
Стиль – привилегия личности, ее отличительная черта. Где есть личность – есть стиль: чутье на людей, поступки и вещи, присущие человеку с острым зрением и независимым умом, человеку, который не хочет раствориться в толпе. Индивидуальный стиль в одежде – важная часть стиля личности, ее имиджа.
Известно выражение “По одежке встречают...”. В нем емко схвачена роль одежды в социальном представлении человека. Одежда -своеобразная визитная карточка, средство самопрезентации. Она придает личностному содержанию адекватную внешнюю форму, несет информацию о социальном статусе, экономических возможностях человека, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою [1,6,17,26,27,32]. Одежда и умение преподнести себя говорят о том, насколько человек ценит себя и уважает других, о чувстве собственного достоинства, о способности к творческой деятельности.
Консультант по вопросам имиджа Уильям Сорлби, автор книги “Ключи от власти”, пишет о значении одежды: “Нет, наверное, второй такой сферы человеческой деятельности, где наше положение и образ жизни проявлялись бы так откровенно, как в нашей манере преподносить себя окружающим через свою одежду. От того, как вы решите себя упаковать, будет зависеть, станут ли слушать вас другие люди, сможете ли вы руководить ими, а то и вертеть по своему усмотрению”. Таким образом, одежда выступает как своеобразный инструмент общения, как средство воздействия на поведение и отношение других людей.
Современная мода предлагает широкий диапазон различных направлений, такой стилевой эклектизм дает возможность не просто хорошо одеться, но и самовыразиться. В этом коренное отличие нынешнего времени от 80-х. Тогда никто не имел права сторониться моды.
Мода прошлых лет была более категорична и все одевались, следуя общепринятому стилю. Редко кто в таких условиях мог определить собственный стиль и руководствоваться им при выборе одежды. Сейчас все иначе. Мода не подвергает сомнению право человека оставаться самим собой и одеваться как заблагорассудится. Она ни на чем не настаивает, просто предлагает посмотреть, поносить то или это, оценить удобство предлагаемых конструкций, достоинства новых тканей, возможности прогрессивных технологий. Внешне все это может выглядеть достаточно традиционно. Можно быть модно одетым и при этом не следовать слепо модным канонам [20,25,29].
Актуально предлагать множество вариантов и не связывать свободу действий – потребитель должен иметь возможность выбрать свою собственную комбинацию. Из хаоса модных предложений каждый может выбрать то необходимое и достаточное, что составит стиль и имидж личности. Таким образом, мода направлена на индивидуализацию стиля.
В условиях разнообразия выбора, представляемого рынком, появилось понятие “квалифицированный шопинг”, то есть приобретение только тех вещей, которые соответствуют индивидуальному стилю личности, образу ее жизни. Сокращение затрат на “лишние” вещи ведет к экономии, позволяет приобрести более дорогую и качественную одежду.
Большинство людей теряется в многообразии цветов, рисунков, фактур, обилии стилевых направлений современной моды. Поэтому появилась потребность в особой категории специалистов – стилистах.
В Соединенных Штатах роль персональных стилистов, помогающих состоятельным клиентам пополнить свой гардероб, становится все более заметной. До такой степени, что престиж звезды оценивается по числу обслуживаюших ее стилистов. Лучших специалистов нанимают иногда за год до важных событий. Они посещают все дефиле, проходящие в Лондоне, Париже, Милане и Нью-Йорке. Просматривают каталоги, видеокассеты с коллекциями Домов моды и производят предварительный отбор моделей, которые могут понравиться их клиентам.
Стиль должен быть динамичен. Часто смена стиля связывается с изменениями в личной жизни. А иногда это просто средство от хандры. Некоторым людям достаточно менять стиль дважды в год, со сменой сезонов. Другим – раз в месяц. Но не чаще. Если менять стиль каждую неделю или каждый день, это уже отсутствие стиля, люди перестают замечать стильность. Некий имидж должен ассоциироваться в сознании окружающих с неким человеком.